Файл: Построение системы управления (Анализ системы управления в Отель «Шерстон»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты системы управления организацией
1.1 Определение понятия системы управления организацией
1.2 Источники и факторы эффективности системы управления
2. Анализ системы управления в Отель «Шерстон»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации - отель «Шерстон»
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия
2.3 Сравнительный анализ систем управления отеля «Шерстон» и гостиницы «Восток»
3.1 Проблемы системы управления в отеле «Шерстон»
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы управления в отеле «Шерстон»
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что нередко можно наблюдать, как в организации утверждаются одни правила и процедуры, а действительными являются либо другие, либо те же правила, но в состоянии, имеющем серьезные отличия от тех, что приняты к действию. Некоторые руководители создают вокруг себя подобие системы управления в виде множества специалистов и нижестоящих менеджеров; проводятся собрания, оперативки, пишутся протоколы. Но проблемы не анализируются, решения не обдумываются, поскольку решающий голос имеет только одно лицо, которое прислушивается лишь к своему мнению. Такой подход неприемлем в процессе управления современными организациями, но, к сожалению, наблюдается в ряде российских компаний.
Полноценное построение системы управления в организации выступает в современных условиях источником долговременного успеха. Поэтому в компании критически важно правильно выстроить реализацию всех функций системы управления на всех уровнях организационной иерархии. И прежде всего нужно верно понимать, что представляет собой система управления
Целю данной курсовой работы выступает изучение преимуществ и недостатков различных систем управления и на примере действующих предприятий разработка предложений совершенствования выявленных недостатков.
Для реализации поставленной цели курсовой работы необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть определение понятия системы управления организацией;
- изучить источники и факторы эффективности системы управления;
- дать организационно-экономическую характеристику Отеля «Шерстон»;
- провести маркетинговый анализ деятельности предприятия;
- провести сравнительный анализ систем управления отеля «Шерстон» и гостиницы «Восток»;Error: Reference source not found
- выявить проблемы системы управления в отеле «Шерстон»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления в отеле «Шерстон».
Объектом исследования выступает система управления в отеле «Шерстон».
Предмет исследования - система управления, как организационная система.
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых, таких как, А.Р. Алавердова, Т.Ю. Базарова, Р.А. Брайиера, М.И. Бухалкова, Л.П. Воронковой, А.А. Гвозденко, О.П. Ефимовой, Н.А. Ефимовой, И.В. Зорина, В.А. Квартальное, Н.И. Кабушкина, Г.А. Бондаренко, Г.А. Папирян, Е.Е. Филипповского, Л.В. Шмаровой.
Методами исследования обработки статистической информации в данной работе составили: экономико-статистический; системного и экономического анализа; научного наблюдения и обобщения, логический и сравнительный методы.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав включающих в себя 7 параграфов, заключения и списка литературы.
1. Теоретические аспекты системы управления организацией
1.1 Определение понятия системы управления организацией
Система управления представляет собой свод действующих в организации, обязательных для исполнения формальных правил и процедур, которые определяют[3, с. 152]:
- сущность, условия и порядок самоорганизованной деятельности индивидов и их групп, образующих организацию;
- порядок установления и изменения ключевой идеи деятельности организации в целом и для ее основных подразделений;
- процесс целеполагания для организации в целом, ее подразделений, бизнес-процессов, проектов и отдельных индивидов (групп индивидов);
- сущность и порядок планирования для организации в целом, ее подразделений, отдельных бизнес-процессов и проектов;
- процесс организации исполнения планов и проектов;
- сущность, характер и порядок контроля над деятельностью организации, ее подразделений, бизнес-процессов, проектов и отдельных индивидов[3, с. 154].
Нами сделаны дополнения и пояснения к приведенному выше определению системы управления. Во-первых, свод правил и процедур означает, что функции и задачи управления распределены между внутренними и внешними участниками организации особым, уникальным образом[1, с. 74]. И такое распределение закрепляется в специальных законодательных и внутрифирменных нормативных документах, определяющих порядок, форму и объем осуществления конкретным индивидом управленческих функций, а также его полномочия и ответственность. К таким документам, в частности, относятся:
- положения законодательства страны, резидентом которой организация или ее филиал является, о функциях, порядке работы и полномочиях собрания участников (акционеров), совета директоров, единоличного (коллегиального) исполнительного органа;
- требования надзорных и регулирующих органов о составе, функциях, полномочиях и ответственности органов управления в организации;
- устав организации и другие внутренние акты, в которых описаны функции, порядок работы и полномочия органов управления и внутреннего контроля (совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, служба внутреннего контроля и т. п.);
- положения об управленческой и финансовой структурах;
- организационно-функциональная структура и штатное расписание;
- регламенты управленческих бизнес- процессов, например, процессов стратегического планирования, бюджетирования, управления проектами;
- трудовые договоры с лицами, исполняющими функции единоличного и коллегиального исполнительных органов, а также с лицами, их замещающими по доверенности или служебному положению[10, с. 120].
