Файл: Изучение прав покупателей и рассмотрение ответственности производителей перед потребителями за качество продукции..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Посредством норм КоАП РФ осуществляется административно-правовая охрана таких фундаментальных прав потребителей, как право на качество, на информацию, на безопасность. Защите прав потребителей посвящено более десяти статей КоАП РФ, имеющих непосредственное или косвенное отношение к этим правам [4].
В отличие от многих нормативных правовых актов, не обеспеченных механизмом реализации, Закон о защите прав потребителей, отмечает М.Ю. Челышев, приобрел большую популярность среди граждан-потребителей и показал достаточно высокую практическую целесообразность [21, с. 24].
Таким образом, защита прав потребителей является комплексным правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.
За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Для самого потребителя основной ответственностью является гражданско-правовая ответственность, так как только гражданско-правовая имеет компенсационную функцию. Ее задача состоит в том, чтобы восстановить нарушенные имущественные права потребителя. Если сравнить особенности административной и гражданско-правовой ответственности, то можно вслед за Г.Р. Гафаровой, прийти к выводу: в случае применения административной ответственности денежные средства поступают в пользу государству, а в рамках гражданско-правовой ответственности взыскиваемые средства идут в доход потерпевшего потребителя [16, с. 198].
Именно с учетом данного обстоятельства Закон о защите прав потребителей на первое место выдвигает гражданско-правовую ответственность. Конечно, такая ответственность в области защиты прав потребителей имеет и другие задачи - предотвратить возможные правонарушения со стороны контрагентов потребителя в будущем (профилактическая функция), а также наказать нарушителя.
Административная ответственность согласно КоАП РФ наступает при совершении административного правонарушения. Положения об административной ответственности за нарушения прав потребителей определены в главе 14 Кодекса об административных правонарушениях [4, ст. 2.1].
Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Нормы об уголовной ответственности за нарушения прав потребителей в основном отражены в его гл. 25.
Основанием гражданско-правовой ответственности является наличие состава гражданского правонарушения в действиях контрагента потребителя. Состав гражданского правонарушения образует совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности. К таким условиям относятся:
- Вред. Это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Вред может быть материальным и моральным. Существуют два способа возмещения вреда: в натуре или путем возмещения причиненных убытков.
- Противоправное поведение. Противоправным признается поведение, которое нарушает норму права. При этом не важно, знал ли причинитель вреда о том, что его действия нарушают ту или иную норму права или нет.
- Причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившим вредом. Противоправное поведение всегда должно предшествовать причиненному вреду, т.е. то или иное действие должно быть причиной конкретного вреда.
- Вина правонарушителя. Вина представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению. Вина может быть в виде умысла или неосторожности.
В гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица.
Закон РФ о защите прав потребителей в качестве оснований, влекущих гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за причиненный потребителю вред, называет следующие основания, являющиеся результатом действий продавца, изготовителя, в результате которых причиняется вред жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара:
- несоблюдение требований, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей и предотвращение вреда их имуществу;
- необеспечение безопасности товаров в течение сроков службы и сроков годности;
- предоставление недостоверной или неполной информации о товарах;
- реализация товаров с просроченными сроками годности;
- непредоставление информации о продолжительности службы и срока годности;
- неустановление на товары, которые по истечении определенного времени могут причинить вред здоровью или имуществу потребителя, срока службы или срока годности;
- непредоставление информации о последствиях использования товаров по истечении срока службы или годности, необходимых действиях [15, с. 93].
Как видно из приведенного перечня, противоправность может проявляться как в действиях, так и в бездействии продавца (изготовителя).
В целом гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей устанавливается в Законе о защите прав потребителей целым рядом статей. Гражданская ответственность наступает таким образом:
- за предоставление ненадлежащей информации о товаре, изготовителе, продавце [8, . 12];
- за вред, вследствие недостатков [8, ст. 14,18];
- за требований потребителей [8, . 23];
- за нарушение сроков [8, с. 23.1];
- за нарушения, вытекающие договорных отношений.
правило ответственности (изготовителя), резюмирует Е.В. , заключается в том, вред, причиненный , подлежит возмещению в объеме. Право возмещения вреда любому лицу, был причинен некачественным товаром, возмещать вред либо изготовитель, продавец [20, с. 42].
2. Анализ регулирования защиты от производства и некачественного товара
2.1. и потребности человека. , ценность и стоимость
Оценка уровня объекта и классификация качества рассматриваются в .
Квалиметрия — отрасль , изучающая и реализующая количественной оценки . Основные задачи : обоснование показателей , разработка методов определения, расчета и , совершенствование типоразмеров и рядов изделий, обобщенных показателей и условий их в задачах стандартизации и качеством. Объектами могут быть товары и услуги, к применимо понятие «»[18, с. 3 2 2 ] .
И с х о д н ы м п о л о ж е н и е м е т р и и я в л я е т с я т о , о к а ч е с т в о з а в и с и т т б о л ь ш о г о ч и с л а с т в о б ъ е к т а . К р о м е г о , н у ж н о у ч и т ы в а т ь и в и я , в к о т о р ы х п р о д у к т е т и с п о л ь з о в а н . Л ю б а я к ц и я и л и у с л у г а е т м н о ж е с т в о с в о й с т в . д с в о й с т в а м и п р о д у к ц и и м а ю т е е о б ъ е к т и в н ы е н о с т и , п р о я в л я ю щ и е с я п р и о д с т в е , э к с п л у а т а ц и и и п о т р е б л е н и и . ч а ю т п р о и з в о д с т в е н н ы е и п о т р е б и т е л ь с к и е с т в а п р о д у к ц и и . К п р о и з в о д с т в е н н ы м и т с я в с я с о в о к у п н о с т ь с т в , с о з д а в а е м ы х в п р о ц е с с е о д с т в а . О н а п р е д с т а в л я е т о й п о т е н ц и а л ь н о е к а ч е с т в о . е л ь с к и е с в о й с т в а п р о д у к ц и и р и з у ю т л и ш ь т у п н о с т ь п о к а з а т е л е й , к о т о р а я и т с я к ч и с л у н а и б о л е е н ы х и з н а ч и м ы х д л я и т е л я . Э т о р е а л ь н о е с т в о п р о д у к ц и и .
