Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Труд представляет собой средство и способ самореализации человека в общественной жизни, общения в социальной среде, развития, самосовершенствования и самоутверждения, создания материальных и духовных благ. Исследование взаимодействия личности и характеристик профессиональной деятельности заключается в формировании представлений о психологических закономерностях регуляции трудового процесса и его детерминации, становления субъекта деятельности, соответствия профессии психологическим особенностям личности, адаптации к условиям труда и т.д. [23].

Современные достижения психологии профессиональной деятельности в значительной степени основаны на результатах исследований отечественных физиологов, психологов, педагогов, гигиенистов, психотехников (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, К. Д. Ушинский, Ф. Ф. Эрисман, С. М. Богословский, В. Н. Мясищев, А. П. Нечаев, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, Н. Д. Левитов, А. К. Гастев, С. Е. Минц, К. К. Платонов и др.).

Одним из важных направлений изучения психологии труда являются исследования в области профессионального стресса. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести перегрузку человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и выматывающая дорога на службу и обратно и т.д. [26]. Адаптация к условиям стрессовой нагрузки осуществляется за счет перестройки симпатоадреналовой системы организма в соответствии с изменяющимися условиями. Однако при длительном воздействии стрессора происходит истощение функциональных резервов организма, что может привести к наиболее распространенным последствиям хронического стресса являются повреждения сердечно-сосудистой системы, когда не выдерживает нагрузок либо сердечная мышца (инфаркты миокарда), либо сосудистая стенка сосудов ЦНС (инсульты) [13].

Известно, что различия проявлений профессионального стресса зависят от биологических и полоролевых особенностей человека [13]. Например, риск развития инфарктов миокарда и различных инсультов на фоне высокого напряжения гораздо выше у лиц мужского пола.

В связи со всем выше сказанным, представляется актуальным изучение гендерных особенностей проявлений профессионального стресса.

Целью проведенного исследования является изучение гендерных различий проявлений профессионального стресса.


Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

  1. изучить представления о стрессе;
  2. изучить особенности профессионального стресса;
  3. изучить данные литературы о гендерных различиях в проявлении стресса;
  4. провести экспериментальное исследование различий проявлений профессионального стресса.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является профессиональный стресс.

Предметом исследования явились гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Гипотеза исследования: феминные установки личности обуславливают лучшую адаптацию в условиях профессионального стресса по сравнению с мускулинными.

В данной курсовой работе использовался теоретический (анализ данных доступной литературы) и экспериментальный (проведение экспериментально-психофизиологического тестирования) метод исследования.

Базой экспериментального исследования явилась Cпортивная школа №93 «На Можайке». Были обследованы 8 тренеров (4 мужчины и 4 женщины) в возрасте 20-42 лет. Для изучения их психологического пола применялись следующие методики исследования:

  1. «Полоролевой опросник» (С. Бем) [22];
  2. определение уровня организационного стресса по шкале организационного стресса (Маклин) [8].

Практическая значимость работы: результаты данного исследования применимы в организационной психологии, психологии труда и психологии управления, при подборе и отборе персонала, а также организации труда тренерско-педагогического состава с целью повышения стрессоустойчивости в условиях профессиональных стрессовых ситуаций

Данная курсовая работа выполнена на 38 листах, состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения и 26 источников литературы, содержит 4 приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы гендерных различий проявлений профессионального стресса

1.1 Понятие стресса

Концепция стресса была предложена канадским ученым Г. Селье в 1974 г. в работе «Стресс без дистресса». Согласно его определению, стресс (или адаптационный синдром) представляет собой феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразное повреждающее воздействие, которое в свою очередь называется стрессором [26]. Г. Селье выделил три стадии стресса:


  1. стадия тревоги;
  2. стадия резистентности (адаптации);
  3. стадия истощения.

Каждая из перечисленных стадий характеризуется своими физиологическими, психологическими и другими реакциями [13].

Стадия тревоги начинается с момента столкновения организма со стрессором и стремления адаптироваться к нему. Вторая стадия характеризуется адаптацией организма к новым условиям среды. Однако, если воздействие стрессора оказалось продолжительным, то через определенное время произойдет истощение ресурсов организма, что приведет к срыву адаптации и как следствие к развитию патологического процесса, который может завершиться смертью или болезнью индивида (стадия истощения).

Физиологические проявления стресса заключаются в первую очередь в изменении активности нервной и эндокринной систем, координационным центром которых является гипоталамус. При первичном эмоциональном возбуждении, возникающем при столкновении со стрессором, гипоталамус запускает нервно-гуморальную реакцию организма.

В ответ на воздействие стресса происходит активация симпатического отдела вегетативной нервной системы, основной функцией которой является обеспечение выживания организма в критической ситуации [26]. Все симпатические эффекты обеспечиваются секрецией адреналина (при страхе) и норадреналина (при гневе), которые приводят к усилению сердцебиения, расширению зрачков, повышению мышечного тонуса, а также мобилизацией всех метаболических и энергетических процессов в организме.