Во-вторых, важно понимать, что руководящий аппарат и система управления - не одно и то же. Руководители в совокупности не тождественны системе управления, и наоборот, система управления не состоит из одних руководителей. Почему так? Руководитель, конечно, выступает субъектом управления, но не только он один, и простой работник может управлять, прежде всего качеством и сроком выполняемой работы[11, с. 139]. Система управления - это некий контур, механизм, который вырабатывает управляющее воздействие и прилагает его к объекту управления[2, с. 38]. Руководитель не будет звеном в системе управления организацией, если не станет надлежащим, предписанным способом осуществлять функции управления. Но главное в том, что каждый руководитель должен создавать систему управления для подразделения, процесса или проекта, который он возглавляет. Система управления для руководителя - то же самое, что для токаря токарный станок. Именно с помощью системы управления руководитель изменяет предмет управления - состав участников деятельности, систему целей и систему планов. План (программа, проект) выражает сущность управляющего воздействия на структурные или функциональные характеристики организации, поэтому в плане так важно указывать сущность, даты начала и окончания мероприятия - управляющего воздействия, а также лицо, ответственное за его реализацию в срок с надлежащим качеством[8, с. 174].
В-третьих, ключевыми компонентами системы управления выступают:
- подсистема целеполагания. В ее рамках систематически вырабатываются цели и задачи на всех уровнях организационной иерархии, для всех процессов и проектов. Процедуры определения целей и задач, краткосрочных и долгосрочных, стратегических и оперативных, для процессов и проектов, описываются в регламентах бизнес-процессов[5, с. 171];
- подсистема планирования. В рамках данной подсистемы вырабатываются планы. Методология планирования, стратегического и оперативного, инвестиционного проектирования и управления проектами является важной составляющей системы управления. Руководители и специалисты должны уметь правильно планировать и обязаны уделять этому существенную часть своего рабочего времени[5, с. 175];
- подсистема мотивации персонала. Разнообразные формы оплаты труда, материального и нематериального стимулирования способны повышать или понижать эффективность управления. Руководитель должен ясно понимать, почему работники выполняют его решения, что заставляет их делать работу лучше и быстрее. Более того, руководителю следует применять те методы стимулирования, которые подходят именно к тому индивиду, оказывающему решающее влияние на качество товара или процесса. Важное место в деятельности компаний занимают программы социальной защиты занятых и участия в жизни местного сообщества[5, с. 178];
- подсистема внутреннего контроля. В рамках данной подсистемы оценивается состояние управляемых объектов и процессов на предмет соответствия целевым и функциональным нормативам. Уровень и предмет диагностики может быть разным, например, владельческий контроль, внутренний аудит или стратегический контроль. Важно также понимать, какие риски имеют место, как они могут повлиять на деятельность организации. Тщательное выявление всех фактов хозяйственной деятельности, их правильная оценка и верное понимание обеспечивают обратную связь от объекта управления к субъекту управления. Подсистема внутреннего контроля для руководителя - то же самое, что для водителя приборная панель[5, с. 180];
- информационно-аналитическая подсистема. В современных условиях нельзя быстро получить требуемую информацию о состоянии управляемого объекта или процесса, если информационная система отсутствует или недостаточно эффективна. Речь идет не об автоматизированных системах управления производственными процессами и аналогичных им системах. Здесь важны информационно-аналитические системы и системы поддержки принятия решений. Не надо, однако, думать, что это непременно должны быть сложные программно-вычислительные комплексы, способные обрабатывать огромный объем информации от первичных источников до регистров управленческого учета. В небольшой компании роль такой подсистемы может сыграть толковый экономист или секретарь-референт; в проекте такую роль играет администратор[5, с. 183];
- подсистема организационного развития. Единожды осуществив организационное начинание, создав бизнес-модель, учредители, руководители и персонал в дальнейшем занимаются совершенствованием деятельности организации. Для этого необходим особый контур управления, который позволяет решать сложные задачи реорганизации и реструктуризации. Очень часто в этот контур включаются внешние консультанты, обладающие опытом и располагающие нужными методиками решения подобных задач. Внедрение новых бизнес- процессов, приобретение дочерних компаний, продажа бизнеса, новые стандарты учета, открытие филиалов требуют наличия соответствующих знаний и привлечения квалифицированных специалистов[5, с. 186].
