Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса
1.2. Понятие профессионального стресса
1.3. Гендерные различия проявлений профессионального стресса
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности
2.2 Изучение выраженности мускулинных и феминных установок
2.3 Определение уровня организационного стресса
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование профессиональной пригодности
2.1 Материалы и методы
Педагоги относятся к категории группы повышенного риска развития нарушений здоровья. Согласно данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60 % представителей этой профессии [12]. У тренерско-педагогического состава детско-юношеских спортивных школ также повышенная стрессогенная нагрузка, обусловленная специфическими условиями труда спортивных тренеров (высокая степень ответственности и эмоциональной вовлеченности, коммуникативная насыщенность, частая смена успехов и неудач и т.д.) [17]. Обозначенные особенности профессионального стресса тренерско-педагогических работников определили выбор контингента для эксперементального исследования в настоящей курсовой работе. В проведенном исследовании принимали участие 8 тренеров (4 мужчины и 4 женщины) Спортивной школы №93 «На Можайке» в возрасте от 20 до 42 лет. Характеристика испытуемых представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика выборки студентов различных специальностей, принявших участие в исследовании
№ п/п |
Тренер |
Возраст |
Стаж |
Вид спорта |
мужчины |
||||
1 |
Б-ов А. В. |
20 лет |
3 года |
футбол |
2 |
В-ев Д. В. |
28 лет |
9 лет |
дзюдо, самбо, баскетбол |
3 |
К-ук А. В. |
27 лет |
9 лет |
футбол |
4 |
М-ов В. В. |
38 лет |
28 лет |
дзюдо, самбо |
женщины |
||||
5 |
Б-ва Н. Н. |
40 лет |
33 года |
легкая атлетика |
6 |
Б-ва Е. В. |
42 года |
28 лет |
баскетбол |
7 |
К-ва Н. Г. |
32 года |
13 лет |
художественная гимнастика |
8 |
Б-рн Ж. В. |
23 года |
1 год |
оздоровительная гимнастика |
Исследование проводилось в 2 этапа:
- определение выраженности маскулинных и феминных характеристик у контингента, принимавшего участие в исследовании, при помощи методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) [22];
- определение уровня организационного стресса у тренеров, принимавших участие в исследовании, по шкале организационного стресса (Маклин) [8].
Статистическая обработка данных проводилась при помощи программного продукта MS Excel и пакета программ STATISTICA с применением блока непараметрической статистики (коэффициент корреляции Спирмана) [24].
2.2 Изучение выраженности мускулинных и феминных установок
Как уже упоминалось, различные модели поведения у мужчин и женщин в условиях профессионального стресса во многом определяются мускулинными и феминными установками личности. В основе методики «Полоролевой опросник» (С. Бем) лежат представления об андрогении, т.е. сочетания традиционно женских и мужских черт, которые определяют варьирование поведения в зависимости от ситуации. Характеристики андрогинии личности формируют устойчивость к стрессам [22].
«Полоролевой опросник» позволяет определить психологический пол личности и выяснить степень маскулинности и феминности. Он состоит из 60 утверждений, с которыми можно согласиться или не согласиться («да»-«нет»). Бланк опросника и ключ к нему представлен в Приложении А.
При совпадении ответа респондента с ключом начислялся 1 балл. Затем определяется показатель мускулинности (М) и феминности (F) методом деления количества набранных баллов по шкале мускулинности и феминности на 20. Интерпретация результата заключается в вычислении индекса IS по формуле [22]:
IS = (F – M) Х 2,322.
При этом результаты интерпретируются так:
- андрогинные установки (IS -1 ÷ +1) – нет четко выраженной мускулинной и феминной установки (в той или иной степени выражены обе черты);
- мускулинные установки (IS ˂ -1), при индексе IS ˂ -2,025 говорят о ярко о ярко выраженных мужских чертах характера;
- феминные установки (IS ˃ +1), при индексе IS ˃ +2,025 говорят о ярко выраженных женских чертах характера.
На рисунка 1 и 2 представлены полученные результаты методики «Полоролевой опросник». Индивидуальные результаты представлены в Приложении Б.
Рисунок 1 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Рисунок 2 – Результаты «Полоролевого опросника» (С. Бем) у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Как видно из рисунка 1, у всех мужчин-тренеров обнаружен андрогинный тип. У двух женщин-тренеров (Б-ва Е. В. и Б-рн Ж. В.), принявших участие в исследовании также обнаружен андрогинный тип. У остальных двух – феминный тип (Б-ва Н. Н. и К-ва Н. Г.), причем у Б-вой Н. Н. выявлен ярко выраженный феминный тип (IS=2,58).
Таким образом, изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 женщины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.
2.3 Определение уровня организационного стресса
Шкала организационного стресса (Маклин) призвана оценить восприимчивость индивида к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил [8].
Тренерам, принявшим участие в исследовании, было предложено ответить на 20 вопросов опросника, на которые были предложены следующие ответы: «абсолютно верно (всегда)», «верно в большинстве случаев», «нечто среднее», «не совсем верно/скорее неверно» и «абсолютно неверно (никогда)». Бланк опросника для определения организационного стресса и ключ к нему представлен в Приложении В.
