Файл: Изучение прав покупателей и рассмотрение ответственности производителей перед потребителями за качество продукции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посредством норм КоАП РФ осуществляется административно-правовая охрана таких фундаментальных прав потребителей, как право на качество, на информацию, на безопасность. Защите прав потребителей посвящено более десяти статей КоАП РФ, имеющих непосредственное или косвенное отношение к этим правам [4].

В отличие от многих нормативных правовых актов, не обеспеченных механизмом реализации, Закон о защите прав потребителей, отмечает М.Ю. Челышев, приобрел большую популярность среди граждан-потребителей и показал достаточно высокую практическую целесообразность [21, с. 24].

Таким образом, защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.

За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Для самого потребителя основной ответственностью является гражданско-правовая ответственность, так как только гражданско-правовая имеет компенсационную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные имущественные права потребителя. Если сравнить особенности административной и гражданско-правовой ответственности, то можно вслед за Г.Р. Гафаровой, прийти к выводу: в случае применения административной ответственности денежные средства поступают в пользу государству, а в рамках гражданско-правовой ответственности взыскиваемые средства идут в доход потерпевшего потребителя [16, с. 198].

Именно с учетом данного обстоятельства Закон о защите прав потребителей на первое место выдвигает гражданско-правовую ответственность. Конечно, такая ответственность в области защиты прав потребителей имеет и другие задачи - предотвратить возможные правонарушения со стороны контрагентов потребителя в будущем (профилактическая функция), а также наказать нарушителя.

Административная ответственность согласно КоАП РФ наступает при совершении административного правонарушения. Положения об административной ответственности за нарушения прав потребителей определены в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях [4, ст. 2.1].

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Нормы об уголовной ответственности за нарушения прав потребителей в основном отражены в его гл. 25.


Основанием гражданско-правовой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения в действиях контрагента потребителя. Состав гражданского правонарушения образует совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности. К таким условиям относятся:

- Вред. Это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Вред может быть материальным и моральным. Существуют два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков.

- Противоправное поведение. Противоправным признается поведение, которое нарушает норму права. При этом не важно, знал ли причинитель вреда о том, что его действия нарушают ту или иную норму права или нет.

- Причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившим вредом. Противоправное поведение всегда должно предшествовать причиненному вреду, т.е. то или иное действие должно быть причиной конкретного вреда.

- Вина правонарушителя. Вина представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению. Вина может быть в виде умысла или неосторожности.

В гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица.

Закон РФ о защите прав потребителей в качестве оснований, влекущих гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за причиненный потребителю вред, называет следующие основания, являющиеся результатом действий продавца, изготовителя, в результате которых причиняется вред жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара:

- несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу;

- необеспечение безопасности товаров в течение сроков службы и сроков годности;

- предоставление недостоверной или неполной информации о товарах;

- реализация товаров с просроченными сроками годности;

- непредоставление информации о продолжительности службы и срока годности;

- неустановление на товары, которые по истечении определенного времени могут причинить вред здоровью или имуществу потребителя, срока службы или срока годности;

- непредоставление информации о последствиях использования товаров по истечении срока службы или годности, необходимых действиях [15, с. 93].


Как видно из приведенного перечня, противоправность может проявляться как в действиях, так и в бездействии продавца (изготовителя).

В целом гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей устанавливается в Законе о защите прав потребителей целым рядом статей. Гражданская ответственность наступает таким образом:

- за предоставление ненадлежащей информации о товаре, изготовителе, продавце [8, . 12];

- за вред, вследствие недостатков [8, ст. 14,18];

- за требований потребителей [8, . 23];

- за нарушение сроков [8, с. 23.1];

- за нарушения, вытекающие договорных отношений.

правило ответственности (изготовителя), резюмирует Е.В. , заключается в том, вред, причиненный , подлежит возмещению в объеме. Право возмещения вреда любому лицу, был причинен некачественным товаром, возмещать вред либо изготовитель, продавец [20, с. 42].

