Файл: Процесс построения модели управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Процесс принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Менеджеру известно, что хорошо структурированные проблемы имеют многовариантные решения. Оптимальное решение для таких проблем может быть найдено с помощью методов исследования операций и моделирования. Например, выбор оптимального варианта развития и реконструкции предприятия, расчет оптимальной загрузки производственных мощностей, разработка оптимальных режимов технологических процессов.

Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как Ю.И. Башкатова, Н.В. Злобина, В.Н. Лазарев, Э.А. Смирнов, А.М. Чуйкин и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики принятия и реализации управленческих решений в условиях риска.

Объектом курсовой работы является ЗАО «БКЦ»

Предметом – анализ моделирования управленческого решения в ЗАО «БКЦ».

Цель курсовой работы – рассмотреть процесс построения модели управленческого решения.

Задачи курсовой работы исходя из её цели и заключаются в :

- раскрыть сущность и основные принципы принятия управленческих решений;

- рассмотреть ключевые факторы, воздействующие на процесс принятия управленческих решений;

-изучить процедуру принятия решений;

- охарактеризовать процесс моделирования принятия решений;

- дать характеристику основных моделей принятия решений;

Методы исследования – были использованы такие методы, как системный анализ, метод аналогий, группировки и классификации.

Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, которая посвящена принятию и реализации управленческих решений.

Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.


Глава 1 Общая характеристика управленческих решений

1.1 Классификация и типы управленческих решений

Управленческое решение – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для разрешения проблемной ситуации.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нём присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.¹

Управленческие решения делятся по ряду признаков. В зависимости от того, в какой руководящей инстанции принимается решение, оно бывает высшего уровня, среднего и низшего.

Чем выше масштаб решения, тем выше уровень управления, отвечающий за его принятие.

Дифференциация по предмету выделяет:

- концептуальные решения – охватывают практически все функции менеджмента(формирование целей, планирование, организацию и контроль), требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведение специальных исследований;

- исполнительские решения – носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения отдельных позиций концептуальных решений.

Концептуальные решения относятся к деятельности высшего менеджмента, а исполнительские осуществляются многочисленным аппаратом среднего и нижнего менеджмента.

По решаемым задачам различают:

- информативные решения, целью которых является оценка получаемой информации;

- организационные, призванные установить необходимую структуру управления;

- оперативные – для решения вопроса: "Как действовать?".

По степени охвата проблемы решения бывают:

- выборочные, когда рассматривается какой-либо аспект проблемы;

- систематические, когда рассматривается вся проблема.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности организации решаются проблемы, решения подразделяются на:

- производственные (технические и технологические);


- сбытовые и снабженческие (маркетинговые);

- финансовые;

- плановые и др.

По формам принятия решения подразделяются на:

- единоличные, т.е. решение принимается руководителем без обсуждения с другими лицами;

- коллегиальные, т.е. проблему обсуждают специалисты, но решение принимает руководитель, он же несёт ответственность за принятое решение;

- коллективные, т.е. решение принимается коллективом или на основе голосования, и ответственность лежит на всём коллективе.

По принципам выработки решения делятся на:

- запрограммированные (алгоритмические), их обоснование производится по определённым правилам – алгоритмам и они допускают строгую формализацию.

- незапрограммированные (эвристические), возникающие, как правило, в случае изменения обстановки, условий или в экстремальных ситуациях и вырабатываются неформальным, творческим путём.

- в условиях определённости (полной информации);

- в условиях неопределённости (неполной информации).

Большинство сложных решений приходится вырабатывать в условиях неполной информации, так как среда, в которой фирма функционирует, постоянно меняется. К тому же решение всегда нацелено на будущее, которое обычно содержит элемент неопределённости, поэтому принятие и реализация решения сопряжены с риском, а риск – это действие наудачу, в надежде на благоприятный исход, но риск – это нормальная ситуация для менеджера в условиях неопределённости.

По методам решения проблем различают решения, основанные на:

- интуиции;

- на суждениях;

- рационализме;

- комбинации подходов.

Интуитивное решение основано на собственном ощущении и многолетнем опыте руководства.

Решения, принятые на основе суждения, сходны с интуитивными, но предполагают наличие глубоких профессиональных знаний, использование прошлого опыта, опору на здравый смысл. Решения на основе суждений принимаются быстро и не требуют никаких дополнительных затрат.

