Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Принципы системы психофизиологического отбора для разных категорий профессий
1.2.Требования к методическим приемам определения профпригодности
1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии УСЗН
2.3 Подбор персонала, определение на профпригодность
2.4 Методы и результаты исследования на профпригодность в УЗСН
3 Дальнейшее развитие определения профпригодности для разных категорий профессий
1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности
Имея разную направленность, психологические тесты, соответственно, неодинаковы по своему содержанию.
Содержание общих тестов производительности подчинено измерению таких способностей кандидата, как умение концентрироваться, проявлять активность в производственных ситуациях. Тесты, выявляющие способность концентрироваться, должны измерить работоспособность при длительной и монотонной нагрузке. Наиболее известными и эффективными являются "Aufmerksamkeit-Belastwigstest" Брихенкампа, "Konzentration-Leistungstest" Линерта, "Konzentration-Verlauf-Test" Абеля.[5]
Показатель такого тестирования складывается из "смешанной производительности", которая детерминируется через быстроту обработки и ошибочную смелость, например, при сложении чисел, обведении букв или решении простых арифметических задач.
Специальные тесты производительности имеют особое значение для водителей автомобилей, профессий индустриального и ремесленного профиля. Содержание тестов моторных реакций определяется измеряемыми показателями, в число которых, например по Флейхману, включается 11 характеристик:
- точность контроля,
- комплексная координация,
- ориентированность реакций,
- время реакции,
- скорость движения рук,
- управление по скорости,
- проворность рук,
- ловкость пальцев,
- плече-кистевая жесткость,
- проворность запястья и пальцев,
- прицельность движений.
Сенсорные реакции чаще всего определяются через тесты на обоняние и осязание.
Тесты производительности применяют в рамках профессионального отбора и профессиональных и образовательных консультаций.
Личностные тесты. Профессиональный успех часто зависит не только от профессионально-технической квалификации кандидата, но и от его личности. Личным качествам особенное значение придается при найме на руководящие должности для выяснения "признаков социальной компетентности" претендента, а также на те вакантные места, которые требуют наличия (недопустимости) определенных черт характера, силы воли, умения приспосабливаться.[6]
Личностные тесты содержат в себе "методически очень разные приемы, в основе которых лежат различные теории о личности и выдвигаются соответствующие личностные величины".
Личностные характеристики нанимающихся измеряются на основании данных персональных опросных листов (анкет) и специальными проекционными тестами.
Широко известным является "Freibuier Personlichkeits-InventaT-Test" (FPIT), разработанный Фаренбергером, Селгом и Хамнелем, посредством которого определяются представленные на 12 субшкалах такие личностные величины, как
- нервозность,
- агрессивность,
- депрессивность,
- раздражительность,
- общительность,
- хладнокровие,
- доминирующие стремления,
- открытость,
- эмоциональная неустойчивость,
- мужественность.
Пятифакторные решения через внутреннюю корреляцию субшкал в итоге дают следующую картину личности:
- открытая агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость;
- контактная ориентированность;
- способность добиваться;
- хладнокровие.
Проекционные личностные качества испытуемого фиксируют через оценку достаточно своеобразных заданий, неординарность которых читается уже в некоторых их названиях. Задачи "на истолкования" часто представлены "чернильными кляксами" Роршах-теста, картинками Thematic Apperception Test; "на выбор раздражителей" - фотопортретами Szondi-Test, красками (цветовой гаммой) L scher-Test.[7]
В противоположность личным опросным листам проекционные тесты в своей интерпретации сильно зависимы от субъективных оценок тестирующего. Более того, личностные тесты вообще, а проекционные в еще большей степени "наносят ущерб личностному праву кандидата, вторгаясь в сферу его частной жизни". Поэтому, по мнению специалистов, современная практика их применении в селекции персонала должна иметь ограничения. Согласно позиции Бертхеля, "не все психологические тесты допустимы без определенного согласия тестируемого". Из-за профессионально-этических и правовых проблем, считает Брамбринг, они могут использоваться только в консультациях по диагностике пригодности, но не в ситуациях отбора. "Дифференцированный тест интересов", сконструированный Тодгом, по мнению Хентце, сразу же приводит к предварительному - по факту профессиональных желаний - отбору групп кандидатов, причем ответы испытуемых, подстраивающихся под "социально-желаемые тенденции", часто ведут к фальсификации результатов .
Опросник СМИЛ (566 вопросов) - предназначен для углубленной диагностики личности: типа темперамента, стиля поведения, адаптации, эмоционального состояния, профпригодности. Результаты предоставляются в виде обработанной интерпретации, числовых и графических показателей. Применяется в консультировании, профориентации, подборе персонала и кадровой работе.