2. Анализ регулирования защиты от производства и некачественного товара

2.1. и потребности человека. , ценность и стоимость

Оценка уровня объекта и классификация качества рассматриваются в .

Квалиметрия — отрасль , изучающая и реализующая количественной оценки . Основные задачи : обоснование показателей , разработка методов определения, расчета и , совершенствование типоразмеров и рядов изделий, обобщенных показателей и условий их в задачах стандартизации и качеством. Объектами могут быть товары и услуги, к применимо понятие «»[18, с. 3 2 2 ] .

И с х о д н ы м  п о л о ж е н и е м   е т р и и  я в л я е т с я  т о ,  о  к а ч е с т в о  з а в и с и т  т  б о л ь ш о г о  ч и с л а   с т в  о б ъ е к т а . К р о м е  г о , н у ж н о  у ч и т ы в а т ь  и   в и я , в  к о т о р ы х  п р о д у к т   е т  и с п о л ь з о в а н . Л ю б а я   к ц и я  и л и  у с л у г а   е т  м н о ж е с т в о  с в о й с т в .  д  с в о й с т в а м и  п р о д у к ц и и  м а ю т  е е  о б ъ е к т и в н ы е   н о с т и , п р о я в л я ю щ и е с я  п р и  о д с т в е , э к с п л у а т а ц и и  и  п о т р е б л е н и и .  ч а ю т  п р о и з в о д с т в е н н ы е  и  п о т р е б и т е л ь с к и е  с т в а  п р о д у к ц и и . К  п р о и з в о д с т в е н н ы м   и т с я  в с я  с о в о к у п н о с т ь   с т в , с о з д а в а е м ы х  в  п р о ц е с с е  о д с т в а . О н а  п р е д с т а в л я е т   о й  п о т е н ц и а л ь н о е  к а ч е с т в о .  е л ь с к и е  с в о й с т в а  п р о д у к ц и и   р и з у ю т  л и ш ь  т у  п н о с т ь  п о к а з а т е л е й , к о т о р а я   и т с я  к  ч и с л у  н а и б о л е е  н ы х  и  з н а ч и м ы х  д л я   и т е л я . Э т о  р е а л ь н о е  с т в о  п р о д у к ц и и .


П о к а з а т е л и  с т в а  —  к о л и ч е с т в е н н ы е  х а р а к т е р и с т и к и  о г о  и л и  н е с к о л ь к и х   с т в  п р о д у к ц и и , р а с с м а т р и в а е м ы е   т е л ь н о  к  о п р е д е л е н н ы м  у с л о в и я м  е  с о з д а н и я , э к с п л у а т а ц и и   и  п о т р е б л е н и я . П о к а з а т е л и  с т в а  к о л и ч е с т в е н н о  о б у с л о в л и в а ю т   е н ь  с п о с о б н о с т и  п р о д у к ц и и   в о р я т ь  о п р е д е л е н н ы е  п о т р е б н о с т и .

 н о  в ы д е л и т ь  п р о с т ы е  (с с а , е м к о с т ь , д л и н а )  и   н ы е  ( б е з о т к а з н о с т ь , р е м о н т о п р и г о д н о с т ь )  т в е н н ы е  х а р а к т е р и с т и к и  о д н о г о   и  н е с к о л ь к и х  с в о й с т в , л я ю щ и х  к а ч е с т в о , с о о т в е т с т в е н н о   ч н ы е  и  к о м п л е к с н ы е  п о к а з а т е л и  с т в а .