Рациональные – те решения, которые принимаются на основе глубокого и объективного анализа проблем. Наибольший эффект принятия важных управленческих решений даёт сочетание опыта, знаний, интуиции менеджера и использования научного подхода с его современными технологиями выработки и принятия управленческих решений (методы математического анализа, обоснования и оптимизации).

По целям и методам разработки различают следующие типы управленческих решений ( таблица 1.)

Таблица 1.1 Типы управленческих решений


По масштабам объекта

Глобальные – охватывают все звенья системы

Локальные адресованные определённому

подразделению

По характеру

целей

Стратегические – определяющие генеральные задачи

Тактические – детализация перспективы

Оперативные – осуществление первоочередных задач

По времени

осуществления

Перспективные – долгосрочные

Текущие – среднесрочные

Регулировочные- краткосрочные

По кругу проблем

Комплексные – связанные со многими сторонами

деятельности организации

Тематические (частные) – социальные, экономичес-

кие, организационные и т.д.

По условиям

принятия

Детерминированные (определённые)

Вероятные

По методам

обоснования

Формализуемые (обосновываемые математическими

методами)

Неформализуемые (обосновываемые эвристическими методами)

По способам

осуществления

Директивные – приказы, распоряжения

Косвенные – использование средств стимулирования

По конечному

результату

Эффективные – решения, способствующие достиже-

нию целей и задач

Неэффективные – решения, не способствующие

достижению целей и задач

Выполнимые – решения, которые можно реализовать

при наличии определённых ресурсов

Невыполнимые –решения, которые нельзя реали-

зовать в данных условиях

Считается, что при принятии управленческих решений особенно ярко проявляется особенность менеджмента как науки и искусства управления.

Решение принимает человек, поэтому решение представляет собой волевое действие и способ его выполнения. В зависимости от личности руководителя характер решений может быть различным. Уравновешенный, спокойный и критичный к себе менеджер принимает уравновешенные и осторожные решения. Недоверчивые, скептически настроенные люди склонны принимать инертные решения. Холерики легко генерируют различные идеи и принимают импульсивные и даже рискованные решения.

1.2 Эффективность и принципы принятия решений

Любое управленческое решение имеет смысл лишь в том случае, если оно эффективно.

Эффективность решения зависит от целого ряда факторов. В теории менеджмента особо выделяют два из них:


1) качество решения, которое в свою очередь связано с выбором наилучшей альтернативы из тех, что предлагает проблемная ситуация, а также с учётом возможности исполнителей решения;

2) степень принятия этого решения людьми

Таким образом, эффективность решения может быть представлена формулой 1.1

ЭР = К × П, (1.1)

где: ЭР – эффективность решения;

К - фактор качества решения;

П - фактор принятия решения.

Если один из факторов стремится к минимуму, эффективность решения снижается.

Высокая степень фактора качества будет обеспечиваться в том случае, если решение отвечает определённым требованиям.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям представлены в таблице 1.2

Таблица 2- Требования, предъявляемые к управленческим решениям

Целевая

направленность

Решения должны быть направлены на достижение определённых целей

Иерархическая

субординация

Решения менеджера должны соответствовать

делегированным ему полномочиям

Обоснованность

Решения должны иметь объективное обоснование

рациональности

Адресность

Решения должны быть ориентированы в

пространстве и во времени, то есть направлены на

конкретного исполнителя и ограничены во

времени

Обеспеченность

Решения должны предусматривать необходимые

ресурсы и устанавливать источники их получения

Директивность

Решения должны быть обязательны для исполнения и носить плановый характер

Основными условиями обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения следует считать:

- применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

- обеспечение лиц или лиц, принимающих решение, своевременной, полной и достоверной информацией в процессе подготовки, принятия и выполнения решения;

- использование при подготовке и реализации управленческого решения экономических законов, методов прогнозирования, моделирования;

- определение приоритетов;

- структуризация проблемы и построение дерева целей;

- обеспечение многовариантности решений (альтернатив должно быть не менее трёх;

- обеспечение сопоставимости вариантов решений;

- правовая обоснованность принимаемого решения;*

- использование современных технических средств информационного обеспечения процесса принятия и реализации решения;