Каждая компонента системы управления выражается в виде регламентов, положений, инструкций и других нормативно-методических документов, которые описывают распределение и реализацию функций управления. Некоторые компоненты системы управления реализуются в форме постоянно действующих подразделений, к примеру, отдел организационного развития или служба внутреннего контроля[13, с. 154].
В-четвертых, система управления создается не только и не столько для руководства; ее роль не состоит в том, чтобы руководитель мог без затруднений выполнять функциональные обязанности. Система управления «затачивается» а) на систематический поиск и анализ управленческих проблем, б) на подготовку, принятие и организацию исполнения управленческого решения. Руководитель, полагающий, что поиск проблем и планирование их решения является уделом одних только специалистов, - слабое звено в системе управления. Управление не может осуществляться без поиска и разрешения проблемных ситуаций, поэтому право принимать решения всегда сочетается с обязанностью выявления проблем. Система управления должна содержать процедуры, аналитические и эвристические, направленные на поиск управленческих проблем и разработку вариантов их решения[9, с. 149].
В-пятых, система управления, по существу, представляет собой социальный договор между индивидами (группами индивидов), образующими организацию, о том, как, кем, в какой форме и в отношении кого будут выполнять функции управления на всех уровнях организационной иерархии, во всех подразделениях, процессах и проектах. При этом правила и процедуры управления обязательны для исполнения всеми индивидами. Однако нет такого документа, который мог бы заставить индивида поступать так, как предписано, если только он сам захочет этого. Поэтому построение системы управления должно быть ясным и определенным для всех участников деятельности организации, что даст им уверенность и возможность поддерживать и развивать управленческие бизнес- процессы. Но важно не только это. По-настоящему система управления станет результативной лишь тогда, когда управленческие функции и задачи будут распределены между всеми индивидами, каждый из которых получит право и полномочия решать подотчетные задачи в соответствии с организационными принципами и личными ценностями. Это означает, что каждый руководитель на любом уровне иерархии должен иметь уровень доверия, соответствующий сложности и ответственности выполняемых им функций и задач. В организации, где не принято доверять наемным руководителям, не может быть эффективной системы управления[2, с. 144].
1.2 Источники и факторы эффективности системы управления
Качество и эффективность системы управления не определяется только лишь наличием опытного и квалифицированного управленческого персонала вкупе с продвинутыми инженерно-техническими работниками. Опыт и знания персонала - критически важный ресурс, который, однако, может использоваться с малой степенью эффективности. В условиях плохо выстроенной системы управления навыки выдающихся руководителей и талантливых специалистов могут оказаться не полностью востребованными или даже ненужными. Несмотря на то, что система управления создается руководителями и ответственными работниками, впоследствии они сами в ней работают и опираются на ее подсистемы[12, с. 167].
Эффективная система - та система, которая дает наилучший результат при наименьшем уровне затрат на ее поддержание и развитие. Наилучший результат возможен при оптимальной организации системы, когда каждый элемент в полной мере выполняет свои функции и задачи, когда все процессы налажены и нормально функционируют. Результат деятельности системы управления - управленческое решение, которое понимается как подготовка совокупности оценок и выводов о текущем и будущем состоянии объекта управления и принятие уполномоченным лицом окончательного и обязательного для исполнения постановления об управляющем воздействии на объект управления[6, с. 191]. Поэтому эффективность системы управления складывается из таких компонентов:
- своевременность, полнота и достоверность оценки текущего и прогнозируемого состояния управляемого объекта (качество обратной связи);
- функциональная полнота, организационная слаженность и экономичность управленческих бизнес-процессов (качество субъекта управления);
- своевременность, точность и выгодность управленческих решений (качество управляющего воздействия);
- долговременное развитие управляемого объекта или процесса[14, с. 154].
Исходя из сказанного выше, источниками и ключевыми факторами эффективности системы управления выступают следующие[14, с. 158].
Высокое качество обратной связи:
- целостность, достоверность и актуальность сведений о внешней и внутренней среде объекта управления;
- быстрота и своевременность поступления информации об объекте управления;
- низкий уровень неопределенности в коммуникациях между субъектом и объектом управления;
- полная конфиденциальность и безопасность процессов информационного обеспечения;
- высокая степень обработки данных об объекте управления[10, с. 133].