Файл: Корпоративный инновационный проект и корпоративная инновационная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИП всегда имеет дело с чем-то новым (товарами, услугами, технологиями и т. п.). В таких условиях сложно прогнозировать результаты проекта, высока степень неопределенностей. Поэтому при оценке ИП предлагается исходить одновременно, и из общей продолжительности жизненного цикла, и из продолжительности отдельных его этапов, прохождение которых позволит иметь более достоверные результаты.[12]

Осознавая все сложности в планировании ИП нужно иметь в виду, что он связан с рисками, которые могут иметь разную природу и быть связанны с независящими от команды проекта обстоятельствами - с партнерскими отношениями или недоработками в теоретической, методологической базе проекта. Соответственно каждая группа рисков должна иметь свою систему оценивания.

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что ИП (инновационный проект) следует рассматривать, как особый проект, обладающий одновременно качественной новизной в научно-технической и технологической области, наличием проблемы теоретической и практической выполнимости, а так же практической применимости результатов, сложностью и неопределенностью прогнозирования реализации проекта, существенным уровнем рисков, в том числе коммерческих.

Качественная новизна ИП в научно-технической и технологической области проявляет себя и соответственно должна оцениваться, по следующим направлениям[13]:

1) как теоретико-методологическая новизна (т.е. по сравнению с теоретически возможными, научно доказанными результатами),

2) как научно-практическая новизна предлагаемых к использованию в проекте решений (т.е. по сравнению с лучшими, фактически существующими, техническими и технологическими практиками);

3) как новизна методов и средств, используемых для реализации проекта.[14]

Принципиальная выполнимость ИП должна оцениваться по его технической и технологической реализуемости и уровню научно-технического и организационного потенциала команды. Практическая применимость результатов ИП должна быть оценена по рыночной востребованности и полезности, как для общества в целом, так и для конкретного бенефициара проекта.


1.3. Этапы развития и управление качеством корпоративного инновационного проекта

Механизм реализации инновационного проекта имеет в своей основе идею создания нового продукта, который, как определено исследованием и изложено в первой главе, может представлять как материальновещественные объекты, так и организационно-управленческие и корпоративно-интеграционные системы и отношения.

Идея создания инновационного проекта является начальной стадией фазы зарождения проекта. Идея служит основой мотивации для воплощения проекта и является побуждающим к действию условием. Действие - есть формальное воплощение идейно-мотивационных предпосылок реализации инновационного проекта.[15] Определим стадию зарождения инновационного проекта, как идейно-мотивационную, которая определяет начало жизненного цикла проекта:

- идея создания инновационного проекта;

- мотивация;

- действие.[16]

Последний этап в идейно-побудительной фазе проекта представляет собой действие по разработке дальнейших этапов реализации инновационного проекта. Этот этап предопределяет вторую фазу жизненного цикла.

Вторая фаза инновационного проекта - разработка стратегических решений относительно инновационного продукта: определение его места на потребительском рынке, создание условий позиционирования и методов продвижения инновационного продукта, построение организационного механизма разработки, создания и реализации проекта.[17]

Третья фаза инновационного проекта - экспертиза стратегических решений - определяет возможность последующего принятия решения о реализации проекта.

Подробное рассмотрение фаз и этапов развития инновационного проекта необходимо для обеспечения параллельного развития системы управления качеством, которая должна обеспечивать контроль качества инновационного продукта на стадии разработки, выпуска и апробации.

Для построения системы управления качеством инновационного проекта необходимо определить связь этапов инновационного проекта в их логической и временной последовательности. Контроль отдельных этапов при построении многоуровневой системы управления качеством обеспечивается на основе медиаторных связей между отдельными фазами проекта (рис. 1 в приложении 1).

Идейно-мотивационная фаза инновационного проекта не нуждается в оценке качества посредством системы управления, так как на этой стадии происходит лишь формирование абриса объекта, мысленное прогнозирование возможных вариантов решений, определяются будущие характеристики инновационного продукта.


Контроль качества инновационного проекта должен начинаться на стадии разработки стратегий. На первом этапе, определенном как «выбор инновационного продукта», происходит оценка общих характеристик объекта, оценивается степень его полезности для потенциального потребителя. Далее рассматривается механизм продвижения инновационного продукта.[18]

Стратегии продвижения инновационного продукта также требует контроля в части оценки объема потенциального рынка, мониторинга потребительских предпочтений и т.д.

Оценка качества решений на стадии формирования организационных условий реализации инновационного проекта имеют своей задачей выявление ресурсов производственного объекта, на базе или посредством которого будет осуществляться реализация проекта.[19]

Особо важным является контроль качества на фазе экспертизы инновационного проекта. На этих этапах выполняются конкретные расчеты по оценке финансовых результатов и коммерческого эффекта. Контроль должен предусматривать возможность оценки с установленными эталонными показателями, а также вероятность отклонений прогнозируемых параметров от эталонного значения. Уровень контроля должен проводиться в режиме обратной связи, то есть с возможностью внесения поправок и корректировок в этапы стратегической фазы, вплоть до пересмотра выбора инновационного продукта изменения его характеристик.[20]

Фаза реализации предполагает непосредственно создание инновационного продукта, оценку его характеристик с точки зрения потребительских свойств, проводится его апробация на отдельных участках производства для последующего продвижения продукта на рынок. На этой стадии инновационного проекта проводятся зачастую лабораторные испытания, позволяющие увидеть, насколько вновь созданный продукт обладает более совершенными характеристиками и параметрами относительно аналогов.

