Файл: Понятия и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России.
1.1. Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России.
1.2. Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России.
Глава 2. Структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности в России.
2.1. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.
2.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
2.1. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскные мероприятия, как часть оперативно-розыскной деятельности строятся по единым принципам. Эти принципы отражают сущность оперативно-розыскной деятельности, опираются на систему юридических норм и их нарушения неминуемо влечет незаконность проведения ОРМ и, соответственно, полученных в результате материалов.
Принцип законности заключается в безусловном и четком соблюдении Конституции, Закона об ОРД, иных законов и подзаконных актов. Этот принцип предусмотрен статьей 15 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности”.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина отражен в статье 2 Конституции Российской Федерации и статье 3 Закона об ОРД и неразрывно связан с принципом законности и они взаимно обуславливают друг друга.
Принцип гуманизма предполагает защиту граждан от насильственных действий при проведении ОРД, распространения сведений об их личной жизни, ставящих под угрозу их жизнь и здоровье.
Принцип обжалования действий органа, осуществляющего ОРД, основывается на положениях статьи 46 Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим принципом обжаловать действия оперативно-розыскных органов в судебном порядке могут как граждане, считающие, что их права и законные интересы нарушены при проведении ОРД.
К принципам, не указанным в Конституции Российской Федерации относятся: принцип конспирации, сочетания гласных и негласных методов, ведомственного контроля, применения конфидентов (лиц, оказывающих содействие на негласной основе).[10]
Надлежащая конспирация в ОРД обеспечивается:
1) Нормативным регулированием правил конспирации, обеспечивающих оптимальные условия осуществления оперативной работы;
2) Оптимизацией организационно-структурного и функционального построения, создающих благоприятные условия для формирования и использования негласного аппарата на всех этапах агентурной работы при условии максимального сокращения звеньев приема-передачи оперативной информации и круга лиц, имеющих к ней доступ;
3) Разработкой правил информационного взаимодействия отраслевых оперативных подразделений с оперативно-поисковыми и оперативно-техническими подразделениями внутри субъектов ОРД;
4) Установлением и поддержанием должного режима функционирования оперативно-розыскных, информационных, статистических, учетно-финансовых и иных подразделений, работающих с закрытой информацией, имеющею целью создание условий, исключающих криминальное проникновение к банкам оперативной информации или ее утечку;
Принцип вневедомственного (внешнего) контроля. Он реализуется, прежде всего, в предписаниях ст. 20 и 21 ФЗ “Об Оперативно-розыскной деятельности”. Согласно этому принципу ОРД не может и не должна протекать вне контроля общества, вне контроля всех ветвей власти.
Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования означает, что:
а) это вынужденное средство, применяемое согласно воле законодателя для защиты от преступных посягательств;
б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния, по которому оно проводится.[11]
2.2. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
Правовая основа ОРД является фундаментальной частью правового регулирования. Она сложна по составу и представляет собой систему правовых норм. [12]
Наиболее целесообразной можно считать классификацию в зависимости от уровней правового регулирования, которая заключается в рассмотрении всей совокупности нормативных правовых актов в соответствии с их юридической силой. Выделяются следующие уровни правового регулирования: 1) международный; 2) конституционный; 3) законодательный; 4) подзаконный.
1. Международный уровень. Несмотря на то, что международно-правовые акты не входят в число источников правовой основы, следует сделать вывод о наличии особой группы нормативных источников, регулирующих сферу ОРД. Наличие данного самостоятельного уровня обусловлено нормой Конституции РФ (ч. 4 ст. 15), в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.[13]
Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» закреплено, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.[14]
2. Конституционный уровень правового регулирования охватывает институты и нормы, составляющие общую основу всех видов государственной деятельности, применяемых во всех сферах социального управления.
Конституционные нормы являются исходной правовой базой для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно-розыскных отношений. Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом. Во-первых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов. Во-вторых, сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию РФ как основной источник права в системе нормативно-юридического регулирования общественных отношений в государстве. Конституционный уровень правового регулирования создает исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития ОРД.
3. Законодательный уровень правового регулирования включает все институты и нормы, определяющие основные задачи, направления и формы борьбы с преступностью, в том числе оперативно - розыскными мерами. Законодательный уровень регулирования затрагивает общественные отношения, подлежащие моделированию только в законах (при необходимости с отсылкой к дополнительным правовым актам). В настоящее время общественные отношения в области ОРД регулируют более 20 законодательных актов.
Нормы федеральных законов определяют стратегию уголовной политики, основные задачи, компетенцию оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью, направления, формы и методы борьбы с криминальными проявлениями. В них могут содержаться важнейшие положения, регламентирующие оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью.
В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД. Однако определяющую роль в этом аспекте играют УК РФ и УПК РФ.
Заключение
ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.
ОРД регулируется множеством Законов, нормативно-правовых актов, Положений и т.д., обладает множеством принципов ведения оперативно-розыскной деятельности.
В России множество законов, в той или иной степени влияющих на содержание правовой основы ОРД. Однако определяющую роль в этом аспекте играют УК РФ и УПК РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Федеральный Закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.1995 N 144-ФЗ
3. Федеральный Закон “О международных договорах Российской Федерации”
4. Федеральный Закон “О полиции”.
5. Горяйнов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К.: Теория оперативно-розыскной деятельности (2006г.).
6. Бозров В. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе// Российская юстиция, 2004, № 4.
7. Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008.
8. Афонин П.Н., Мютте Г.Е., Сигаев А.Н., Озолинг А.Е. Техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах: Учебное пособие. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011
9. Маршукин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата. 2017г.
10. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 96.
-
Федеральный Закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.1995 N 144-ФЗ ↑
-
Горяйнов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К.: Теория оперативно-розыскной деятельности (2006г.). ↑
-
Горяйнов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К.: Теория оперативно-розыскной деятельности (2006г.). ↑
-
Бозров В. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе// Российская юстиция, 2004, № 4. ↑
-
Федеральный Закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.1995 N 144-ФЗ ↑
-
Кучерена А.Г. Общение с правоохранительными органами. - М.: «Юстицинформ», 2008. ↑
-
Федеральный Закон “О международных договорах Российской Федерации” ↑
-
Федеральный Закон “О полиции”. ↑
-
Федеральный Закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.1995 N 144-ФЗ ↑
-
Афонин П.Н., Мютте Г.Е., Сигаев А.Н., Озолинг А.Е. Техническое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах: Учебное пособие. – СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011 ↑
-
Маршукин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата. 2017г.
-
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 96. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. ↑
-
Федеральный Закон “О международных договорах Российской Федерации” ↑