При истощении возможностей симпатической нервной системы запускается активация парасимпатического отдела, основная задача которого восстановление и сохранение ресурсов, что на уровне организма проявляется слабостью, падением артериального давления, снижением тонуса мышц и желудочно-кишечными расстройствами и т.д. [26].

Гуморальная реакция организма на воздействие стрессоров обусловлена в первую очередь секрецией гормонов коркового слоя надпочечников (глюкокортикоидов), которые усиливают все обменные процессы в организме.

Глюкокортикоиды обеспечивают адаптацию метаболических процессов на каждой стадии развития стресса. Однако теоретически стрессовый фактор может воздействовать бесконечно долго. Согласно представлениям Г. Селье, адаптационные возможности организма в таких условиях ограничены, поэтому физиологический стресс может перейти в патологический, что сопровождается развитием психосоматических заболеваний (артериальной гипертензии, неспецифического колита и др.) [15].


Психические появления стресса обозначаются как «психологический стресс», т.е. реакция человека на особенности взаимодействия личности с окружающим миром [26].

Учитывая специфику воздействия психологического стресса, можно выделить ряд его особенностей, отличающий его от биологического стресса, которые представлены в таблице 1 [26].

Таблица 1 – Отличия между биологическим и психологическим стрессом

Параметр

Биологический стресс

Психологический стресс

Причина стресса

Физическое, химическое или биологическое воздей­ствие на организм

Социальное воздействие или собственные мысли

Характер опасности

Всегда реальный

Реальный или виртуальный

На что направ­лено действие стрессора

На жизнь, здоровье, физи­ческое благополучие

На социальный статус, чувст­во самоуважения и т. д.

Наличие реаль­ной угрозы жиз­ни или здоровью

Есть

Отсутствует

Характер эмо­циональных переживаний

«Первичные» биологиче­ские эмоции – страх, боль, испуг, гнев

«Вторичные» эмоциональные реакции в сочетании с ког­нитивным компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.

Временные гра­ницы предмета стресса

Конкретные, ограничены настоящим или ближайшим будущим

Размытые (прошлое, далекое будущее, неопределенное время)

Влияние лич­ностных качеств

Незначительное

Очень значительное

В то же время многочисленные исследования доказали общность физиологических изменений, возникающих при психологическом и биологическом стрессе [12].

Несмотря на почти полувековое изучение стрессовых воздействий на организм, до сих пор не существует единой классификации стресса, учитывавшей бы все его особенности и закономерности. Как уже упоминалось выше, многие авторы выделяют физиологический и патологический стресс [15].

Вторая классификация подразумевает деление стрессов, согласно их источнику на системные и нервные [15]. В первой группе различают:

  1. стрессы, возникающие при изменениях внутренней среды (физиологические сдвиги в результате влияния фармакологических веществ);
  2. стрессы, возникающие после вредных действий внешних факторов.

Нервные стрессы также подразделяются на подгруппы в зависимости от воздействующего фактора на стрессы, вызванные вредными воздействиями, поражающими организм и порождающими болевые явления, влиянием света, звука, эмоций и т.д.


Несколько иной подход к классификации в зависимости от стрессора предложил М. Перре, который разделил стрессы на микрострессы (повседневные трудности и неприятности) и хронические стрессы, возникающие под воздействием критической жизненной или травмирующей ситуации [1].

В системе психологического стресса в зависимости от ситуации, приведшей к нему, выделяют [12]:

  1. эмоциональный стресс – характеризуется ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей;
  2. информационный стресс – возникает под воздействием информации о реальном или вероятном воздействии неблагоприятных событий (внешние сообщения), информации в форме представлений, извлекаемых из памяти о ситуации или событиях (внутренние сообщения) и в ситуации информационных перегрузок;
  3. организационный стресс – возникает в ответ на организационно-производственную ситуацию (высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности и др.).

Стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. При этом все проявления стресса можно разделить на следующие виды [26]:

  1. поведенческие реакции (нарушение режима дня, отказ от полезных привычек, увеличение числа ошибок при привычном действии и т.д.);
  2. интеллектуальные реакции (нарушение показателей внимания, функции памяти, мыслительных процессов и т.д.);
  3. физиологические реакции (нарушения со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной и др. систем);
  4. эмоциональные реакции (интроверсия, склонность к самообвинениям, снижение самооценки и т.д.)

Таким образом, изучение стресса и адаптации к нему возможно только на основе системного подхода и принципа целостности, психосоматического единства человека.

1.2. Понятие профессионального стресса

Профессиональный стресс представляет собой многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [26]. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10): Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью».