Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Анализ конфликтности персонала на ООО «Вера»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления конфликтами в организации
1.1 Сущность и причины возникновения конфликта
1.2 Причинно-следственные условия возникновения конфликтов в организации
1.3 Технологии управления конфликтами в опыте отечественных и зарубежных организаций
Глава 2 Анализ конфликтности персонала на ООО «Вера»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ причин и последствий конфликтов на предприятии
2.3 Оценка эффективности управления конфликтами на предприятии
Глава 3 Совершенствование управления конфликтами в ООО «Вера»
3.1 Основные подходы к совершенствованию
Служба Gallup опубликовала результаты исследования, в ходе которого жители 29 европейских государств оценили, каким образом к ним относятся начальники.
В целом, партнерская атмосфера в бизнес-структурах более присуща странам с более высоким уровнем дохода. В России, Украине, Беларуси, Молдове, Эстонии, Латвии, Словакии, Словении и Польше большинство начальников являются авторитарными лидерами.
Исследование показало, что равноправные отношения между менеджерами и их подчиненными помогают общему делу. В подобных коллективах свою работу любят 87 % опрошенных (там, где начальство авторитарно, этот показатель составляет 69 %).
В коллективах с равноправием 78 % респондентов стараются прилагать все силы для достижения успеха - в авторитарных коллективах только 59 %.
В демократичных структурах 64 % сотрудников пытаются повышать свою квалификацию, в авторитарных - 40 %. Там, где существуют партнерские отношения, 92 % сотрудников уверены в том, что начальство прислушивается к их точке зрения - в авторитарных коллективах так считают 62 % .
Знание социологических методов управления позволяет руководителю регулировать социально-психологический климат, поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно периодически проводить социологические исследования в коллективе.
3.2 Предложения по управлению конфликтами в организации
Для развития в себе необходимых качеств переговорщика, а также умения грамотно разрешать конфликтные ситуации существуют различные семинары и тренинги для руководителей и управляющих. Например, Региональный центр оценки персонала предлагает "тренинг поведения в конфликтных ситуациях" или "тренинг мотивации и управления персоналом"; Центр Бизнес Решений "STAFF" проводит семинары и тренинги по выявлению наилучших методов оценки специалистов различных уровней, эффективной организации рабочего процесса персонала, приглашая специалистов с большим опытом работы из Москвы и других регионов России.
Для эффективного выполнения задач по психологической разгрузке сотрудников необходимо иметь психолога. Но по причине того, что ООО «Вера» является очень маленькой фирмой с небольшими доходами, содержать психолога постоянно не предоставляется возможным. В этом случае также можно направить сотрудников на психологические тренинги, проводимые различными компаниями. Для своевременного предотвращения конфликтов необходимо четко знать состояние коллектива, общий психологический фон и примерную психологическую устойчивость каждого члена коллектива.
Для наибольшего сближения руководителя с работниками, лучшего понимания друг друга, необходимо иногда проводить совместные мероприятия с участием всех членов коллектива.
Регулярно (еженедельно) проводить собрания. В коллективе постоянно у сотрудников возникают те или иные вопросы, разногласия, и лучший способ их разрешить - это регулярно их обсуждать и совместно находить лучшее решение. На подобных внутренних собраниях рекомендуется также давать слово каждому сотруднику высказать свою точку зрения, выступить с предложениями. Общаясь, люди учатся не только слушать, но и слышать и понимать друг друга.
Рекомендуется отмечать всем коллективом как небольшие, так и значимые достижения организации. К таким событиям относится заключение удачной сделки, отличный результат фирмы за месяц. При этом, рекомендуется поздравлять ни кого-то в отдельности, а всех сотрудников, подчеркивая, что только благодаря стараниям всех удалось чего-то достичь. Еще в конце девятнадцатого века руководители развивающихся фирм заметили, что результат труда выше у того коллектива, который совместно справляет праздники, связанные как с народными гуляниями, так и только с компанией, в которой они работают.
Ничто так не объединяет людей как еще и совместное время провождение вне офиса. Можно, к примеру, выбрать какие-то спортивные мероприятия (боулинг либо бильярд), а можно просто вместе сходить в блинную, кафе либо ресторан. В теплое время года можно организовать выезд на природу.
Таким образом, в неформальной обстановке сотрудники раскрепостятся и смогут набраться сил для дальнейшей рутиной работы. При этом повыситься уровень взаимопонимания между сотрудниками. Конечно, злоупотреблять такими праздниками нельзя, так как в этом случае коллектив станет просто неработоспособным.
Заключение
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или нескольких людей. Разрешение конфликта во многом зависит от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с работниками, что не в последнюю очередь определяется его общей культурой.
