Файл: Раскрытие понятия «процесс принятия управленческих решений», обозначение его отличительные особенности, выявление содержания его основных этапов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типы моделей:

- физическая,

- аналоговая (организационная схема, график),

- математическая (использование символов для описания действия или объектов).

Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов:

- постановка задачи;

- построение модели;

- проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления;

- применение модели;

- обновление модели в процессе исследования или реализации.

Модель есть представление реальности конкретной системы путем дублирования ее важных свойств, представлений и характеристик.

1.2. Управленческие решения и его виды

Следует отметить еще раз, что управленческие решения, или, другими словами, организационные решения представляют собой выбор, перед которым стоит руководитель при выполнении обязанностей, обусловленных занимаемой им должностью. Цель управленческого решения заключается в обеспечении движения к задачам, поставленным перед организацией. Вот почему наиболее эффективным управленческим решением является тот выбор, который в действительности будет реализован и привнесет максимальный вклад в достижение конечной цели.

В зависимости от моделей и методов, применяемых в процессе принятия управленческих решений, они подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные. [4.7]

Термин «запрограммированные решения» употребляется для описания высокоструктурированных управленческих решений. Запрограммированное управленческое решение является результатом осуществления определенной последовательности шагов либо действий, аналогичных тем, которые предпринимаются при решении математических уравнений. Они применяются согласно писаным и неписаным правилам и процедурам, что намного упрощает процесс принятия решений при повторяющихся ситуациях. Обычно количество вероятных альтернатив является ограниченным, и выбор необходимо сделать в пределах тех направлений, которые заданы организацией.

Программирование считается одних из наиболее важных вспомогательных средств в принятии эффективных управленческих решений. Установив, каким должно быть решение, руководитель уменьшает количество вероятных ошибок. Подобным образом экономится и время, так как подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную процедуру каждый раз, когда возникает аналогичная ситуация.


Незапрограммированные управленческие решения необходимы в исключительных либо необычных ситуациях, являющихся в определенной мере

Виды управленческих решений

Управление запасами: задача управления запасами возникает, когда необходимо создать запас материальных ресурсов или предметов потребления с целью удовлетворения спроса на заданном интервале времени (конечном или бесконечном). Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. В любой задаче управления запасами требуется определять количество заказываемой продукции и сроки размещения заказа. Спрос можно удовлетворить путём однократного создания запаса на весь рассматриваемый период времени или посредством создания запаса для каждой единицы времени этого периода. Эти два случая соответствую избыточному запасу (по отношению к единице времени) и недостаточному запасу (по отношению к полному периоду времени). [12]

При избыточном запасе требуется более высокие удельные (отнесённые к единице времени) капитальные вложения, но дефицит возникает раже и частота размещения заказов меньше. С другой стороны, при недостаточном запасе удельные капитальные вложения снижаются, но частота размещения заказов и риск дефицита возрастает. Для любого из указанных крайних случаев характерны значительные экономические потери. Таким образом, решения относительно размера заказа и момента его размещения могут основываться на минимизации соответствующей функции общих затрат, включающих затраты, обусловленные потерями от избыточного запаса и дефицита.

1.3 Подходы к принятию управленческих решений

Анализируя процессы принятия управленческих решений, необходимо учитывать следующие два момента. Первый момент состоит в том, что принятие решения, как правило, дело довольно непростое. Все, что при этом совершает человек, сводится к выбору направления действий. Нелегко принять подходящее решение. Второй момент заключается в том, что принятие решения является, прежде всего, психологическим процессом. Всем нам по опыту известно, что поведение человека не всегда является логичным. Временами нами движет логика, а временами – чувства. Поэтому неудивительно, что способы, применяемые руководством при принятии решений, варьируются от спонтанных до высокологичных.[11]


Несмотря на то, что всякое конкретное решение редко относится к какой-то определенной категории, можно смело утверждать, что процесс принятия решений характеризуется интуитивным, основанным на рассуждениях, или рациональным характером.

Чисто интуитивным решением является выбор, который сделан только на основе ощущения того, что он действительно правильный. Лица, принимающие решение, не занимаются при этом сознательным взвешиванием всех «за» и «против» по каждой альтернативе и даже не нуждаются в понимании ситуации. Интуитивный способ принятия решений характеризуется системным подходом к выбору альтернативы. То, что у нас называется «шестым чувством» или озарением, и есть интуитивные решения. Данный способ широко используется творческими личностями. Интуитивная форма принятия решения встречается, если решение принимается по случаю. Но, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо логического приложения являются невысокими.[8]

Решения, которые основаны на суждениях, представляют собой выбор, обусловленный знаниями либо накопленным опытом. Необходимо признать, что нередко их принимают за интуитивные, так как присутствующая в них

Глава 2. Процесс построения модели управленческого решения

Как уже говорилось ранее, процесс принятия решений является центральным пунктом всей теории управления. В процессе разрешения проблем, особенно касающихся ситуаций исключительной сложности, с целью приумножения способности менеджеров к принятию объективных и обоснованных решений, как правило, используются разнообразные научные методы их разработки и оптимизации, совокупность которых принято делить на два основных класса: модели и методы выполнения принятия управленческих решений.[3]

2.1. Понятие и типы моделей

Процессом управления называется деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, которая направлена на достижение целей организации путем реализации всех функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля – используя при этом методы управления.

