Файл: Коммерческие банки, их виды и основные направления деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Особенности развития коммерческих банков в Российской Федерации
1.2 Основные функциональные особенности коммерческих банков
Глава 2 Особенности деятельности коммерческого банка
2.1 Общая характеристика «Банк Москвы»
2.2 Изменения курса и основные задачи ОАО "Банк Москвы" после вхождения в группу ВТБ
2.3 Стратегия развития ОАО "Банк Москвы" на 2011-2014гг.
Масштаб этих задач был тем более впечатляющим с учетом размера и роли Банка в российской финансовой системе.
Параллельно с вышеуказанными неотложными задачами началась работа по определению стратегии дальнейшего развития Банка. Задача эта была тем более актуальной, что стратегии развития у Банка фактически не было с начала кризиса 2008 года, и в годы после кризиса его развитие было недостаточно активным.
Соединение с ВТБ с момента приобретения Банка Москвы группой ВТБ прошло уже более двух лет, и сейчас можно с уверенностью сказать, что было принято единственное правильное решение. Во-первых, спасен от банкротства системообразующий банк и сохранена стабильность финансового сектора страны, во-вторых, сейчас Банк Москвы активно развивается, предлагая клиентам современный набор продуктов и услуг и обеспечивая сотрудникам и их семьям достойный уровень жизни. Ключевой компетенцией Банка Москвы в группе ВТБ стало обслуживание предприятий среднего и малого бизнеса, которое является одним из наиболее доходных направлений корпоративного бизнеса. Что касается розничного бизнеса, то Банк Москвы не только существенно увеличил клиентскую базу Группы, но и обеспечил распространение лучших практик и технологий ВТБ24, занимающего лидирующие позиции на розничном рынке. Банк Москвы нашел свою нишу в Группе, в том числе благодаря исторически сложившимся взаимоотношениям с Правительствами Москвы и Московской области, которые отразились на специализации Банка в обслуживании государственного заказа не только на территории Москвы и Московской области, но и в ключевых регионах присутствия Банка. В 2013 году Банку Москвы предстоит и дальше способствовать росту прибыли и клиентской базы группы ВТБ.
Все срочные задачи успешно разрешены и дальнейшему устойчивому развитию Банка ничего уже не угрожает. Стратегия Банка определена и уже активно реализовывается по всем направлениям. Активно идет работа по возврату проблемной задолженности и реализации непрофильных активов.
Финансовые результаты Банка за 2011 год достаточно позитивные, однако они могли бы быть и лучше, если бы не очень сложный период как до, так и после приобретения, когда шла работа по сохранению доли рынка. Существенный эффект на них оказывает и формирование резервов под просроченную и проблемную задолженность, сформированную в 2010 году и ранее, а также особенности их расчетов в отчетности по российским и международным правилам. Если говорить о целях на период до 2014 года, то они предусматривают рост работающих кредитов как минимум на 30 процентов в год и достижение отдачи на капитал более 15% годовых. Эти цели вполне реализуемы при условии сохранения устойчивого роста экономики в России и с учетом очевидного недоиспользованного потенциала Банка Москвы. Важно отметить, что, особенно с учетом необходимости возврата средств государственной поддержки, Банк Москвы продолжит придерживаться достаточно консервативной кредитной политики.
За 2012 год показатели деятельности корпоративного и розничного направлений бизнеса существенно выросли как благодаря эффективному управлению и слаженной работе всего коллектива, так и за счет успешного выполнения Стратегии развития Банка, активное претворение в жизнь которой принесло беспрецедентные результаты.
Большие успехи достигнуты в развитии розничного бизнеса. Текущие планы по данному направлению также выполняются с опережением целевых показателей. Розничный бизнес развивается в сотрудничестве с ВТБ24 - на текущий момент за пущен ряд совместных проектов по ипотечному кредитованию и страховым продуктам. Поскольку ключевыми бизнес направлениями Банка Москвы являются развитие бизнеса с предприятиями среднего и малого бизнеса, а также обслуживание физических лиц, то и работа в сети выстроена соответствующим образом.