Чтобы достичь хороших взаимоотношений руководства с персоналом необходимо учесть следующие аспекты: общение с персоналом, стимулирование, решение проблем работников и устранение конфликтов в коллективе.
Управление конфликтом требует от руководителей высокой компетентности не только в организационно-экономических и юридических вопросах управления, но и в специальных разделах психологических знаний, обеспечивающих решение задач самоорганизации и организации рационального взаимодействия людей в условиях, провоцирующих противодействие и психологическую напряженность.
Проведенный анализ управления конфликтами на предприятии показал, что в процессе деятельности ООО «Вера» нередко возникают разногласия, которые перерастают в конфликты. Конфликты проявляются, как столкновения между:
- генеральным директором и его подчиненными;
- сотрудниками предприятия;
- клиентами и обслуживающим персоналом.
В результате проведенного анализа выяснилось, что генеральный директор данной фирмы очень редко участвует в разрешении возникающих конфликты, а тем более, в их предупреждении. Основным способом разрешения здесь является материальное наказание, т.е. лишение премии, причитающихся процентов от продажи или удержание части оклада.
Таким образом, в атмосфере коллектива присутствует напряжение, существует недоверие к руководителю. Это происходит потому, что генеральный директор не желает взаимодействовать со своими подчиненными, невнимательно к ним относится, не проявляет заботу об их физическом и эмоциональном состоянии.
Для разрешения сложившейся ситуации руководителю было рекомендовано для начала посетить различные тренинги и семинары на темы управления персоналом, поведения в конфликтных ситуациях; регулярно проводить собрания с участием всех сотрудников фирмы и выслушивать их мнения по поставленному вопросу; как можно чаще отдыхать всем коллективом в неформальной обстановке: на природе, в кафе, в спортивных клубах; организовывать все дни рождения подчиненных и другие коллективные праздники.
Внедрение данных мероприятий позволит получить ряд положительных плюсов, а именно:
- возникновение атмосферы доверия и взаимопонимания;
- повышение мотивации работников;
- развитие корпоративной культуры на предприятии;
- повышение устойчивость имиджа организации.
Библиография
- Арутюнов, В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2009. – 448с.
- Бойкова О.С., Е.А. Варламова, М.В. Филиппова, Ю.Е. Мелихов. Реорганизация и вопросы управления персоналом. – Воронеж: Научная Книга, 2012.
- Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.
- Кибанов А.Я., В.Г. Коновалова, О.Л. Белова. Управление конфликтами и стрессами. – М.: Проспект, 2013. – 88 с.
- Кафидов В.В. Управление персоналом. – М.: Книга по Требованию, 2009. – 208 с.
- Лазукин А.Д. Конфликтология. – М.: Омега-Л, 2010. – 160 с.
- Ловчева М.В., Е.Н. Галкина, Е.В. Гурова. Делопроизводство в кадровой службе. – М.: Проспект, Государственный Университет Управления ГУУ, 2013. – 80 с.
- Митрофанова Е.А., Л.В. Ивановская. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом. – М.: Проспект, 2013. – 72 с.
- Матненко М., Особенности локальных конфликтов в организациях. "Трудовое право", N 4, апрель 2012 г.
- Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. – Воронеж: Научная Книга, 2012.
- Потемкин В.К. Управление персоналом. – М.: Книга по Требованию, 2010. – 432 с.
- Потапов С.В. Управление персоналом. – Воронеж: Научная Книга, 2012.
- Редлих Александр, Евгений Миронов. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. – 240 с.
- Социология управления. – М.: Юрайт, 2012. – 360 с.
- Трофимова Г.С., Немного о конфликтах в организации. "Отдел кадров коммерческой организации", № 3, март 2010.
- Фролова О.В., Обратная сторона конфликта. "Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2011 г.
- Ясногородская О.В., Как разрешить конфликт в коллективе?. "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2010 г.
