Файл: Аэропорт (Имитационная модель).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 ADVANCE 144 0 0

21 RELEASE 144 0 0

22 SAVEVALUE 144 0 0

23 TERMINATE 144 0 0

ZAPAER 24 SAVEVALUE 6 0 0

25 TERMINATE 6 0 0

26 GENERATE 1 0 0

27 TERMINATE 1 0 0

FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY

POLOSA 422 0.586 2.000 1 0 0 0 0 0

SAVEVALUE RETRY VALUE

1 0 278.000

2 0 144.000

3 0 6.000

FEC XN PRI BDT ASSEM CURRENT NEXT PARAMETER VALUE

430 0 1440.321 430 5 6

433 0 1441.917 433 0 1

432 1 1443.091 432 0 18

427 0 1443.807 427 11 12

434 0 2880.000 434 0 26

Дополнительные области применения модели не просматриваются из-за строгой ориентированности на конкретную предметную область. Возможно только изменение параметров, определяющих временные характеристики прибытия и убытия самолётов, а также времени занятия взлётно-посадочной полосы, которое может быть различным для этих двух процессов. Ограничения здесь связаны с тем, что предполагается независимость потока самолётов от времени суток, что не полностью соответствует действительности.

3. Анализ результатов

Результаты моделирования представлены в стандартном отчёте среды GPSS World.

Для проверки их корректности сначала рассмотрим количество смоделированных самолётов и их поведение в модели (табл. 1):

Таблица 1 Поведение самолётов в модели

Тип самолёта

Количество

улетающие

144

прилетающие

286

прошедшие 1-й круг до приземления

111

прошедшие 2-й круг до приземления

59

прошедшие 3-й круг до приземления

36

прошедшие 4-й круг до приземления

13

прошедшие 5-й круг до приземления

8

ушедшие на запасной аэродром

6

совершивших приземление

278

Как видно из таблицы, число прилетевших и улетевших самолётов примерно соответствует их математическому ожиданию в соответствии с законами распределения времени.

Количество самолётов, совершивших различное число кругов убывает с их ростом, что соответствует действительности (самолёт, совершивший 5-й круг должен быть учтён в числе самолётов, совершивших 1-й круг, 2-1, 3-й и 4-й).

Количество самолётов, совершивших посадку в сумме с числом самолётов, ушедших на запасной аэродром, меньше общего числа прилетевших самолётов. Но это объясняется тем, что два самолёта к моменту завершения моделирования ещё находятся в воздухе на 2-м и 5-м кругах.

Степень загрузки взлётно-посадочной полосы равна 0,586. То есть более половины времени она оказывается занятой взлетающими и приземляющимися самолётами.


Таким образом, итоги моделирования позволили получить оценки требуемых параметров:

– число взлетевших самолетов - 144;

– число самолетов, совершивших посадку - 278;

– число самолетов, ушедших на запасной аэродром - 6;

– коэффициент загрузки взлетно-посадочной полосы – 0,586.

Заключение

В работе была построена имитационная модель работы аэропорта, касающаяся использования взлётно-посадочной полосы в условиях заданных параметров распределения времени прибытия и убытия самолётов. Были исследованы значения количества прилетающих и севших самолётов, а также взлетевших самолётов.

При рассмотрении задачи моделирования было выявлено, что наиболее эффективным является построение именно имитационной модели системы вследствие её низкой стоимости реализации.

Использование для моделирования языка GPSS World связано с тем, что исследуемая система является системой массового обслуживания, для моделирования которых выбранный язык является наиболее подходящим по своим характеристикам. Кроме того в нём сразу реализованы механизмы статистической обработки результатов моделирования.

Проведённый эксперимент, рассматривающий сутки работы аэропорта позволил получить данные о 422 событиях, связанных с самолётами, что даёт статистически значимые данные.

Полученные результаты моделирования показали, что в целом загрузка взлётно-посадочной полосы составляет более половины времени, а количество отказов в приёме на посадку в связи с загруженностью около 2%. В то же время почти половина прилетающих самолётов была вынуждена совершить хотя бы один круг до посадки.

Применяя результаты моделирования можно сделать определённые выводы о том, насколько хорошо с точки зрения аэропорта происходит его функционирование.

Построенную модель можно применять с целью исследования характеристик работы аэропорта при других параметрах временных интервалов прилёта и отлёта самолётов, а также изменения приоритетов при использовании взлётно-посадочной полосы.

Список литературы

  1. Карташевский В. Г. Основы теории массового обслуживания. Учебник для вузов. – М.: Горячая линия–Телеком, 2013. – 130 с.
  2. Кудрявцев Е. М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. –М.: ДМК Пресс., 2008. - 317 с.