К а ж д ы й  в и д   к ц и и  х а р а к т е р и з у е т с я  с в о е й   а т у р о й  п о к а з а т е л е й  к а ч е с т в а . В  т с т в и и  с  Г О С Т  и с п о л ь з у ю т   ю щ и е  г р у п п ы  п о к а з а т е л е й .  и  о ц е н к е  к а ч е с т в а   в е н н ы х  т о в а р о в  д л я   е н и я  п р и м е н я ю т с я  п о к а з а т е л и :  р т  ( п и щ е в ы е  п р о д у к т ы ,  к ц и я  л е г к о й  п р о м ы ш л е н н о с т и ) , п п а  с л о ж н о с т и  ( б ы т о в а я   а р а т у р а ) , м а р к а  ( ц е м е н т , п и ч ) , к а т е г о р и я  к а ч е с т в а  ( а с с е т ы ) . В  м и р о в о й  п р а к т и к е   я  о ц е н к и  с т е п е н и   о д с т в а  о д н о й  ч а с т и   к ц и и  н а д  д р у г о й  ь з у ю т  г р а д а ц и ю  ( к л а с с , р т )  —  э т о  к а т е г о р и я   и  р а з р я д , п р и с в о е н н ы е   к ц и и , и м е ю щ е й  о д н о  и  о  ж е  ф у н к ц и о н а л ь н о е  н е н и е , н о  к  к о т о р о й   я ю т с я  р а з л и ч н ы е  т р е б о в а н и я  в   е н и и  к а ч е с т в а [ 1 2 ] .


П о к а з а т е л ь , о  к о т о р о м у  п р и н и м а е т с я   н и е  о ц е н и в а т ь  к а ч е с т в о   к ц и и , н а з ы в а е т с я  о п р е д е л я ю щ и м . а ю щ и е  п о к а з а т е л и  —  э т о   н я я  в е л и ч и н а , у ч и т ы в а ю щ а я  т в е н н ы е  о ц е н к и  о с н о в н ы х   с т в  п р о д у к ц и и  и  к о э ф ф и ц и е н т о в  х  в е с о м о с т и . О п т и м а л ь н о е  е н и е  к а ч е с т в а  п р о д у к ц и и   о е , п р и  к о т о р о м   а е т с я  н а и б о л ь ш и й  п о л е з н ы й  е к т  о т  е е  а т а ц и и  ( п о т р е б л е н и я )  п р и  н н ы х  з а т р а т а х  н а  а н и е  и  э к с п л у а т а ц и ю  ( п о т р е б л е н и е ) .

н к а  к а ч е с т в а  м о ж е т   и т ь с я  п о  о д н о р о д н о й   к ц и и  в  о д и н а к о в ы х  и  р а з л и ч н ы х  в и я х , п о  р а з н о р о д н о й  —  т е л ь н о  б р и г а д ы , п р е д п р и я т и я ,  н е н и я , т е р р и т о р и а л ь н ы х  с т р у к т у р н ы х   в а н и й . М о ж н о  с д е л а т ь   о д , ч т о  к а ч е с т в о   к ц и и  н а х о д и т с я  в  п о с т о я н н о й  м и к е  и  я в л я е т с я  к р а й н е  й ч и в о й  к а т е г о р и е й . К о н т р о л ь  с т в а  м о ж н о  с в е с т и  к  у м  о с н о в н ы м  п о н я т и я м  —   е н и е  к о н т р о л и р у е м ы х  п а р а м е т р о в  и   е л е н и е  и х  з н а ч е н и й .  с т в о м  а н а л и з а  к а ч е с т в а  с   щ ь ю  и м е ю щ и х с я  д а н н ы х  и  и ч е с к и х  м е т о д о в  о п р е д е л я ю т   е н и е  м е ж д у  т о ч н ы м и  и   н н ы м и  к а ч е с т в е н н ы м и  х а р а к т е р и с т и к а м и . л и з  п о з в о л я е т  у я с н и т ь   з ь  м е ж д у  ф а к т о р а м и ,  щ и м и  н а  б е с п е р е б о й н о е  и р о в а н и е  п р о и з в о д с т в е н н о г о  п р о ц е с с а , и  и м и  р е з у л ь т а т а м и , к а к  с т в о , с т о и м о с т ь , п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь .