Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических качеств человека на профпригодность

1.1 Принципы системы психофизиологического отбора для разных категорий профессий

1.2.Требования к методическим приемам определения профпригодности

1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности

2 Анализ определения профпригодности на примере организации Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Северского района Краснодарского края

2.1 Характеристика предприятия

2.2 Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии УСЗН

2.3 Подбор персонала, определение на профпригодность

2.4 Методы и результаты исследования на профпригодность в УЗСН

3 Дальнейшее развитие определения профпригодности для разных категорий профессий

Заключение

Список использованной литературы

1.3 Виды тестов и методик для определения профпригодности


Имея разную направленность, психологические тесты, соответственно, неодинаковы по своему содержанию.

Содержание общих тестов производительности подчинено измерению таких способностей кандидата, как умение концентрироваться, проявлять активность в производственных ситуациях. Тесты, выявляющие способность концентрироваться, должны измерить работоспособность при длительной и монотонной нагрузке. Наиболее известными и эффективными являются "Aufmerksamkeit-Belastwigstest" Брихенкампа, "Konzentration-Leistungstest" Линерта, "Konzentration-Verlauf-Test" Абеля.[5]

Показатель такого тестирования складывается из "смешанной производительности", которая детерминируется через быстроту обработки и ошибочную смелость, например, при сложении чисел, обведении букв или решении простых арифметических задач.

Специальные тесты производительности имеют особое значение для водителей автомобилей, профессий индустриального и ремесленного профиля. Содержание тестов моторных реакций определяется измеряемыми показателями, в число которых, например по Флейхману, включается 11 характеристик: 

  • точность контроля, 
  • комплексная координация, 
  • ориентированность реакций, 
  • время реакции, 
  • скорость движения рук, 
  • управление по скорости, 
  • проворность рук, 
  • ловкость пальцев, 
  • плече-кистевая жесткость, 
  • проворность запястья и пальцев, 
  • прицельность движений. 

Сенсорные реакции чаще всего определяются через тесты на обоняние и осязание.

Тесты производительности применяют в рамках профессионального отбора и профессиональных и образовательных консультаций.

Личностные тесты. Профессиональный успех часто зависит не только от профессионально-технической квалификации кандидата, но и от его личности. Личным качествам особенное значение придается при найме на руководящие должности для выяснения "признаков социальной компетентности" претендента, а также на те вакантные места, которые требуют наличия (недопустимости) определенных черт характера, силы воли, умения приспосабливаться.[6]

Личностные тесты содержат в себе "методически очень разные приемы, в основе которых лежат различные теории о личности и выдвигаются соответствующие личностные величины".

Личностные характеристики нанимающихся измеряются на основании данных персональных опросных листов (анкет) и специальными проекционными тестами.


Широко известным является "Freibuier Personlichkeits-InventaT-Test" (FPIT), разработанный Фаренбергером, Селгом и Хамнелем, посредством которого определяются представленные на 12 субшкалах такие личностные величины, как 

  • нервозность, 
  • агрессивность, 
  • депрессивность, 
  • раздражительность, 
  • общительность, 
  • хладнокровие, 
  • доминирующие стремления, 
  • открытость, 
  • эмоциональная неустойчивость, 
  • мужественность. 

Пятифакторные решения через внутреннюю корреляцию субшкал в итоге дают следующую картину личности:

  • открытая агрессивность; 
  • эмоциональная неустойчивость; 
  • контактная ориентированность; 
  • способность добиваться; 
  • хладнокровие.

Проекционные личностные качества испытуемого фиксируют через оценку достаточно своеобразных заданий, неординарность которых читается уже в некоторых их названиях. Задачи "на истолкования" часто представлены "чернильными кляксами" Роршах-теста, картинками Thematic Apperception Test; "на выбор раздражителей" - фотопортретами Szondi-Test, красками (цветовой гаммой) L scher-Test.[7]

В противоположность личным опросным листам проекционные тесты в своей интерпретации сильно зависимы от субъективных оценок тестирующего. Более того, личностные тесты вообще, а проекционные в еще большей степени "наносят ущерб личностному праву кандидата, вторгаясь в сферу его частной жизни". Поэтому, по мнению специалистов, современная практика их применении в селекции персонала должна иметь ограничения. Согласно позиции Бертхеля, "не все психологические тесты допустимы без определенного согласия тестируемого". Из-за профессионально-этических и правовых проблем, считает Брамбринг, они могут использоваться только в консультациях по диагностике пригодности, но не в ситуациях отбора. "Дифференцированный тест интересов", сконструированный Тодгом, по мнению Хентце, сразу же приводит к предварительному - по факту профессиональных желаний - отбору групп кандидатов, причем ответы испытуемых, подстраивающихся под "социально-желаемые тенденции", часто ведут к фальсификации результатов .

Опросник СМИЛ (566 вопросов) - предназначен для углубленной диагностики личности: типа темперамента, стиля поведения, адаптации, эмоционального состояния, профпригодности. Результаты предоставляются в виде обработанной интерпретации, числовых и графических показателей. Применяется в консультировании, профориентации, подборе персонала и кадровой работе.


