Файл: Исследование и диагностика конфликта (ГЛАВА 1. Проблема типологии и дефиниции конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы: Конфликт – феномен сложный и многообразный. Исследование и диагностика конфликтов необходима для изучения данного феномена и выработки практических рекомендаций, направленных на конструктивное урегулирование и устранение конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, участники конфликта, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, динамика конфликта.

Объект исследования: различные типы социальных конфликтов.

Предмет исследования: проблемы конфликтного взаимодействия.

Цель исследования: исследование и диагностика конфликтов с целью их прогнозирования и предупреждения.

Задачи исследования: изучение конфликта, как социально-психологического явления, изучение методов исследования и диагностики конфликтов, анализ процессов, происходящих в ходе конфликтных ситуаций.

Основное содержание работы. В работе обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, цели, задачи, методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретико-методологическая основа исследования:  работы Л. Козера, К. Левина, Б. А. Сосновского, В. П. Ратникова, А. Я. Анцупова и др.

Методы исследования: ситуационный анализ, системный анализ, категориальный анализ, дедукция и индукция, аналогия, абстрагирование.

Основные источники исследования: – труды российских и зарубежных учёных и специалистов посвященные исследованию социальных конфликтов.

Основные научные результаты исследования, их научная новизна: рассмотрены последние достижения в области исследований социальных конфликтов и сделаны выводы о данном феномене.

Теоретическая значимость исследования: рассмотрены методы исследования и диагностики конфликтов, сделаны выводы, открывающие возможности для более полного и адекватного понимания конфликта.

Практическая значимость работы: получен материал, который может быть использован в изучении различных социальных конфликтов.

Степень разработанности темы: для данного исследования определяющее значение имеют работы зарубежных и отечественных ученых: Л. Козера, К. Левина, Б. А. Сосновского, В. П. Ратникова, и др. Тема изучена удовлетворительно, но многообразие оснований, форм, и мотивов конфликтов обусловливает более глубокое изучение данных методов.

Конфликт – широкий термин, который обычно означает столкновение каких-либо противоречивых сил. Это предельный случай обострения социальных противоречий, выраженный в многообразных формах противостояния и борьбы между индивидами и различными социальными общностями. Конфликтное противоречие является основой развития, как индивида, так и социальных систем. Конфликты отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия сторон, исходу и последствиям. Конфликт – это одно из проявлений человеческих взаимоотношений, он имеет социальную природу; это внутреннее, психическое состояние человека, которое характеризуется острой напряженностью; это не только внутреннее состояние, но и форма человеческого поведения, внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне; это особое эмоциональное состояние, характеризующееся проявлением негативных эмоций. Конфликт имеет пространственные, временные границы, а также границы поведения сторон. В психологии не существует единого определения понятия «конфликт». Каждое из направлений делает акцент на какую-либо одну из составляющих конфликта – действие, образ, мотив. При исследовании конфликтов необходимо рассматривать их как сложные организованные объекты, состоящие из подсистем, иерархически связанных между собой и также в качестве подсистем входящих в системы более высокого уровня.


ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ И ДЕФИНИЦИИ КОНФЛИКТА

1.1 Дефиниция и классификация конфликта

Конфликт (conflict от лат. conflictus – столкновение) – термин, использующийся в психологии, социологии, конфликтологии, а также в обыденном сознании. Это сложный и многоплановый социальный феномен, в силу многообразия форм проявления не поддающийся однозначной трактовке. Конфликт многие специалисты понимают как противоречие между двумя сторонами. «В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположных направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия, или оппонентов и даже столкновения самих оппонентов»[1]. «Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями»[2]. «Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – 1) столкновение противоположных интересов, взглядов; серьёзное разногласие, острый спор; 2) воспринимаемое расхождение интересов; убеждение сторон в том, что существующие у них в данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно»[3]. Концептуальное решение проблемы о дефиниции и основаниях классификации имеет важное методологическое значение: фактически оно сводится к проблеме теории, т. е. насколько широко и полно в рамках единой теории можно учесть класс конфликтных явлений. Данная проблема также будет напрямую влиять на исследовательскую практику: от разного решения данного вопроса анализ причин, процессов и последствий конфликта будет иметь различное содержание. Проблему дефиниции и типологии специалисты рассматривают, опираясь на концептуальную схему анализа социального конфликта, впервые разработанную в отечественной социальной психологии Сосниным в 1979 г. (См. таблицу № 1)[4] . Типологии конфликтов отражают сложное разнообразие их форм. По общей теории конфликтов Боулинга социальные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Распространёнными видами классификаций являются типологии, основанные на критериях: 1) стороны конфликта; 2) характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт; 3) направленность конфликта; 4) временные параметры конфликта; 5) результативность конфликта. В социальной психологии наиболее часто встречается способ классификации конфликтов, основанный на критериях «тип участника» и «вид структурных отношений». Основанные на данных критериях разработки конфликтных типологий привели к сведению обоих этих параметров к двум дихотомиям: по типам участников (отдельные индивиды и группы): по типам отношений (принадлежность участника к большой системе (группе) или его автономия на фоне общей социальной среды). М. Дойч предложил наиболее точную типологию подобного типа. По структурному уровню он выделил «личность, группу и нацию; по видам отношений – внутри- и межсистемный уровень»[5]. В результате им была получена следующая типология: «внутри- и межличностный конфликт (индивидуально-психологический уровень); внутри- и межгрупповой конфликт (социально-психологический уровень); внутринациональный и международный тип конфликтов (социальный уровень) [6]. Основным недостатком типологий, основанных на данных критериях, является то, что в них в методологическом плане не учитывается в полной мере системность явления социального конфликта. А. Я. Кибанов и др. предлагают классификацию конфликтов по следующим параметрам (см.таблицу 2) [7]. Б. Г. Мещеряков и В.П. Зинченко[8] приводят классификацию конфликтов по двум основным признакам: внутрисубъективные (интрапсихические) и межсубъективные. Также выделяются конфликты типа «личность – группа». По временному критерию: кратковременные и затяжные. По характеру протекания - острые и вялотекущие. По форме проявления - явные и латентные. Ввиду большой распространенности и значимости особо выделяют целый ряд конфликтов по признакам «субъекта и сферы» (семейные и др.) По следствиям - деструктивный, конструктивный, стабилизирующий. «Деструктивные конфликты расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия проблемной ситуации»[9]. Конструктивные конфликты, напротив, «способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации»[10]. Конфликты стабилизирующие также приводят к позитивным результатам, но не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления уже существующего. Рассматривая проблему конфликтного взаимодействия, Л. Козер также отмечает, что «Конфликт может служить устранению разобщающих элементов отношений и восстановлению единства. Поскольку конфликт ведет к разрядке напряженности между сторонами, он выполняет стабилизирующую функцию и становится интегральной частью отношений»[11]. Л. А. Карпенко выделяет конфликты: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. «Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе одновременно стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон» [12] «Межгрупповой конфликт, где в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу»[13]. Внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликт рассматриваются многими специалистами. К.Левин отмечает: «Психологический конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно возможны три типа ситуации: 1. Человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины… 2. …человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями…» 3. … один из двух векторов поля идет от положительной, а другой от отрицательной валентности. В этом случае конфликт возникает только тогда, когда и положительная, и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте»[14]. Проблема внутриличностного конфликта была исследована А. Р. Лурия, который, опираясь на положения «теории поля» К. Левина предложил классификацию внутриличностного конфликта, включающую три основных типа: конфликт «приближение-приближение» (состояние индивида, при выборе одной из двух альтернатив привлекательных для него в равной степени); конфликт «приближение-удаление», который иногда называют амбивалентным (одна и та же цель для выбирающего ее индивида является и привлекательной, и непривлекательной в одинаковой мере, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции); конфликт «удаление-удаление» (индивид вынужден выбирать одну из двух альтернатив в равной степени для него непривлекательных). Существует также особый случай внутриличностного конфликта, это так называемый конфликт ролей или ролевой конфликт. «Конфликт ролевой – наличие какой-либо одной из трёх типов ситуаций:


1) ситуация, в которой личность должна выполнять социальную роль, требующую действий, которые несовместимы с её «Я» - концепцией...,

2) ситуация, в которой личность, выполняющая ту или иную социальную роль, встречается с несовместимыми ожиданиями, которые предъявляют к её действиям другие люди. 3) ситуация, в которой личность, выполняющая две различные социальные роли, обнаруживает, что успешное выполнение одной из них препятствует успешному выполнению другой…»[15]. Межличностный конфликт довольно полно освещен в отечественной и зарубежной социальной психологии. «Межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм…, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон»[16]. Существует две формы межличностного конфликта: конструктивный и неконструктивный. «Конструктивным конфликт становится, лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений»[17]. «Неконструктивный межличностный конфликт возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих»[18] . Межличностные конфликты в зарубежной социальной психологии представлены в основном двумя концепциями: мотивационной и когнитивной. Мотивационная определяется как осознанная несовместимость намерений и интересов индивидов. Акцент при этом ставится на роли субъективных факторов в возникновении конфликта. Сторонники данной концепции (Л. Коузер и др.), утверждают, что конфликт – это неотъемлемая часть социального бытия, взаимодействия индивидов и групп. Когнитивная концепция основы конфликта видит в несовместимости знаний, представлений, познавательных стратегий у противоборствующих сторон. При этом сторонники данной концепции (Ф. Дойч) считают, что конфликт становится реальностью только тогда, когда он, как таковой, воспринят и осознан его участниками.

Существуют типологии, основанные на других параметрах, относящиеся в концептуальной схеме к ряду других структурных элементов конфликта: типологии ролевых конфликтов, основанные на дифференциации элемента «причина конфликта»; типологические схемы, в которых акцент делается на элементе «последствия конфликта» и выделяются «интегральный» и «разрушительный» (конструктивный, деструктивный) типы; категоризация, связанная с адисциплинарным подходом, в которой первостепенным признается положение об объяснительном потенциале потребностей человека и подход к анализу конфликта как системного явления и др.


1.2 Признаки конфликта

Л. Козер пишет: «Следует различать конфликт и враждебное или антагонистическое отношение. Социальный конфликт – это всегда социальное взаимодействие, тогда как отношение или чувство представляет собой только предрасположенность к действию…»[19]. Мещеряков Б. Г. отмечает, что «Обязательными признаками конфликта являются: биполярность противостоящих тенденций (противоречие); активность, направленная на преодоление противоречий; субъективность (наличие носителей, выразителей конфликта)» [20].

Американские социологи Р. Макк и Р. Снайдр описали «группы признаков, характерных для социального конфликта: 1) Необходимым условием конфликта является наличие, как минимум, двух противодействующих сторон… 2) Конфликт возникает в связи с наличием признака позиционного и признака дефицита источников. В первом случае речь идёт о невозможности одновременного выполнения одной и той же ролевой функции двумя субъектами…, во втором – о недостаточности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере. 3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны стремятся к получению выгоды за счёт друг друга… 4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при котором действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей)… 5) Важнейшим аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конфликте всегда идёт речь о попытке достижения, изменения или сохранения господствующей общественной позиции…» [21].

1.3 Структура конфликта

В структуру конфликта В.П.Ратниковым и др. включены несколько основных моментов: причины конфликта; участники конфликта; социальная среда, условия конфликта; субъективное восприятие или образ конфликта; действия и поведение участников конфликта. Другие авторы в структуру конфликта также включают микро- и макросреду (Анцупов А.Я., Баклановский С. В. и др.), предмет и объект конфликта, пространственные границы, временные границы, системный аспект (Муштук О. З. и др).

Причина конфликта. А. В. Липницкий как причину конфликта указывает следующие факторы: информационные (недостаток, искажение и т. п.); поведенческие (проявление поведения, не устраивающее оппонента); отношений (отношения хотя бы одной стороны не устраивают другую); ценностные; структурные (устойчивые обстоятельства, которые трудно или невозможно изменить). Основа конфликтов - противоречия между людьми или внутри структуры личности и вызывающие противоборство сторон.


Предмет конфликта. «Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами»[22]. Предметом конфликта могут выступать проблемы власти, обладание какими-либо ценностями, распределением ресурсов, а также несовместимые позиции. Определение предмета конфликта - одно из главных условий в исследовании и разрешении конфликта.

Объект конфликта. «В качестве объекта конфликта может выступать любая материальная, социальная или духовная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента»[23]. Для того, чтобы стать объектом конфликта эта ценность должна оказаться на пересечении интересов оппонентов, стремящихся к контролю над ней.

Участники конфликта. «Аксиомой любого конфликта является обязательное присутствие противоборствующих сторон – это те участники конфликта, которые непосредственно совершают действия друг против друга»[24]. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации и т. п. Главными участниками любого конфликта являются противодействующие стороны, одна или несколько из которых испытывают дискомфорт в связи с ущемлением (действительным или мнимым) её потребностей противоположной стороной

Социальная среда, условия конфликта. Помимо участников конфликта, совокупность которых составляет как бы микросреду данного конфликта, макросреда, «также существенно влияет на возникновение и развитие социальных конфликтов. Это влияние сказывается, во-первых, на формировании целей и стратегии конфликтного поведения и происходит, прежде всего, через сложившиеся стандарты в оценках социальных ситуаций, стили анализа, модели решения проблем, способы принятия решений» [25]. Это позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

Субъективное восприятие или образ конфликта. Характер конфликта зависит не только от объективных условий в группе, которые, как правило, создают чувство дискомфорта и ущемления потребностей у участников конфликта, но и от субъективного восприятия участниками конфликтной ситуации. Субъективное восприятие реальности не всегда ей полностью соответствуют, что, в свою очередь может стать источником конфликта.

Действия и поведение участников конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта, состав его участников определяют возможные способы действия и поведения сторон. Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие участники, роль которых второстепенна. Степень участия может варьироваться от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. С психологической точки зрения роль участников конфликта неодинакова. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.