Файл: Правовая природа ценной бумаги как объекта гражданских прав.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доходность российских суверенных еврооблигаций:

Год Мин. доходность Макс. доходность

2014 13% 45%

2015 13% 20%

2016 5% 12%

2.2. Государственные краткосрочные бескупонные облигации Российской Федерации и казначейские обязательства.

ГКО размещаются с дисконтом. Эмиссия осуществляется на срок до одного года. Погашение ГКО происходит следующим образом: на счёт предприятия перечисляется номинальная стоимость ГКО на момент погашения. На номинальную стоимость не предусмотрено начисление процентов, поэтому все сделки по купле – продаже ГКО происходит по цене ниже номинальной. В данном случае доход по ГКО составит разницу между ценой погашения и ценой покупки – дисконт. КО – это эмитируемая государством ценная бумага или обязательство государства выплатить последнему держателю при соблюдении определённых условий сумму номинала и проценты. КО предназначены для погашения кредитной задолженности предприятия или обязательств по уплате налогов в бюджет. При первичном размещении к номиналу КО Минфин устанавливает процентную ставку. КО передаются только юридическим лицам. Каждое КО имеет определённую серию со следующими параметрами: дата выпуска, номер серии, объём выпуска, дата начала налогового освобождения, дата начала размещения, дата начала погашения, дата окончания погашения, ограничения. Выпускают КО в бездокументарной форме в виде записи на счетах “депо” в уполномоченном депозитарии (банк – агент Минфина РФ). Выписка со счета является подтверждением права собственности. Владелец КО может делать следующие операции с этими ценными бумагами:

1) Погашение кредиторской задолженности путём перевода КО на счёт кредитора. При данной операции необходимо знать вид расчёта. В глобальном сертификате оговорены обязательные расчёты, которые могут проходить только по номинальной цене. Все необязательные расчёты могут проходить по договорной цене. При совершении расчётов нужно знать количество необходимых расчётов, которые предусмотрены для данной серии ваших КО. Для осуществления этой операции нужно, чтобы и у кредитора, и у дебитора был открыт счёт типа “депо” в банке – депозитарии, который обслуживает данную серию КО. Для такой операции заполняется поручение.


2) Продажа КО юридическим и физическим лицам (резидентам). Операция не имеет ограничений на необходимое количество индоссаментов, цена по этой операции договорная. Дата погашения указана в глобальном сертификате. В данном случае на счета последних держателей КО переводятся суммы, равные номинальной стоимости КО плюс оговорённые при выпуске КО проценты[10]. Если срок обращения КО истёк, а необходимое количество расчётов не набрано, то по заявлению держателя КО будет произведено их погашение.[11]

Глава 3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Согласно Закону “О рынке ценных бумаг”[12] государственное регулирование рынка ценных бумаг выражается в установлении обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и её стандартов, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии, контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них, в лицензировании деятельности профессиональных участников и создании системы защиты прав владельцев ценных бумаг. Федеральный Комитет по рынку ценных бумаг (ФК ЦБ) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью его профессиональных участников через определение порядка их деятельности и определение стандартов эмиссии ценных бумаг. Полномочия ФК ЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации.

Руководитель ФК ЦБ входит в состав Правительства Российской Федерации, федеральный орган проводит государственную политику и осуществляет управление рынком ценных бумаг, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Минфина РФ. Выходит, что ФК ЦБ устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе с государственными облигациями. Определение в Законе “О рынке ценных бумаг” статуса руководителя ФК ЦБ как федерального министра, означает, что Федеральная комиссия обладает правами, аналогичными с министерствами РФ. Это подтверждает и норма Закона о том, что правила ведения учёта и составления отчётности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФК ЦБ совместно с Минфином РФ. Тем не менее Минфин Российской Федерации несомненно обладает исключительными полномочиями по установлению обязательных правил с операциями государственных краткосрочных и иных облигаций и т.п. Поэтому необходимо чётче разграничить права ФК ЦБ, Минфина РФ, а также Банка России в функциональном регулировании выпуска и обращения ценных бумаг.


Особенностью деятельности ФК ЦБ является осуществление её на коллегиальной основе. ФК ЦБ создаёт консультативно-совещательный орган – экспертный совет, который вправе большинством голосов приостановить на срок до 6 месяцев введение в действие постановления ФК ЦБ, которые подлежат обязательному опубликованию и могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или арбитражный суд.

Важное место в государственном регулировании рынка ценных бумаг занимает деятельность ФК ЦБ по установлению единых требований и правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, осуществлению лицензирования и ведению реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации учреждаются профессиональными участниками рынка для: обеспечения условий своей деятельности; соблюдения стандартов профессиональной этики; защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов – профессиональных участников рынка (являющихся членами саморегулирующей организации); установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами. Организация, учреждённая не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг, вправе подать в ФК ЦБ заявление о приобретении ею статуса саморегулируемой организации с приложением заверенных копий документов о её создании, а также правил и положений

саморегулируемой организации, принятых её членами и обязательных для исполнения. Саморегулируемая организация в регулировании рынка ценных бумаг обладает такими правами, как разработка правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности, а также операций с ценными бумагами своими членами, контроль за их соблюдением, разработка учебных программ и планов, подготовка должностных лиц и персонала, определение их квалификации и выдача им квалификационных аттестатов. Различные виды саморегулирующих организаций могут осуществлять для себя подготовку персонала и должностных лиц в соответствии с квалификационными требованиями ФК ЦБ и выдавать им квалификационные аттестаты. В случае установления ФК ЦБ нарушения законодательства о ценных бумагах, требований и стандартов, установленных ФК ЦБ, правил и положений саморегулирующей организации, предоставления недостоверной или неполной информации, разрешение на деятельность саморегулируемой организации может быть отозвано ФК ЦБ.

Таким образом, саморегулируемая организация как добровольное объединение тех или иных видов профессиональных участников рынка ценных бумаг действует в соответствии с законом на принципах некоммерческой организации. Элементом государственного регулирования рынка ценных бумаг является обеспечение ФК ЦБ раскрытия информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участников и его регламентации. В случае открытой эмиссии эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тысяч экземпляров. Эмитент, профессиональные участники рынка, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг. Под раскрытием информации понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации по процедуре, гарантирующей её нахождение и получение. Эмитент обязан осуществить раскрытие информации о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в форме составления ежеквартального отчёта по ценным бумагам и сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность. Под ними в ст.30 Закона понимаются сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ; сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов более чем на 10%; сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.


Профессиональный участник рынка при предложении и (или) объявлении цен покупки и (или) продаже эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных бумаг, либо сообщить о факте отсутствия у него этой информации. Порядок и процедуры раскрытия информации устанавливаются ФК ЦБ. В отличие от общедоступной информации, не требующей привилегий для доступа к ней или подлежащей раскрытию в соответствии с законом, служебная информация об эмиссионных ценных бумагах ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг. Поэтому лица, располагающие служебной информацией, не вправе использовать её для заключения сделок или передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. [13]

Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг выражается в установлении обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и её стандартов, регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии, контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них, в лицензировании деятельности профессиональных участников и создании системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Функционирование российского фондового рынка регулируется следующими важнейшими нормативными документами:

  • Гражданским Кодексом РФ
  • Законом об акционерных обществах
  • Законом о рынке ценных бумаг.

Гражданский Кодекс РФ представляет собой общую правовую базу отношений между юридическими лицами и гражданами. В ГК РФ, в частности, установлены:

  • виды ценных бумаг;
  • типы используемых в работе на фондовом рынке договоров (договор комиссии, договор поручения, договор мены и т.д.);
  • способы передачи прав по ценным бумагам, а также ответственность перед их владельцем.

Федеральный закон об акционерных обществах конкретизировал установленные Гражданским Кодексом правовые основы функционирования юридических лиц и определил порядок жизнедеятельности и правовое положение АО, права и обязанности акционеров. Закон устанавливает:

  • особенности типов акционерных обществ, их отношения с филиалами и представительствами;
  • процедуру создания, государственной регистрации, управления, реорганизации и ликвидации АО;
  • а также процедуру размещения обществом ценных бумаг, порядок выплаты дивидендов и ведения реестра акционеров.

В апреле 1996 года вступил в силу Закон о рынке ценных бумаг, которым регламентированы:

  • инфраструктура фондового рынка (государственные органы регулирования в лице Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и саморегулирующиеся организации);
  • вопросы эмиссии и вторичного обращения ценных бумаг, меры по совершенствованию информационного обеспечения рынка.
  • виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и вопросы их лицензирования.

Более детальная конкретизация правил работы и функционирования рынка ценных бумаг, порядка проведения эмиссий и лицензирования компаний отнесена Законом к компетенции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, постановления которой регулярно публикуются в специально издаваемом «Вестнике ФКЦБ».

Для профессиональной деятельности на фондовом рынке его участник должен пройти процедуру лицензирования, для чего он должен соответствовать ряду требований. Согласно Закону о рынке ценных бумаг функция органа, лицензирующего деятельность на фондовом рынке, отнесена к компетенции

Поскольку каждая сделка с корпоративными ценными бумагами предполагает переход удостоверяемых ею прав собственности, Законом об акционерных обществах установлено, что не позднее месяца с момента государственной регистрации АО обязаны обеспечить ведение реестра акционеров. Держателем реестра может быть само АО (если число владельцев обыкновенных акций не превышает 500) или специализированный регистратор - юридическое лицо, предметом деятельности которого является исключительно ведение реестра владельцев ценных бумаг других эмитентов. Регистратор ведет первичный учет ценных бумаг.

Помимо регистраторов хранение ценных бумаг обеспечивают Депозитарии. Депозитарии открывают специальные счета Номинального держателя в реестрах, и уже внутри себя учитывают ценные бумаги своих Клиентов. Депозитарная деятельность не является исключительной и возможно ее совмещение с иными видами деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг. Депозитарии ведут вторичный учет ценных бумаг.

Эмитенты, акции которых котируются на РТС или ММВБ, учитывают акции с помощью независимых специализированных регистраторов. Так как количество эмитентов, прошедших листинг на обеих биржах достаточно велик, и, зачастую эмитенты обслуживаются у различных регистраторов, то в целях унификации расчетов обе биржи обеспечивают учет и перерегистрацию прав собственности на торгуемые акции в специальных депозитариях. В свою очередь, данные депозитарии имеют специальные счета (номинального держателя) у всех регистраторов. Таким образом, инвесторы имеют возможность хранить различные акции и проводить с ними операции на одном счету в депозитарии. Счет для хранения акций называется счетом ДЕПО.