Приложение А
Последствия конфликтов
Приложение Б
Перечень сотрудников ООО «Вера»
Должность |
Функциональные обязанности |
Фамилия, имя, отчество сотрудника, его возраст |
Менеджер по работе с клиентами |
Обслуживать покупателей: выявлять спрос, знакомить с имеющимся ассортиментом товаров, консультировать покупателя об эксплуатационных свойствах товара, о правилах пользования и ухода за товарами, производить расчет с покупателем; Знакомить клиентов с перечнем услуг сервисного обслуживания, участвовать в организации работы по гарантийному и постгарантийному обслуживанию техники, оформлять документацию об объемах и сроках работ по сервисному обслуживанию |
Ставицкая Ольга Николаевна, 30 лет |
Ребрикова Юлия Александровна, 22 года |
||
Старший инженер |
Организовывать работу по сервисному обслуживанию техники, подготавливать и передавать главному бухгалтеру отчеты о проделанной работе, выполнять другие должностные обязанности инженера |
Волжанкин Александр Викторович, 34 года |
Инженер |
Производить профилактику, ремонт и модернизацию компьютерной техники, осуществлять работу по восстановлению операционных систем, установке и настройке программного обеспечения, настройке безопасности компьютера (анивирусной, антиспамной, антибанерной) |
Громов Сергей Анатольевич, 23 года |
Кладовщик |
Осуществлять работу по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей на складе, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складской площади, облегчения и ускорения поиска и отпуска товаров, контролировать состояние техники безопасности, осуществлять работы по комплектации, упаковке и подготовке продукции к отгрузке, участвовать в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей |
Эмих Борис Эдуардович, 24 года |
Системный администратор |
Анализировать информационные потребности организации клиента, настраивать локальные сети, сервера, доступ в Интернет, устанавливать необходимое программное обеспечение, проводить мониторинг компьютерных сетей, обеспечивать сетевую безопасность, оказывать помощь, консультировать и решать вопросы клиента по использованию компьютерных сетей |
Ярков Алексей Сергеевич, 28 лет |
Приложение В
Тест "Конфликтный ли Вы человек?"
1. Что вы делаете, если вам кажется, что с вами поступают несправедливо?
а) Возмущаюсь и не успокаиваюсь, пока обидчик не получит по заслугам.
б) Пытаюсь разобраться в ситуации и восстановить справедливость.
в) Обижаюсь, но вида не показываю.
2. Вы стоите в очереди, когда замечаете, что кто-то обходит ее и встает впереди вас. Как вы себя поведете?
а) Поинтересуюсь, занимал ли он очередь и почему я его не видела.
б) Непременно выскажу все, что я о нем думаю, и не пропущу вперед.
в) Нет, не люблю ставить себя в неловкое положение в общественном месте.
3. Что для вас главное в споре?
а) Завершить его как можно скорее.
б) Отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало.
в) Найти истину или прийти к компромиссу.
4. Часто ли вам приходится выступать с критикой начальства?
а) Только в редких случаях, когда я точно уверена в своей компетентности.
б) Нет. Не хочу конфликтов с руководством.
в) Конечно! Только так можно проявить себя.
5. Представьте, что на работе вас просят высказать мнение о проекте, который содержит как ряд интересных идей, так и некоторые ошибки. Что вы скажете?
а) Сделаю акцент на недостатках и посоветую автору лучше продумать свою работу.
б) Предложу дать автору шанс воплотить свои интересные задумки.
в) Постараюсь непредвзято рассмотреть и положительные и отрицательные стороны проекта и, возможно, посоветую, как можно его улучшить.
6. В вашем коллективе есть сотрудник, который постоянно строит из себя важную персону и указывает всем, что делать, хотя старшим по должности не является. Будете ли вы выполнять его указания?
а) Нет, скорее, буду действовать наперекор.
б) В большинстве случаев нет. Буду его просто игнорировать.
в) Скорее всего, да. Наверняка у него есть основания так себя вести, к тому же незачем делать отношения на работе напряженными.
7. Представьте, что вы видите, как ваш автомобиль на парковке задевает проезжающая мимо машина и оставляет небольшую царапину. Ваши действия:
а) Спокойно позвоню в страховую службу и вызову ГАИ.
б) Не стану обращать внимания и уеду.
в) Обязательно выскажу другому водителю все, что я о нем думаю, не скрывая эмоций.
-
Ясногородская О.В., Как разрешить конфликт в коллективе?. "Руководитель бюджетной организации", N 12, декабрь 2010 г. ↑
-
Редлих Александр, Евгений Миронов. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009. – 240 с. ↑
-
Бойкова О.С., Е.А. Варламова, М.В. Филиппова, Ю.Е. Мелихов. Реорганизация и вопросы управления персоналом. – Воронеж: Научная Книга, 2012. ↑
-
Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. – Воронеж: Научная Книга, 2012. ↑
-
Веснин, В. P. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с. ↑
-
Матненко М., Особенности локальных конфликтов в организациях. "Трудовое право", N 4, апрель 2012 г. ↑
-
Кроули Джон, Кэтрин Грэм. Медиация для менеджеров. Разрешение конфликтов и восстановление рабочих отношений. – М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. – 304 с. ↑
-
Лазукин А.Д. Конфликтология. – М.: Омега-Л, 2010. – 160 с. ↑
-
Социология управления. – М.: Юрайт, 2012. – 360 с. ↑