Интерпретация полученных результатов заключается в начислении респонденту от 1 до 5 баллов за ответ, совпадающий с ключом. При суммировании баллов получают индекс организационного стресса (ОС):
- ОС ˃ 50 баллов – высокая восприимчивость к организационному стрессу;
- ОС 49-40 баллов – средняя стресс-толерантность;
- ОС ˂ 39 баллов – высокая организационная толерантность к организационному стрессу.
На рисунка 3 и 4 представлены полученные результаты. Индивидуальные результаты представлены в Приложении Г.
Высокая толерантность
Средняя толерантность
Высокая восприимчивость
Рисунок 3 – Индекс организационного стресса у мужского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Высокая толерантность
Средняя толерантность
Высокая восприимчивость
Рисунок 4 – Индекс организационного стресса у женского тренерско-педагогического состава, принявшего участие в исследовании
Как видно из рисунка 3, среди мужчин-тренеров двое (В-в Д. В. и К-ук А. В.) имеют среднюю толерантность к организационному стрессу, остальные двое (Б-ов А. В. и М-ов В. В.) – высокую. Четыре женщины-тренера (Б-ва Н. Н., Б-ва Е. В. и К-ва Н. Г.), принимавших участие в исследовании, имели среднюю толерантность, Б-рн Ж. В. – высокой.
Таким образом, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.
2.4 Обсуждение полученных результатов
Как уже упоминалось, проявления профессионального стресса у индивида зависят от установок личности [14]. У 6 человек из 8 тренеров, принявших участие в исследовании, были выявлены андрогинные установки, которые характеризуются балансом между саморазрушительными мускулинными и адаптивными феминными установками, которые, тем не менее, определяют предрасположенность к неврозам. У 2 женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, обнаружен феминный тип, причем у 1 из них – ярко выраженный. Согласно данным литературы [14], феминные установки личности обусловливают повышенную толерантность к различным видам стресса и профессиональному стрессу в частности. Однако в данном исследовании у обеих женщин с феминными установками обнаружен средний уровень толерантности к стрессовым нагрузкам.
Был поведен корреляционный анализ, который не выявил сильной зависимости между индексом андрогинности (IS) и уровнем устойчивости к организационному стрессу как в группе мужчин (коэффициент корреляции Спирмена r=0,012), так и в группе женщин (r=-0,034).
В целом, мужчины-тренеры, принимавшие участие в исследовании характеризовались более высокой устойчивостью к организационному стрессу по сравнению с женщинами-тренерами. Однако в данном исследовании средний возраст женского контингента был выше такового у мужского контингента. Согласно данным литературы [13], с возрастом возможности организма к адаптации к стрессу.
Таким образом, изучение гендерных особенностей устойчивости к профессиональному стрессу выявило, что у всех мужчин-тренеров, принимавших участие в исследовании доминируют андрогинные установки, более адаптивные по сравнению с агрессивными мускулинными, более характерными для представителей мужского пола. У половины женщин-тренеров, принимавших участие в исследовании, также обнаружены андрогинные установки, у остальной половины – феминные, более характерные для представительниц женского пола. Мужчины, принявшие участие в исследовании, характеризовались в целом более высокой толерантностью к организационному стрессу относительно женщин.
Выводы по главе 2:
- У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена доминирующая андрогинная установка.
- У большинства тренеров, принявших участие в исследовании, обнаружена средняя толерантность к развитию организационного стресса.
- В проведенном исследовании данные литературе о более адаптивных феминных установках в условиях профессионального стресса не нашли свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе было проведено теоретическое (анализ и систематизация доступной литературы по выбранной проблеме) и эмпирическое (экспериментальное тестирование тренеров по различным видам спорта) исследование.
Стресс представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором, адаптация к которому заключается в изменении вегетативной и симпатоадреналовой системы человека к новым условиям. Поэтому изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.
Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия, заключающиеся в снижении производительности труда, работоспособности, психического и физического здоровья человека. Кроме того, этот вид стресса напрямую связан с организационными проблемами, нечеткими служебными обязанностями, маленькой заработной платой и неясной перспективой служебного продвижения.
Противоположные тенденции в реагировании мужчин и женщин на профессиональные стрессогенные обстоятельства могут объясняться биологическими различиями в системах, адаптирующих организм к стрессу. У женщин имеется более высокая устойчивость соматических органов к воздействию стресса в то время как более высокая степень приспособленности представителей мужского пола к выживанию в динамично меняющихся условиях сопровождается более высокой смертностью от соматических осложнений.
Экспериментальное изучение психологического типа тренеров, принявших участие в исследовании, показало, что у большинства из них андрогинные установки (4 женщины и 2 женщины), у двух женщин – феминный тип.
Кроме того, у большинства тренеров (5 человек), принявших участие в исследовании, имели среднюю толерантность к организационному стрессу, у 3 тренеров – высокая. Высокой восприимчивости к организационному стрессу среди обследованных обнаружено не было.