Система управления качеством инновационного проекта, согласно проведенным теоретическим исследованиям, должна содержать два формата:

- оценка и управление качеством прогнозных решений на стадии разработки инновационного проекта в целом;

- оценка и управление качеством непосредственно инновационного продукта, являющегося квинтэссенцией инновационного проекта.[21]

Особая роль отводится системе управления качеством инновационного продукта, являющегося конечным этапом и целью реализации проекта. Для обеспечения контроля качества в ряде случаев проводятся лабораторные испытания, апробация инновационного продукта на отдельном участке производства (производственный эксперимент).[22] Этот механизм применяется в том случае, когда инновационный продукт имеет материально-вещественную форму.


Важное значение в системе управления качеством приобретают медиаторные связи, которые представляют собой опосредованные информационные потоки, обеспечивающие связь фаз реализации инновационного проекта с системой управления качеством. Такая система связи позволяет своевременно выявить угрозу нерационального решения на стадии разработки проекта и внести соответствующие коррективы; дает возможность определять отклонение качественных характеристик инновационного продукта на стадии производства и принять меры по устранению дефектов и брака. В результате формируется принцип обратной связи между фазами и отдельными этапами инновационного проекта и функционально-структурными подразделениями системы управления качеством.

2. Эффективность инновационного проекта «Безбумажный фронт офис» в ПАО «Сбербанк России»

2.1. Анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Сбербанк России»

Инвестиционная привлекательность банка играет ключевую роль в доверии вкладчиков и инвесторов к банку. Чем выше инвестиционная привлекательность, тем выше шанс привлечь дополнительные средства, которые можно направить на финансирование проектов.

Выделяют ряд показателей, которые характеризуют инвестиционную деятельность ПАО «Сбербанк России».

1. Показатели деловой активности.

2. Доля депозитов физических лиц и инвестируемых банком ценных бумаг к обязательствам банка.

3. Показатель прибыльности капитала.

4. Показатели обязательных нормативов кредитных организаций.[23]

Рассмотрим динамику этих показателей для ПАО «Сбербанк России».

При оценке деловой активности учитывают следующие показатели:

- Общая кредитная активность (К1), которая варьируется в интервале от 55 до 80 %. Этот показатель отражает в целом кредитную активность банка, степень специализации банка в области кредитования. Считается, что чем выше расчетное значение, тем выше кредитная активность банка.


- Коэффициент использования привлеченных средств (К2), не более 80%. Он раскрывает, какая часть (%) привлеченных средств направляется в кредит.

Показатели деловой активности ПАО «Сбербанк России» показаны в таб. 1.

Таблица 1

Показатели оценки деловой активности[24]

Показатели

На 01.01.2011

года

На

01.01.2012

года

На

01.01.2013

года

На

01.01.2014

года

На

01.01.2015

года

На

01.01.2016

года

Общая кредитная активность

68,43

74,18

72,15

73,63

73,47

74,20

Коэффициент

использования

привлеченных

средств

85,40

91,16

87,08

88

87,20

89,26

В 2015 году наблюдалось снижение кредитной активности, связанной с событиями конца 2014 года и временным прекращением кредитования и увеличение процентной ставки по кредитам в дальнейшем. В начале 2016 года произошел рост кредитной активности на 0,73%.

Коэффициент использования привлеченных средств больше 80%, и это свидетельствует о рискованной политике банка.

Еще одним важным показателем является доля депозитов физических лиц и инвестируемых банком ценных бумаг к обязательствам банка, что показано на Рисунке 1.

Рис. 1. Показатели инвестиционной привлекательности ПАО «Сбербанк России» за период 01.01.2011 - 01.01.2016 гг.[25]

Повышение уровня депозитов физических лиц в общих обязательствах свидетельствует о росте стабильности ресурсной базы и способствует увеличению ликвидности банка. Оптимальное значение коэффициента находится в пределах 10-30 %. При 30 % происходит минимизация риска стабильности. Если данный показатель находится на уровне более 50 % можно говорить о агрессивной политике банка по

восполнению большой нехватки ликвидности. Низкие значения показателя инвестиционной активности свидетельствуют о том, что банк перераспределяет деньги не в ценные бумаги, а на другие операции.

Показатель прибыльности капитала показывает способность собственных средств приносить прибыль и позволяет оценить возможность обеспечения реального роста.

Рис. 2. Прибыльность капитала ПАО «Сбербанк России» за период 01.01.2011 - 01.01.2016 гг.[26] [8].