В 2012 году были заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе предполагающие финансирование объектов транспортной, дорожной и коммунальной инфраструктуры не только в Москве и Московской области, но и в ключевых регионах присутствия Банка. Банк Москвы обладаем рядом преимуществ для развития бизнеса с муниципальными предприятиями, благодаря чему в 2012 году произошел значительный рост объемов бизнеса в данном сегменте.
В 2012 г., в соответствии с утвержденной в ноябре 2011 года стратегией развития Банка, был осуществлен ряд важных мероприятий:
-сформирована новая организационная структура;
-внедрена новая система мотивации и оплаты труда;
-разработаны и введены новые модели управления бизнесом и продажами;
-запущены новые востребованные клиентами продукты, которые ранее отсутствовали в продуктовой линейке банка;
-проанализировано состояние филиальной сети Банка.
Это позволило не только выполнить бизнес-план на 2012 г., но и превзойти его показатели по некоторым направлениям. Помимо реализации стратегии, в 2012 году, в рамках утвержденного Плана финансового оздоровления (ПФО), Банк проводил планомерную работу по улучшению качества активов, формированию надлежащих резервов на возможные потери по проблемным акт
ивам, восстановлению устойчивого финансового положения и соблюдению Банком всех установленных Банком России требований, предъявляемых к финансовой устойчивости кредитных организаций. Банк ежемесячно производит анализ выполнения ПФО и отчитывается перед ГК "АСВ" в части предусмотренных планом мероприятий.
В 2012 году Банк Москвы был сфокусирован на обслуживании клиентов реального сектора экономики, активно участвующих в муниципальных программах, городском коммунальном хозяйстве, потребительском рынке, исполнении государственных заказов. В дополнение к стандартным продуктам Банком были разработаны и в кратчайшие сроки внедрены новые виды финансирования клиентов, учитывающие специфику потребностей каждого из сегментов рынка. Эта стратегия позволила добиться высоких финансовых показателей. Темпы роста активов Банка существенно превысили среднерыночные и составили 16%. Кредитный портфель Банка вырос на 45%, в основном за счет корпоративного бизнеса. Клиентам, участникам исполнения госзаказа были предоставлены банковские гарантии на сумму более 120 млрд рублей, а общий объем выданных гарантий превысил 147 млрд рублей. Общий объем кредитов, выданных предприятиям реального сектора экономики, превысил один триллион рублей. Более 75% кредитов предоставлено компаниям, расположенным в Москве и Московской области, и стоит задача значительно увеличить долю регионального бизнеса. Ориентация стратегии развития бизнеса Банка на приоритетные задачи и инвестиционные программы правительств Москвы и Московской области предопределила создание Банком прозрачной и эффективной системы взаимодействия, востребованной участниками рынка.
2.3 Стратегия развития ОАО "Банк Москвы" на 2011-2014гг.
Бизнес в целом:
№ 6 в России по активам (1 176 млрд. руб.)
Более 8 тыс. сотрудников.
Региональная сеть: в Москве и МО 140 отделений и 474 представительства в отделениях.
Почты России; в остальных 35 регионах присутствия БМ - 240 точек продаж. При этом в Москве и МО сконцентрировано более 70% бизнеса БМ
Высокая узнаваемость бренда в Московском регионе.
Банк активно сотрудничает с городом и Правительством Москвы: более 30% рыночных корпоративных кредитов направлены на финансирование государственных программ.
Банк обладает развитыми технологиями в части обслуживания клиентов среднего и малого бизнеса.
Дочерние банки:
- За рубежом: Банк Москва-Минск (Беларусь), БМ Банк (Украина), Банк Москвы -
- Белград (Сербия)
- В России: Банк Мосводоканал (Москва), Бежица-Банк (Брянск)
Развитие розничного бизнеса
Модель бизнеса
Сохранение и развитие тесного взаимодействия с городом, участие в крупных стратегических проектах и социальных программах
Построение бизнеса на базе стандартов и подходов ВТБ24 с учетом целевого сегмента БМ в части:
-организации продаж;
-продуктивности и управления сетью;
-ценовых условий;
-системы риск-менеджмента
Сохранение и развитие имеющихся успешных технологий и продуктов (система электронной коммерции, оплата услуг ЖКХ через ЕИРЦ и пр.)