Методика Л.Сонди - используется для дифференциально-диагностических целей, исследования выделенных личностных свойств и изучения личности в целом. Метод Портретных Выборов Л.Сонди позволяет выявить в процессе тестирования качества соотносимые с большим набором профессий, что делает методику высоко эффективной в профориентации и кадровой работе. [8]

Тест Люшера - представляет собой модифицированную, адаптированную методику предназначенную для изучения неосознаваемых, глубинных проблем личности, актуального состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля, типа реагирования и адаптированности. Применяется в психотерапии, психокоррекции, консультировании, экспресс диагностике, профессиональном отборе.

Методика К.Леонгарда (характерологическая личностная методика) Методика К.Леонгарда предназначена для диагностики типа акцентуации личности. Методика К.Леонгарда, базируется на теории личности - люди у которых основные черты ярко выражены, названы "акцентуированными". Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. Методика содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов. Методика К.Леонгарда используется в работе: практическими психологами, врачами, педагогами, кадровыми службами.

Тест Кеттелла - многофакторная личностная методика Кетелла сегодня используется в исследованиях личности. Диагностика по Кетеллу получила высокую оценку у психологов-практиков. В результате диагностики Кетеллом личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и содержательными факторами.

Тест Дж.Голланда - анализ организации (комплект методик) позволяет экспертно оценить профессионально важные качества, ценностные ориентации, темпераментологические особенности и получить полный психологический портрет личности.

Методика Йовайши - позволяет быстро и эффективно провести диагностику интересов и профессиональных склонностей личности, может применяться при профотборе, приёме на работу, профконсультации, выявлении структуры интересов.

Тест Спилбергера - позволяет проводить диагностику ситуативной и личностной тревожности (СТЛТ). Сфера применения: Консультирование, кадровый отбор, клиническая и коррекционная работа и т.д. [9]


Методика САН - направлена на диагностику: Самочувстния, Активности, Настроения. Может использоваться для тестирования при приеме на работу.

Методика К.Томаса (конфликтологическая методика) - методика К.Томаса по выявлению типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях описывает каждый из пяти возможных вариантов поведения индивида в конфликтной ситуации. Методика К.Томаса позволяет диагностировать уровень конфликтности и в комплексе с методикой Ассингера выявлять агрессивные тенденции личности, предоставляет текстовую интерпретацию и «психографическую схему» с позиционированием личности относительно 5 вариантов поведения и может применяться в различных сферах психологии, психотерапии, работе с персоналом.

Методика Б. Баса (ориентационная анкета) - предназначена для определения личностной направленности и может применяться при кадровом отборе, профориентационных консультациях, работе с персоналом.

Существуют и другие методики для определения профпригодности, успешно используемые в различных отраслях профессиональной деятельности.[10]

2 Анализ определения профпригодности на примере организации Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Северского района Краснодарского края

2.1 Характеристика предприятия

Полное название Учреждения - Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Северском районе. Сокращенное наименование Учреждения - УСЗН.

Управление социальной защиты населения Северского района образовано 30 июля 1992 года.

С 01 января 2005 года УСЗН передано в ведение департамента социальной защиты населения Краснодарского края и переименовано в управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения ( ДСЗН) Краснодарского края в Северском районе (приказ № 806-КЗ от 15.12.2004г).


УСЗН является не коммерческой организацией.

УСЗН является юридическим лицом, распоряжается ( в пределах, установленных ДСЗН) закрепленным за ним на праве оперативного управления обособленным имуществом, имеет смету, расчетный и иные счета в банках, имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в судах.

Место нахождения и адрес Учреждения: 353240, Российская Федерация, Краснодарский край, ст. Северская, ул Петровского 4

Организационная структура показана на рис.1.

2.2 Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии УСЗН

От наличия достаточных трудовых ресурсов на предприятии УСЗН Северского района и обеспечения их эффективной работы во многом зависит объем качество и эффективность услуг, предприятия в целом.

Основными, задачами анализа использования трудовых ресурсов предприятия УСЗН являются:

- исследование обеспеченности предприятия необходимым трудовыми ресурсами;[11]

- определение и изучение показателей движения и постоянства кадров;

- изучение и оценка уровня производительности труда на предприятии;

- изучение использования рабочего времени;

- изучение организации оплаты труда персонала предприятия;

-изучение использования материальных и моральных стимулов;изучение динамики роста средней заработной платы и рассмотрение ее соответствия росту производительности труда и др.

Основными источниками анализа являются ф. №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», соответствующие разделы плана экономического и социального развития предприятия, данные текущего бухгалтерского и оперативно-технического учета и другие материалы, а также материалы отдела кадров и др.

Обеспеченность трудовыми ресурсами показана в таблице 1. Движение рабочей силы показано в таблице 2.

Таблица 1 - Обеспеченность трудовыми ресурсами

Категория

персонала

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Изменения в %, 2006г. к 2005г.

Изменения

в %, 2007г. к 2006г.

Всего

49

51

47

104,1

103,9

Служащие

43

45

41

104,6

91,1

Руководители

Специалисты

3

3

3

3

3

3

100

100

100

100