Файл: Исследование и диагностика конфликта (ГЛАВА 1. Проблема типологии и дефиниции конфликта).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ И ДЕФИНИЦИИ КОНФЛИКТА
1.1 Дефиниция и классификация конфликта
1.4 Динамика развития конфликта
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ И ДИАГНОСТИКА КОНФЛИКТА
2.1 Принципы исследования и диагностики конфликтов
2.3.1 Анализ и изучение документов
2.3.3. Математическое моделирование
2.3.2. Системный анализ
Как отмечают А.Я.Анцупов и С.В.Баклановский, конфликты относятся к тому классу явлений, для исследования которых разработан системный анализ[47]. Это изучение конфликта по единицам. «В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация – наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы»[48]. Использование конфликтной ситуации в качестве единицы системно-ситуационного анализа позволяет стандартизировать, накапливать и хранить информацию о реальных конфликтах. В ходе исследования устанавливаются основные и второстепенные границы конфликта, границы конфликтного взаимодействия, в развитии конфликта выделяются фазы, в течение которых характер взаимодействия основных участников конфликта не меняется. После того, как определены пространственные, временные и содержательные границы конфликтной ситуации, проводится ее системный анализ. Конфликтные ситуации можно анализировать как непосредственно во время реального развития событий, так и ретроспективно, т.е. с помощью изучения документов, опроса участников и свидетелей конфликта.
А.Я. Анцупов и С.В. Баклановский утверждают[49], что с помощью системного анализа возможно выявление всей совокупности элементов, из которых состоит конфликт. Данный анализ характеризует статическую составляющую конфликта. Системно-структурный анализ проводится на четырёх основных уровнях и имеет определённую последовательность. На первом уровне вскрывается система элементов, из которых состоит конфликт. На втором уровне определяется структура основных элементов конфликта (знание этих структур облегчает понимание конфликта). На третьем уровне определяется полная структура надсистем, элементом которых является исследуемый конфликт. На четвёртом уровне выявляются существенные элементы, находящиеся вне надсистемы, с которыми конфликт находится во взаимосвязи.
Известно четыре основных вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный[50]. В интересах исследования были разработаны ещё три вида системного анализа конфликта: системно-содержательный, системно-ситуационный и междисциплинарный.
2.3.3. Математическое моделирование
«Математическое моделирование – исследование конфликтов с помощью их реальных или идеальных математических моделей. Под «моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящие некоторые существенные свойства системы-оригинала»[51], Данный метод, применяемый с привлечением современных средств вычислительной техники, позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке события в реальном масштабе времени их развития. «Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает внешние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие»[52]. Используются математические модели: вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели.
2.3.4 Анализ деятельности
«Метод исследования конфликта, использующий анализ влияния конфликтной ситуации на процесс и результаты деятельности оппонентов»[53]. Это может быть анализ ущербных действий по отношению к другой стороне, ответных ущербных действий, действий по урегулированию конфликта и т. п.
2.3.5 Анализ поведения участников
«Использует в качестве единицы анализа поведенческие акты оппонентов в конфликтной ситуации»[54]. Это может быть мера удовлетворения своих интересов, соперничество, сотрудничество, приспособление, уклонение или компромисс. «Деструктивный тип всецело поглощён своими интересами и с целью их реализации идёт на постоянное углубление конфликта…Конформный тип склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения. Конструктивный тип стремится к снятию конфликта путём нахождения взаимоприемлемых решений…» [55].
2.3.6 Наблюдение
Наблюдение в социальной психологии – это «метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях»[56]. Л. А. Петровская определяет наблюдение как «планомерное целенаправленное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются исследователем»[57]. «Метод наблюдения базовый метод психологического исследования – в социальной психологии применяется прежде всего для изучения коммуникации, интеракции, групповой динамики, поведения в социальных ситуациях и массового поведения»[58]. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных самостоятельных методов исследования. Данный метод применяется для исследования конфликтов различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного – путём целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий. Метод состоит в прямой и непосредственной регистрации специалистом событий и условий, в которых события имеют место. «Под надёжностью наблюдений обычно понимают степень подобия результатов, полученных при помощи одной и той же или схожих схем наблюдений. Оценка надёжности проводится с целью показать, что получаемые данные представляют воспроизводимый результат хорошо разработанной процедуры»[59]. Удобство использования данного метода обеспечивается тем, что в ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Наблюдение может проводиться как открытым способом, так и незаметно для наблюдаемого объекта, когда наблюдающий маскирует свои действия. Достоинства метода: естественность условий протекания конфликта, непосредственность восприятии, исследование конфликта в динамике, возможность вникнуть в детали. Недостаток: на восприятие наблюдателя и анализ воздействуют ценности и нормы изучаемой группы, частный характер наблюдаемой ситуации, взаимное влияние наблюдателя и конфликта, личный опыт наблюдателя.
2.3.7 Эксперимент
«Эксперимент – метод научного познания, отличающийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя-конфликтолога, осуществляющего планомерный и активный контроль за одной или несколькими переменными и регистрацию происходящих изменений в изучаемом явлении»[60]. Конфликт стал объектом конкретных эмпирических исследований сравнительно недавно. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конкретных конфликтных ситуаций и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Подобные эксперименты проводятся преимущественно в лабораторных условиях. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур существуют как сложные конфликтные ситуации, моделирующие реальные столкновения (серия исследований М. Шерифа), так и меньшие по сложности, такие как, например, матричные игры типа «дилеммы заключенного»; переговорные игры; коалиционные игры; локомоционные игры; социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы). Исследования связаны с трудностями организационного характера; сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей «инсценировки» и нет уверенности, что те взаимосвязи, которые были выявлены в игровой ситуации, проявятся в реальных конфликтах.
2.3.8 Метод опроса
«В самом общем виде опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком, отвечающим на вопросы и выступающим источником информации) и исследователем (человеком, собирающим информацию…»[61]. Это один из самых распространенных методов изучения конфликтов. Суть данного метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. п.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса широко используются два основных типа: опрос «лицом к лицу», т. е. интервью, очный опрос, проводимый в форме вопросов-ответов с респондентом (опрашиваемым); заочный опрос – анкетирование. Основные виды опроса – стандартизированное и нестандартизированное интервью. Стандартизированное предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Исследователь, не имеет возможности их изменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием вопросов и их последовательности в довольно широких пределах. Достоинство метода: опрос относительно дёшев и не требует больших затрат времени.
2.3.9 Личностные тесты
Личностные тесты – «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание»[62]. При исследовании конфликта применяются «Экспресс оценка глубины конфликта (А. М. Бандурка, С. И. Бочарова, Е. В. Земянская)», «Методика диагностики тактике поведения в конфликте К. Н. Томаса (адаптированная Н. В. Гришиной) для изучения личной предрасположенности к конфликтному поведению» и др. Не всякое психологическое опросное испытание является тестом. Для тестов необходима стандартизованность, валидность, психометрическая состоятельность, чёткость психологической интерпретации и надёжность. «Стандартизация – подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в большой выборке испытуемых будет иметь нормальной кривой Гауса»[63]. Чем выше валидность теста, тем качественнее измерение. «Требование валидности теста означает наличие уверенности в том, что измеряет он именно то, на что предназначен…»[64].
Для измерения психологии участников конфликта разработано большое количество тестов и опросников. Опрос включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах. Шкала-опросник Ф.Фидлера – Ю.Ханина позволяет получить информацию об уровне её конфликтности. С помощью тестовых процедур возможно выявление стратегий поведения в конфликтах, избираемые испытуемым. Например, опросник К. Томаса показывает, в какой степени в поведении человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избегания, поиска компромисса или уступок. Для исследования конфликтов используется также широко известный опросник Ф. Розенцвейга. Преимущество метода: профессионально доступно и даёт возможность массового охвата респондентов. Недостатки - скрытность и смущение опрашиваемых, субъективизм исследователей.
2.3.10. Социометрия
Социометрия – «метод, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе»[65]. Выделяются различные виды социометрических критериев: коммуникативные (для выявления реальных отношений; гностические, определяющие степень осознанности реальных отношений; двойные одинарные, ролевые т. д. В исследовании конфликта используется модульный социотест оценки взаимоотношений и конфликтов, а также пространственная социметрия. Метод разработан психологом и психиатром Я. Морено в 1958 г. Он утверждает, что внутренняя структура социальных групп, называемая им микроструктурой или социометрической матрицей, «состоит из различных созвездий – телеэлемента, атома, сверхатома или молекулы, «социоида», который можно определить как пучок атомов, связанных с другими пучками атомов через межличностные цепи и сети»[66] и «оказывает решающее влияние на любую сферу, в которой фактор человеческих взаимоотношений является основным агентом…»[67]. Результаты социометрического исследования могут быть представлены в виде социометрических матриц (таблиц) социограмм, графически отображающих отношения в данной группе. Точность и надежность измерения в социометрическом методе зависит от «силы» социометрического критерия, видов индексов (группового или персонального), а также от возраста испытуемых. Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод, пространственная социометрия цветовой тест отношений (если опрашиваемые скрывают от исследователя конфликтных отношений в группе). Недостатки метода: вероятность искажения результатов измерения вследствие влияния механизмов психологической защиты, неискренних ответов испытуемых; социометрическое измерение имеет значение только при исследовании малых групп, имеющих опыт группового взаимодействия.
Вывод по главе 2:
Таким образом, при исследовании и диагностике конфликта в социальной психологии используется совокупность методов исследования – от лабораторного эксперимента до полевых исследований. Основными методами исследования и диагностики конфликтов являются эксперимент, анализ документов, в том числе контент-анализ, опросы, наблюдение, тесты, анкеты, опрос, интервью, социометрия и др.
Заключение
Конфликт в социальной психологии рассматривается как столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, позиций или взглядов людей, а также как ситуация, в которой представлена несовместимость позиций сторон; борьба за ценности или претензии на определённый статус; способ взаимодействия индивидов или групп людей, в рамках которого действия одной стороны и противодействия другой препятствую реализации целей сторон. Каждому конфликту присуще как объективное содержание, которое определяется событиями происходящими в действительности и реальными фактами, так и субъективное значение, зависящее от характера и степени осознания конфликта его участниками.
При исследовании конфликтов необходимо выявить всю структуру и все элементы всех систем и подсистем, из которых состоит этот сложный феномен, связи между ними, а также внешние по отношению к данному конфликту явления. Для исследования и диагностики конфликта необходимо знание всех основных параметров конфликтного взаимодействия: состава участников, объекта разногласий, характера противоречий и т. п. Важной проблемой также является взаимосвязь теории, эксперимента и практики. При исследовании конфликта невозможно также обойтись без системного анализа, который способен выявить всю совокупность элементов, из которых состоит конфликт. Большую роль при исследовании и диагностике конфликтов играют все уровни исследования: эмпирический, теоретический и методологический. При исследовании конфликта используются все методы исследования социальной психологии: системный подход, наблюдение, эксперимент, опрос, ситуационный анализ, социометрию и т. д.
Конечной целью исследования и диагностики конфликтов является получение новых достоверных данных о конфликтном взаимодействии и выработка на их основе практических рекомендаций, которые были бы способны реально улучшить конструктивное регулирование конфликтов.