Региональное присутствие
Фокус на обслуживании клиентов в Московском регионе: цель до 3-4% рынка кредитов
Бизнес вне МиМО: обслуживание розничных клиентов в регионах развития корпоративного бизнеса БМ (целевое значение - 10 регионов присутствия БМ к концу 2014 г.)
Цель на 2014 г.
Повышение эффективности сети до уровня ВТБ24 (более, чем в 6 раз)
Достижение доли розничного рынка РФ:
по кредитам наличными и кредитным картам 2,5-3,0 %
по привлеченным средствам ~1,5 %
2.4 Основные финансовые показатели ОАО "Банк Москвы"
Активы Банка по состоянию на 01.01.2013 составили 1 382,1 млрд руб. и за год увеличились на 14,3% (173,0 млрд руб.). Чистая ссудная задолженность увеличилась на 18,5% (131,4 млрд руб.). При этом, объем межбанковских кредитов фактически не изменился, а согласно Плану финансового оздоровления Банка были созданы резервы в сумме 22,7 млрд руб. Общий объем кредитов корпоративным клиентам (без вычета резервов) увеличился на 23,5% (124,7 млрд руб.), а кредитный портфель физических лиц - на 33,4% (23,9 млрд руб.). Средства в кредитных организациях увеличились за год на 85,3% (14,5 млрд руб.), что обусловлено ростом объема клиентских операций. Суммарный портфель ценных бумаг Банка за год увеличился на 6,5% (26,4 млрд руб.), что связано, в основном, с ростом активности Банка на рынке ценных бумаг. Инвестиции в дочерние и зависимые организации увеличились за год почти в 3 раза (6,8 млрд руб.), что обусловлено восстановлением контроля Банка над рядом компаний, которые использовались прежней администраций Банка для вывода активов. Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы увеличились за год на 83,6% (10,8 млрд руб.), что связано с переводом на баланс Банка залоговой недвижимости по части кредитов, выданных прежней администрацией Банка. Обязательства Банка выросли на 15.8% (165,4 млрд руб.). Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями, увеличились за год на 3,7% (28,8 млрд руб.), при этом, вклады физических лиц увеличились на 8,1% (12,7 млрд руб.), что свидетельствует о повышении степени доверия к Банку Москвы. Кредиты, депозиты и прочие средства Банка России увеличились за год на 65,5% (104,1 млрд руб.), что обусловлено ростом объема операций РЕПО по привлечению ресурсов под залог ценных бумаг. Средства кредитных организаций увеличились за год на 31,6% (27,2 млрд руб.) за счет роста портфеля межбанковских кредитов. Собственные средства увеличились на 4.7% (7,6 млрд руб.) и на 01.01.2013 составили 169,6 млрд руб. Увеличение собственных средств произошло за счет: переоценки основных средств (3,8 млрд руб.), переоценки ценных бумаг по справедливой стоимости, имеющихся в наличии для продажи (1,9 млрд руб.) и роста прибыли (1,8 млрд руб.). При этом, в 2012 году были выплачены дивиденды в сумме 5 млрд руб. по итогам деятельности Банка в 2011 году. Внебалансовые статьи: "Безотзывные обязательства кредитной организации" и "Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства" также увеличились за год на 99,3% (99,2 млрд руб.) и 121,4% (84,5 млрд руб.) соответственно, что обусловлено увеличением активности бизнесов Банка.
Операционный доход
По итогам 2012 года операционный доход Банка Москвы до создания резервов составил 66,8 млрд рублей, что на 49,5% больше данного показателя 2011 года. Увеличение операционного дохода было прежде всего обусловлено ростом чистых процентных доходов.
Чистые процентные доходы
Чистые процентные доходы являются основной статьей доходов Банка Москвы и составляют 76,0% операционного дохода. Они включают доходы от кредитных операций и доходы от операций с ценными бумагами с фиксированной доходностью. За год чистые процентные доходы увеличились на 81,9%: с 27,9 млрд рублей в 2011 году до 50,8 млрд рублей, по итогам 2012 года. Рост чистых процентных доходов обусловлен двумя основными факторами:
-ростом кредитного портфеля Банка;
-получением процентного (купонного) дохода от портфеля ценных бумаг ОФЗ, в которые был инвестирован займ АСВ, полученный в рамках Плана финансового оздоровления Банка Москвы. Чистая процентная маржа также увеличилась и составила 4,2% против 3,0% в 2011 году.
