Файл: Понятия и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России.
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России.
Глава 2. Структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности в России.
2.1. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.
2.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
Введение
В современное время оперативно-розыскная деятельность остаётся предметом критики для многих юристов, философов, политиков, адвокатов и правозащитников, а также для простых граждан в том числе. Это обусловлено тем, что специфика средств и методов добычи информации (преимущественно негласным характером) вызывают много вопросов. Оперативно-розыскные мероприятия находятся во взаимодействии с ограничениями конституционным правом и свободой человека, используется помощь частных лиц. Объясняется всё это тем, что тайное всегда будет интересно для любого человека, оно будет содержать предпосылки для злоупотребления, порождать сомнения.
Однако, оперативно-розыскная деятельность всегда, была, есть, и будет считаться необходимым и самым эффективным методом борьбы с преступностью (в том числе и с организованной), будет защитой в обеспечении безопасности личности, государства и общества в целом.
Согласно настоящему Федеральному Закону “Об оперативно-розыскной деятельности”, оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне с такими видами как следственная, судебная и т.д.
Оперативно-розыскная деятельность проводится гласно и негласно. Она имеет исключительно государственный характер и направлена на добывание информации, выявление скрытых/скрываемых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск лиц, которые скрываются и/или являются террористами.
Осмыслением данного вида деятельности и толкование норм предполагают следующие нормативно-правовые акты:
1. Федеральный Закон;
2. поправки, вносимые в Федеральный Закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; и др.
Также, упорядочением общественных отношений в данной сфере занимаются: динамика изменений в системе и структуре органов МВД, ФСБ (и других органов, осуществляющих ОРД), формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка решений и действий должностных лиц и органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Все перечисленные участники оперативно-розыскной деятельности также находятся в сильной взаимосвязи с Конституцией РФ, нормами международного права, Уголовым Кодексом и Уголовно-процессуальным Кодексом РФ, и иными законами, регулирующими отношения в сфере борьбы с преступностью.
Российские учёные в данной области в последнее время стали уделять внимание рассмотрению вопроса понятия и принципа осуществления оперативно-розыскной деятельности в России. Наиболее компетентными в этом вопросе здесь будут: Китрова Е.В., Крапива И.И., Григорьева Л.Г., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Гриб В.Г., Шумилов А.Ю.
Объектом исследования данной курсовой работы являются правоотношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется гласно или негласно уполномоченными на то органами безопасности в пределах их полномочий и в целях защиты личности, общества и государства в целом.
Предметом исследования данной курсовой работы является исследуемая совокупность нормативно-правовых актов, которые устанавливают отношения, возникающие в отрасли оперативно-розыскной деятельности.
Целью исследования являются понятие и принципы осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Задачами исследования будут являться:
1. Раскрыть понятие “оперативно-розыскная деятельность” и выявить основания осуществления данной деятельности.
2. Охарактеризовать принципы правовой системы России.
3. Описать структуру правовой системы России.
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России.
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
Статья 1 Федерального Закона[1] “Об оперативно-розыскной деятельности” гласит, что оперативно-розыскная деятельность является видом деятельности, который осуществляется гласно или же негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным Законом “ Об оперативно-розыскной деятельности. ” Данная деятельность осуществляется в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Законодательное определение понятия ОРД является базовым для уяснения сущности и содержания как указанной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов и видов (направлений).[2]
Становление оперативно-розыскной деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и методы ее ведения. Законодательное определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве был употреблен термин «оперативно-розыскные меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и продублирован в УПК всех республик. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, по существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.
В истории современной России ОРД получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло это 13 марта 1992 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Затем, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности».[3]
Данная деятельность является подконтрольной, направлена на защиту интересов государства и граждан, осуществляется в порядке и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия, можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.
Законодатель четко установил круг уполномоченных органов, которые могут выступать от имени государства при проведении. Их перечень определен ст. 13 данного Федерального закона и может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время оперативные подразделения, в обязанности которых входят ОРМ, существуют в: ОВД РФ, ФСБ РФ, органы государственной охраны, ФТС РФ, СВР РФ, ФСИН РФ, ФСКН РФ, внешняя разведка Минобороны РФ.[4]
Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, для использования и доказывания по уголовным делам.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:[5]
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) подготавливаемых, совершаемых или совершенных деяний; о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших;
2) события или действия (бездействие), создающие угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Таким образом, ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами. [6]
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России.
Конституция РФ рассматривает нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российского государства. Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств[7].
На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, которые являются между народными субъектами ОРД.[8]
Центральное место в законодательном разделе принадлежит настоящему Федеральному закону. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера. В Законе дается понятие ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим органам, осуществляющим ОРД, а также содержит положения о контроле и надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.[9]
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует в первую очередь отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается легитимность ОРД в целях решения задач борьбы с преступностью). Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника при раскрытии и расследовании преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, виды доказательств и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит основой для определения приемов получения оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном процессе.
Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, поскольку закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют их задачи, устанавливают права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:
- Федеральный Закон «О полиции»;
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»;
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;
- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;
- Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
- Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
Законодательных актов в реалиях гораздо больше, автор перечислил лишь некоторую часть законодательных актов.