Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации (Глава 1 Теоретическая часть).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Введение
Человек на протяжении своей жизни проходит множество различных этапов. С самого раннего детства он сталкивается с разными людьми, обществами, культурами. Не у всех людей это знакомство и дальнейшее общение проходит благоприятно. В научной литературе используется для обозначения этого явления термин «адаптация»1.
Так же можно использовать и такой термин, как социальная адаптация поскольку профессиональная, трудовая адаптация является частью социальной адаптации, он расшифровывается как процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями той среды, в которой он находится.
Адаптация на новом рабочем месте является одним из важнейших испытаний в жизни, для тех, кто решил сменить место работы или ищет её впервые. Каждый по-разному переносит адаптационный период: кто-то легко включается в новую деятельность и успешно справляется с новой должностью, для кого-то это время большого напряжения и неуверенности в собственных силах. Успешность прохождения адаптационного периода зависит от разных причин: от психологических особенностей личности, от отношения новых коллег, от условий труда, интенсивности нагрузок и прочих факторов.
Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе и его адаптация происходит легко.
___________________
- Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
К сожалению, важность методик и алгоритм действий, по профориентации и адаптации работников пока не достаточно серьезно воспринимается и изучается кадровыми службами. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации для новых сотрудников. В то же время имеется зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
По мнению Ю.А. Урманцева2, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов.
В.Н. Грибов3 отмечает, что адаптация как процесс взаимодействия среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. Процесс удержания равновесия через адаптацию называется гомеостазисом.
Исходя из этого, можно судить о многогранности исследования различными авторами проблемы адаптации. Процесс адаптации необходим для вхождения человека в новую для него сферу обитания, но зачастую далеко не все предприятия, помогают новому работнику в этом. Происходит множество препятствий, которые затрудняют вхождение в новый коллектив.
Основная проблема текучести кадров заключается в нежелании или невозможности адаптировать молодого специалиста на предприятии.
Актуальность: на основании вышеизложенного, важность проблемы адаптации ещё больше возрастает.
___________________
- Урманцев Ю. А. Природа адаптации (системная экспликация) 1998. с. 245
- В.Н. Грибов Актуальные проблемы возрастной психологии. - Гальперин П.Я., В.Н. Грибов Запорожец А.В., Карпова С.Н. М, 1978,с. 467.
Цель курсовой работы - изучить теоретические основы процесса адаптации. Рассмотреть виды и этапы, методики для улучшения адаптации.
Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:
- проанализировать проблемы адаптации молодых специалистов в организации, выявить эффективные методы и средства формирования адаптации;
- исследовать конкретную организацию на предмет выяснения сущности проблем с адаптацией молодых работников;
- разработать конкретные выводы и рекомендации для улучшения процесса адаптации.
Объект исследования – работники средней общеобразовательной школы № 6» г. Ростова – на - Дону, проработавшие в организации разное количество времени, независимо от их возраста.
Предмет исследования – факторы, позитивные и негативные, влияющие на процесс адаптации.
Методы, используемые в курсовой работе:
- анализ,
- гипотеза,
- научное исследование,
- наблюдение.
Методологической основой исследования в курсовой работе явились научные труды выдающихся отечественных психологов, методистов публикации о методах социальной адаптации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Виды адаптации персонала организации
Профессиональная ориентация4 и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда.
К этим условиям следует отнести: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно - гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).
В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
В процессе организационно - административной адаптации работник знакомится с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.
Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации - подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
В процессе санитарно - гигиенической адаптации работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины, правилами трудового распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому процессу в сложившейся в организации условиях производства, придерживаясь гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и сохранения здоровья, а также с учетом экономической безопасности окружающей среды.
Адаптация к профессиональной деятельности, являясь многомерным и интегральным процессом, существенно сказывается как на эффективности деятельности отдельных индивидов и рабочих коллективов, так и на состоянии здоровья и продолжительности активного периода жизни.
Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функционально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него физиологических, личностно-психологических,
_________________________
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005 с. 124
поведенческих и социальных компонентов.
Профессиональная адаптация 5 - есть процесс становления и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда - профессиональная среда».
C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Адаптация как процесс обладает непрерывностью, казуальностью, результативностью. Непрерывность адаптации означает, что приспособление человека проходит в процессе всей его трудовой жизни.
Непрерывность процесса - это одновременное его осуществление во всех формах: психофизической, социальной и экономической.
Казуальность означает наличие причины адаптации. Это, как правило, наличие противоречий между интересами работника и условиями среды, которые актуализируют ту или иную потребность работника.
Актуализируются и психофизиологические и социально-экономические потребности. Но каждая потребность может быть реализована через комплекс взаимосвязанных целей. Например, потребность в здоровье может быть связана с комплексом потребностей, влияющих на уровень жизни (высокая должность, рост доходов и т.д.).
Результативность адаптации выражается в комплексе характеристик - достижении комфорта, достаточно высокого социального статуса и экономического благосостояния.
Адаптацию можно представить в виде целостной системы субъектно-
___________________
5. Дмитриева М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -- СПб, 1991
объектных отношений - совокупности взаимосвязанных и определённым
образом упорядоченных элементов системы, которые изменяются с целью достижения равновесия. Таким образом, адаптация как система имеет свойства: взаимообусловленность, равновесность, изменчивость.
Взаимообусловленность6 и изменчивость элементов системы представляет собой изменения поведения работника и условий среды, которые имеют между собой прямые и обратные связи.
Равновесие - это состояние, к которому стремится субъект в отношениях с окружающей средой.
Объединяющим свойством трудовой адаптации как процесса и как системы является целостность. Целостность трудовой адаптации есть единство всех её проявлений.
Трудовая адаптация проявляется как триединый процесс - психофизиологическая, социальная и экономическая адаптация. Эти формы следует различать и как механизмы взаимодействия работника и среды, и как уровни адаптации, и как факторы.
Иерархия уровней адаптации зависит от важности каждого из них.
Прежде всего, адаптация человека - это психофизиологический процесс. Так как адаптация человека протекает в обществе - это социальный процесс. Жизнь общества и человека немыслима без экономической деятельности, т.е. труда. Поэтому всякая адаптация в широком смысле имеет экономический аспект.
Адаптация зависит от множества факторов, которые есть отражение характеристик работника и изменений окружающей среды (внешние факторы). Выделение свойств трудовой адаптации позволяет углубить её определение.
___________________
6. Адаптация к профессиональной деятельности / Физиология трудовой деятельности // А. Ж. Юревиц, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., - СПб.: Наука, 1993. - с. 209-277
Трудовая адаптация - это целостно-непрерывный, причинно-следственный процесс развития и взаимодействия системы субъектно-объектных отношений между работником и окружающей его средой, структурно-направленный на достижение равновесия и высокого результата.
Несмотря на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.