Методика Л.Сонди - используется для дифференциально-диагностических целей, исследования выделенных личностных свойств и изучения личности в целом. Метод Портретных Выборов Л.Сонди позволяет выявить в процессе тестирования качества соотносимые с большим набором профессий, что делает методику высоко эффективной в профориентации и кадровой работе. [8]
Тест Люшера - представляет собой модифицированную, адаптированную методику предназначенную для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. Применяется в психотерапии, психокоррекции, консультировании, экспресс диагностике, профессиональном отборе.
Методика К.Леонгарда (характерологическая личностная методика) Методика К.Леонгарда предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика К.Леонгарда, базируется на теории личности - люди у которых основные черты ярко выражены, названы "акцентуированными". Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Методика содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов. Методика К.Леонгарда используется в работе: практическими психологами, врачами, педагогами, кадровыми службами.
Тест Кеттелла - многофакторная личностная методика Кетелла сегодня используется в исследованиях личности. Диагностика по Кетеллу получила высокую оценку у психологов-практиков. В результате диагностики Кетеллом личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и содержательными факторами.
Тест Дж.Голланда - анализ организации (комплект методик) позволяет экспертно оценить профессионально важные качества, ценностные ориентации, темпераментологические особенности и получить полный психологический портрет личности.
Методика Йовайши - позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности, может применяться при профотборе, приёме на работу, профконсультации, выявлении структуры интересов.
Тест Спилбергера - позволяет проводить диагностику ситуативной и личностной тревожности (СТЛТ). Сфера применения: Консультирование, кадровый отбор, клиническая и коррекционная работа и т.д. [9]
Методика САН - направлена на диагностику: Самочувстния, Активности, Настроения. Может использоваться для тестирования при приеме на работу.
Методика К.Томаса (конфликтологическая методика) - методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации. Методика К.Томаса позволяет диагностировать уровень конфликтности и в комплексе с методикой Ассингера выявлять агрессивные тенденции личности, предоставляет текстовую интерпретацию и «психографическую схему» с позиционированием личности относительно 5 вариантов поведения и может применяться в различных сферах психологии, психотерапии, работе с персоналом.
Методика Б. Баса (ориентационная анкета) - предназначена для определения личностной направленности и может применяться при кадровом отборе, профориентационных консультациях, работе с персоналом.
Существуют и другие методики для определения профпригодности, успешно используемые в различных отраслях профессиональной деятельности.[10]
2 Анализ определения профпригодности на примере организации Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Северского района Краснодарского края
2.1 Характеристика предприятия
Полное название Учреждения - Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Северском районе. Сокращенное наименование Учреждения - УСЗН.
Управление социальной защиты населения Северского района образовано 30 июля 1992 года.
С 01 января 2005 года УСЗН передано в ведение департамента социальной защиты населения Краснодарского края и переименовано в управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения ( ДСЗН) Краснодарского края в Северском районе (приказ № 806-КЗ от 15.12.2004г).
УСЗН является не коммерческой организацией.
УСЗН является юридическим лицом, распоряжается ( в пределах, установленных ДСЗН) закрепленным за ним на праве оперативного управления обособленным имуществом, имеет смету, расчетный и иные счета в банках, имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в судах.
Место нахождения и адрес Учреждения: 353240, Российская Федерация, Краснодарский край, ст. Северская, ул Петровского 4
Организационная структура показана на рис.1.
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии УСЗН
От наличия достаточных трудовых ресурсов на предприятии УСЗН Северского района и обеспечения их эффективной работы во многом зависит объем качество и эффективность услуг, предприятия в целом.
Основными, задачами анализа использования трудовых ресурсов предприятия УСЗН являются:
- исследование обеспеченности предприятия необходимым трудовыми ресурсами;[11]
- определение и изучение показателей движения и постоянства кадров;
- изучение и оценка уровня производительности труда на предприятии;
- изучение использования рабочего времени;
- изучение организации оплаты труда персонала предприятия;
-изучение использования материальных и моральных стимулов;изучение динамики роста средней заработной платы и рассмотрение ее соответствия росту производительности труда и др.
Основными источниками анализа являются ф. №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», соответствующие разделы плана экономического и социального развития предприятия, данные текущего бухгалтерского и оперативно-технического учета и другие материалы, а также материалы отдела кадров и др.
Обеспеченность трудовыми ресурсами показана в таблице 1. Движение рабочей силы показано в таблице 2.
Таблица 1 - Обеспеченность трудовыми ресурсами
Категория персонала |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Изменения в %, 2006г. к 2005г. |
Изменения в %, 2007г. к 2006г. |
Всего |
49 |
51 |
47 |
104,1 |
103,9 |
Служащие |
43 |
45 |
41 |
104,6 |
91,1 |
Руководители Специалисты |
3 3 |
3 3 |
3 3 |
100 100 |
100 100 |