П о к а з а т е л и с т в а — к о л и ч е с т в е н н ы е х а р а к т е р и с т и к и о г о и л и н е с к о л ь к и х с т в п р о д у к ц и и , р а с с м а т р и в а е м ы е т е л ь н о к о п р е д е л е н н ы м у с л о в и я м е с о з д а н и я , э к с п л у а т а ц и и и п о т р е б л е н и я . П о к а з а т е л и с т в а к о л и ч е с т в е н н о о б у с л о в л и в а ю т е н ь с п о с о б н о с т и п р о д у к ц и и в о р я т ь о п р е д е л е н н ы е п о т р е б н о с т и .
н о в ы д е л и т ь п р о с т ы е (с с а , е м к о с т ь , д л и н а ) и н ы е ( б е з о т к а з н о с т ь , р е м о н т о п р и г о д н о с т ь ) т в е н н ы е х а р а к т е р и с т и к и о д н о г о и н е с к о л ь к и х с в о й с т в , л я ю щ и х к а ч е с т в о , с о о т в е т с т в е н н о ч н ы е и к о м п л е к с н ы е п о к а з а т е л и с т в а .
К а ж д ы й в и д к ц и и х а р а к т е р и з у е т с я с в о е й а т у р о й п о к а з а т е л е й к а ч е с т в а . В т с т в и и с Г О С Т и с п о л ь з у ю т ю щ и е г р у п п ы п о к а з а т е л е й . и о ц е н к е к а ч е с т в а в е н н ы х т о в а р о в д л я е н и я п р и м е н я ю т с я п о к а з а т е л и : р т ( п и щ е в ы е п р о д у к т ы , к ц и я л е г к о й п р о м ы ш л е н н о с т и ) , п п а с л о ж н о с т и ( б ы т о в а я а р а т у р а ) , м а р к а ( ц е м е н т , п и ч ) , к а т е г о р и я к а ч е с т в а ( а с с е т ы ) . В м и р о в о й п р а к т и к е я о ц е н к и с т е п е н и о д с т в а о д н о й ч а с т и к ц и и н а д д р у г о й ь з у ю т г р а д а ц и ю ( к л а с с , р т ) — э т о к а т е г о р и я и р а з р я д , п р и с в о е н н ы е к ц и и , и м е ю щ е й о д н о и о ж е ф у н к ц и о н а л ь н о е н е н и е , н о к к о т о р о й я ю т с я р а з л и ч н ы е т р е б о в а н и я в е н и и к а ч е с т в а [ 1 2 ] .
П о к а з а т е л ь , о к о т о р о м у п р и н и м а е т с я н и е о ц е н и в а т ь к а ч е с т в о к ц и и , н а з ы в а е т с я о п р е д е л я ю щ и м . а ю щ и е п о к а з а т е л и — э т о н я я в е л и ч и н а , у ч и т ы в а ю щ а я т в е н н ы е о ц е н к и о с н о в н ы х с т в п р о д у к ц и и и к о э ф ф и ц и е н т о в х в е с о м о с т и . О п т и м а л ь н о е е н и е к а ч е с т в а п р о д у к ц и и о е , п р и к о т о р о м а е т с я н а и б о л ь ш и й п о л е з н ы й е к т о т е е а т а ц и и ( п о т р е б л е н и я ) п р и н н ы х з а т р а т а х н а а н и е и э к с п л у а т а ц и ю ( п о т р е б л е н и е ) .
н к а к а ч е с т в а м о ж е т и т ь с я п о о д н о р о д н о й к ц и и в о д и н а к о в ы х и р а з л и ч н ы х в и я х , п о р а з н о р о д н о й — т е л ь н о б р и г а д ы , п р е д п р и я т и я , н е н и я , т е р р и т о р и а л ь н ы х с т р у к т у р н ы х в а н и й . М о ж н о с д е л а т ь о д , ч т о к а ч е с т в о к ц и и н а х о д и т с я в п о с т о я н н о й м и к е и я в л я е т с я к р а й н е й ч и в о й к а т е г о р и е й . К о н т р о л ь с т в а м о ж н о с в е с т и к у м о с н о в н ы м п о н я т и я м — е н и е к о н т р о л и р у е м ы х п а р а м е т р о в и е л е н и е и х з н а ч е н и й . с т в о м а н а л и з а к а ч е с т в а с щ ь ю и м е ю щ и х с я д а н н ы х и и ч е с к и х м е т о д о в о п р е д е л я ю т е н и е м е ж д у т о ч н ы м и и н н ы м и к а ч е с т в е н н ы м и х а р а к т е р и с т и к а м и . л и з п о з в о л я е т у я с н и т ь з ь м е ж д у ф а к т о р а м и , щ и м и н а б е с п е р е б о й н о е и р о в а н и е п р о и з в о д с т в е н н о г о п р о ц е с с а , и и м и р е з у л ь т а т а м и , к а к с т в о , с т о и м о с т ь , п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь .