Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 4
20 ADVANCE 144 0 0
21 RELEASE 144 0 0
22 SAVEVALUE 144 0 0
23 TERMINATE 144 0 0
ZAPAER 24 SAVEVALUE 6 0 0
25 TERMINATE 6 0 0
26 GENERATE 1 0 0
27 TERMINATE 1 0 0
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY
POLOSA 422 0.586 2.000 1 0 0 0 0 0
SAVEVALUE RETRY VALUE
1 0 278.000
2 0 144.000
3 0 6.000
FEC XN PRI BDT ASSEM CURRENT NEXT PARAMETER VALUE
430 0 1440.321 430 5 6
433 0 1441.917 433 0 1
432 1 1443.091 432 0 18
427 0 1443.807 427 11 12
434 0 2880.000 434 0 26
Дополнительные области применения модели не просматриваются из-за строгой ориентированности на конкретную предметную область. Возможно только изменение параметров, определяющих временные характеристики прибытия и убытия самолётов, а также времени занятия взлётно-посадочной полосы, которое может быть различным для этих двух процессов. Ограничения здесь связаны с тем, что предполагается независимость потока самолётов от времени суток, что не полностью соответствует действительности.
3. Анализ результатов
Результаты моделирования представлены в стандартном отчёте среды GPSS World.
Для проверки их корректности сначала рассмотрим количество смоделированных самолётов и их поведение в модели (табл. 1):
Таблица 1 Поведение самолётов в модели
Тип самолёта |
Количество |
улетающие |
144 |
прилетающие |
286 |
прошедшие 1-й круг до приземления |
111 |
прошедшие 2-й круг до приземления |
59 |
прошедшие 3-й круг до приземления |
36 |
прошедшие 4-й круг до приземления |
13 |
прошедшие 5-й круг до приземления |
8 |
ушедшие на запасной аэродром |
6 |
совершивших приземление |
278 |
Как видно из таблицы, число прилетевших и улетевших самолётов примерно соответствует их математическому ожиданию в соответствии с законами распределения времени.
Количество самолётов, совершивших различное число кругов убывает с их ростом, что соответствует действительности (самолёт, совершивший 5-й круг должен быть учтён в числе самолётов, совершивших 1-й круг, 2-1, 3-й и 4-й).
Количество самолётов, совершивших посадку в сумме с числом самолётов, ушедших на запасной аэродром, меньше общего числа прилетевших самолётов. Но это объясняется тем, что два самолёта к моменту завершения моделирования ещё находятся в воздухе на 2-м и 5-м кругах.
Степень загрузки взлётно-посадочной полосы равна 0,586. То есть более половины времени она оказывается занятой взлетающими и приземляющимися самолётами.
Таким образом, итоги моделирования позволили получить оценки требуемых параметров:
– число взлетевших самолетов - 144;
– число самолетов, совершивших посадку - 278;
– число самолетов, ушедших на запасной аэродром - 6;
– коэффициент загрузки взлетно-посадочной полосы – 0,586.
Заключение
В работе была построена имитационная модель работы аэропорта, касающаяся использования взлётно-посадочной полосы в условиях заданных параметров распределения времени прибытия и убытия самолётов. Были исследованы значения количества прилетающих и севших самолётов, а также взлетевших самолётов.
При рассмотрении задачи моделирования было выявлено, что наиболее эффективным является построение именно имитационной модели системы вследствие её низкой стоимости реализации.
Использование для моделирования языка GPSS World связано с тем, что исследуемая система является системой массового обслуживания, для моделирования которых выбранный язык является наиболее подходящим по своим характеристикам. Кроме того в нём сразу реализованы механизмы статистической обработки результатов моделирования.
Проведённый эксперимент, рассматривающий сутки работы аэропорта позволил получить данные о 422 событиях, связанных с самолётами, что даёт статистически значимые данные.
Полученные результаты моделирования показали, что в целом загрузка взлётно-посадочной полосы составляет более половины времени, а количество отказов в приёме на посадку в связи с загруженностью около 2%. В то же время почти половина прилетающих самолётов была вынуждена совершить хотя бы один круг до посадки.
Применяя результаты моделирования можно сделать определённые выводы о том, насколько хорошо с точки зрения аэропорта происходит его функционирование.
Построенную модель можно применять с целью исследования характеристик работы аэропорта при других параметрах временных интервалов прилёта и отлёта самолётов, а также изменения приоритетов при использовании взлётно-посадочной полосы.
Список литературы
- Карташевский В. Г. Основы теории массового обслуживания. Учебник для вузов. – М.: Горячая линия–Телеком, 2013. – 130 с.
- Кудрявцев Е. М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. –М.: ДМК Пресс., 2008. - 317 с.