Чистые комиссионные доходы
В 2012 году Банк добился роста чистых комиссионных доходов на 19,7%. В монетарном выражении этот рост составил 1,2 млрд рублей. Это обусловлено улучшением продуктовой линейки и системы продаж комиссионных продуктов (в том числе продуктов инвестиционного бизнеса Группы ВТБ), а также ростом объемов операций СМБ и розничного бизнеса.
Чистые доходы по операциям с иностранной валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами
В отчетном периоде чистые доходы Банка Москвы по операциям с ценными бумагами составили 4,5 млрд рублей по сравнению с убытком в 2011 году - 1,4 млрд рублей. Чистый финансовый результат по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами в 2012 году составил убыток в сумме 4,3 млрд рублей.
Операционные расходы и расходы на содержание персонала
Операционные расходы за год снизились на 0,3%, а расходы на содержание персонала снизились на 2,2%, что обусловлено оптимизацией расходов Банка.
Чистая прибыль
Чистая прибыль Банка Москвы за 2012 год составила 6,9 млрд рублей, тогда как за 2011 год прибыль составила 5,1 млрд рублей.
Заключение
Банковский сектор в экономике государства занимает особое место, так как имеет специфические и только ему присущие функции. Он играет ключевую роль в работе системы внутренних и международных расчетов и платежей, при этом являясь субъектом денежной эмиссии и главным институциональным проводником денежной политики правительства страны. Банковский сектор обеспечивает и поддерживает финансовые потоки в государстве, а также обеспечивает развитие экономики. Банки производят традиционное хранение сбережений и накоплений на банковских вкладах, тем самым выступая значимым в социальном аспекте институтом. Однако банковская деятельность подвержена большому количеству рисков и является самым рискованным видом бизнеса.
Нестабильность банковской системы, которая перерастает в кризисы, приводит к нарушению нормальной работы экономики и дестабилизирует политическую и социальную обстановку в стране. Таким образом, роль банковской системы в экономике любой страны имеет первостепенное значение и вопрос ее стабильного функционирования и развития всегда остается актуальным.
Достаточно существенное внимание в настоящей промежуток времени необходимо уделять всем основным составляющим элементам поступательного развития коммерческого банка, что необходимо разрабатывать с обоснование основных результатов имеющихся маркетинговых исследований, макроэкономического прогнозирования, финансового моделирования, а также с учетом текущих позиций банка.
Основными имеющимися стратегическими приоритетами должны становятся такие аспекты, как достаточно сбалансированное достижение представляемого оптимального соотношения риск – доходность при проведении различных банковских операций, развитие новых и наиболее перспективных для требований времени направлений банковского бизнеса и упрочение уже достигнутых позиций универсального коммерческого банка.
Указанные особенности предполагают применение различных существенно важных мер по повышению общей конкурентоспособности коммерческого банка и наиболее оптимального распределения основных имеющихся пропорций между четырьмя основными направлениями банковской деятельности – развитие розничного бизнеса, развитие корпоративного бизнеса, наличие основных элементов частного банковского обслуживания и межбанковского бизнеса.
При этом существенное внимание уделяется основным вопросам наиболее активного поддержания общей экономической устойчивости, надежности и платежеспособности конкретного коммерческого банка. Это первое, самое необходимое, условие для качественного обслуживания.
Библиография
1.Банковское дело/ О.И. Лебедев [и др.]; под ред. О.И. Лебедева. – М., Банковский и биржевой науч.-консультац. центр, 2013. – 428с.
2.Банковское дело: Учебное пособие /Д.Г. Чарилова [и др.]; под ред. Д.Г. Чарилова – 4-ое изд. – М.: Финансы и статистика, 2013.- 254 с.
3.Гарантии в современной банковской практике. Учебное пособие / А.Д. Голубченко/ под ред. А.Д. Голубченко. – М.: Менатеп-Информ, 2010. – 158с.
4.Григорьев С.Г., Галочкин В.В. Коммерческие банки в современной России. Учебное пособие. – Мн.: Алгоритм, 2010. – 262с.