Процесс управления представляет собой совокупность цикличных действий, которые направлены на выявление существующих проблем, поиск и организацию исполнения принятых решений. В свою очередь, решение представляет собой выбор той или иной альтернативы. В соответствии с определением профессора Л.Г. Зайцева, «управленческое решение является директивным актом целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе существующей ситуации, определении целей действия и включающий в себя программу по достижению целей». [8]


Следовательно, процессам принятия управленческих решений отводится центральное, иерархически главное место в структуре управленческой деятельности. Можно уверенно заявить о том, что именно они определяют сущность и содержание профессии менеджера. Довольно часто успешная деятельность организации, а также реальные возможности достижения ее целей, напрямую зависят от правильности принятых решений.

По версии профессора Фрэнка Харрисона, «принятие решений является интегральной частью управления организацией любого типа. Компетентность и осведомленность в данной области больше, чем что-либо другое, отличает

Методы моделирования (которые также называются и методами исследования операций) основываются на использовании моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Согласно определению К. Шеннона, «модель является представлением объекта, системы или идеи в какой-либо форме, отличающейся от самой целостности». Основной характеристикой модели является упрощение реальных жизненных ситуаций, к которым она применима. Так как формы моделей менее сложны, а данные, не имеющие отношения к делу, ликвидируются, модель достаточно часто повышает способность руководства к осознанию и разрешению возникающих перед ним трудностей. Моделирование процесса принятия управленческих решений позволяет сделать значительный шаг по направлению к количественным оценкам и количественному анализу результатов управления. Тем не менее, необходимо осознавать, что модель способствует нахождению рационального решения проблемы только для того упрощенного варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели. [4]

2.2. Процесс построения модели

Построение модели является процессом. К основным этапам данного процесса относятся: постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка задачи. Первым и наиболее важным этапом построения модели, способной обеспечить правильное решение управленческой проблемы, является постановка задачи. Правильное применение математики либо компьютера не принесет никакой пользы, в случае если сама проблема не будет верно диагностирована. Правильная постановка задачи является даже более важной, чем ее решение. Для нахождения подходящего или рационального решения задачи необходимо знать, из чего она состоит. Как бы просто и прозрачно не звучало данное утверждение, практически все специалисты пренебрегают очевидным. Ежегодно миллионы долларов растрачиваются на поиски глубокомысленных и изысканных ответов на неправильно поставленные вопросы. Далее, только от того, что руководство осведомлено о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководство обязано уметь отличать признаки существующей проблемы от причин ее возникновения. [6.7]


Построение модели. Следующим этапом после правильной постановки задачи является построение модели. Разработчику модели необходимо установить главную цель модели, а также, какую информацию либо выходные нормативы предполагается получить, используя данную модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также нужно установить, какая информация необходимо для построения модели, которая бы удовлетворяла этим целям и выдавала на выходе нужные сведения.

Проверка модели на достоверность. Вслед за построением модели ее необходимо проверить на достоверность. Одним из аспектов проверки является

2.3. Методы и модели принятия решений

В дополнение к моделированию, имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей. Поскольку многие допущения, из которых исходит руководитель, относятся к условиям в будущем, над которыми руководитель почти не имеет никакого контроля, то ясно, что чем лучше руководитель сможет предсказать внешние и внутренние условия применительно к будущему, тем выше шансы на составление осуществимых планов.[2]

Прогнозирование - это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования. Применительно к науке управления выделяют следующие разновидности прогнозов: экономические, прогнозы развития технологии, прогнозы развития конкуренции, прогнозы на основе опросов и исследований, социальное прогнозирование (отношение людей к таким вопросам, как стремление к комфорту, склонность к материализму или патриотизму и т.п.).[3.4]

Согласно классификации основных методов прогнозирования, предложенной Б.Г. Литваком, прогнозирование подразделяется на: изыскательское (поисковое) и нормативное. В основе изыскательского прогнозирования лежит ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании имеющейся при разработке прогноза информации. Для изыскательского прогнозирования характерно использование таких методов, как экстраполяция, моделирование, метод исторической аналогии, написание сценариев и т.д., базирующихся на анализе точных эмпирических данных. В рамках указанного типа прогнозов