Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Складской учет» (1. Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Разработка регламента процесса выполнения процесса «Складской учет»

2.1 Характеристика предприятия

Склад ЗАО «Консультант Плюс» является важным компонентом для организации бесперебойной деятельности предприятия. На складе хранятся товары товарных групп, перечисленных в таблице 1. В основном это полиграфическая продукция (информационные, рекламные материалы), компакт-диски и сувенирная продукция. В ЗАО «Консультант Плюс» маркетинговая составляющая является стратегически важным моментом, следовательно, четкая организация работы склада очень важна для функционирования предприятия.

Таблица 1

Группы товаров, хранящихся на складе

Наименование группы/

сегмента

Формальные признаки/

свойства

Примеры

Особенности

«Периодические издания»

- Периодическое издание;

- крупный тираж, предназначенный для распределения в РИЦ

Журнал ГК;

Бюллетень;

Журналы "Финанс", "Директор" и т.п.

1) Весь или большая часть тиража распределена под клиентов согласно предварительным заказам.

2) Старые номера достаточно быстро теряют актуальность после выхода новых, что позволяет оперативно ликвидировать остатки.

«Постоянно поддерживае-мые»

- рекламные и маркетинговые материалы компании, необходимые для поддержки бизнеса;

- входят в прейскурант;

- постоянно поддерживаются на складе.

Листовки, буклеты, руководства, блокноты, ручки и т.д.

1) Материал постоянно поддерживается на складе;

2) Материал в общем случае не имеет «срока годности». Потеря актуальности определяется либо директивно (не складской службой), либо случается в связи с падением спроса со стороны РИЦ.

«Проекты»

Выпуск связан с определённым календарным событием

Материалы Новогодней кампании;

открытки к 23 февраля, 8 марта

Подгруппа 1

1) Весь или большая часть тиража распределена под клиентов согласно предварительным заказам;

2) Остаток материала оперативно распродаётся;

3) Материал практически теряет актуальность, после наступления даты, к которой он выпущен.

Выпуск связан с какой-либо программой КЦ

Диск «Высшая школа»

1) Некоторая часть тиража распределена под клиентов согласно предварительным заказам;

2) Остаток материала может распродаваться;

3) Материал может не терять актуальность достаточно длительное время (более полугода).

«Производ-ство»

- комплектующие для производства (дистрибутивов).

Коробка;

Вкладыш;

Регистрации-онные карты

Материал постоянно поддерживается на складе, объём складского запаса в общем случае зависит от производственного плана

«Случайные

/тестовые»

Разовые закупки по заявкам подразделений, пробные закупки

1) Материал появляется на складе эпизодически, в небольшом количестве;

2) период хранения чаще всего небольшой;

3) случаи «зависания» материала на складе на длительное время служат признаком потери актуальности.

«Обеспечение офиса»

- Закупаются регулярно мелкооптовыми партиями

- Расходуются небольшими партиями

Бумага для принтера; картриджи для принтеров; блоки для записей и т.п.

Материал постоянно поддерживается на складе

Материал не имеет срока годности

Отгружается в КЦ небольшими партиями

Случаи "зависания" материала на складе на длительное время служат признаком потери актуальности.


Особенностями склада ЗАО «Консультант Плюс» являются:

  • специфика полиграфической продукции: в одной паллете могут быть десятки тысяч экземпляров, а отгружаться продукция может как упаковками, так и поштучно (поэтому учет осуществляется в двух единицах измерения);
  • в случае нарушения упаковки часть товара может прийти в негодность (подмокнуть, помяться и т.п.)
  • необходимость управления остатками товара, т.к. часть товара может относительно быстро устаревать, после чего этот товар уже может никогда быть не востребован;
  • номенклатура продукции относительно часто меняется (например, товар, приуроченный к какой-либо акции КЦ, заказывается единожды; к следующей акции будет заказываться другой товар);
  • склад осуществляет отгрузку партий товара только в КЦ, а отправку товара непосредственно в РИЦ осуществляет отдел сбыта КЦ;
  • на склад поступает продукция от десятков поставщиков, причем перечень поставщиков не является стабильным.

2.2 Владелец процесса, выходы и входы процесса

Модель функционирования склада (рисунок 4) показывает, что на склад поступают товарно-материальные ценности (ТМЦ) от поставщиков, и результатом деятельности склада является отгрузка ТМЦ клиентам компании.[3]

Основные участники логистических процессов – сотрудники склада. Все бизнес-процессы на складе выполняются в соответствии с регламентом работы склада [6, с.57]

Входными документами системы является приходная накладная и накладная на внутреннее перемещение.

Выходными документами являются: журнал прихода, журнал отгрузок, отчет по качеству, отчет по остаткам, отчет по инвентаризации, отчет «Резервы отделов КЦ».

За основу форм документов берутся бланки, используемые на предприятии. Их необходимо проанализировать, оценить полноту содержащейся в них информации, и использовать при проектировании системы.

Рис. 4. Контекстная диаграмма модели деятельности «как есть» [8, с.42]

2.3 Ресурсы процесса

Основные ресурсы выполнения складского учета являются сотрудники следующих отделов:

  • Отдела снабжения;
  • Бухгалтерии;
  • Сотрудники склада;
  • Отдела сбыта.

2.4 Схемы управления процессов, схемы подпроцессов

Декомпозиция модели (рисунок 5) характеризует основные бизнес-процессы склада [8, с.46]:

  • приемку товара;
  • учет товаров на складе;
  • хранение товара;
  • комплектацию и отгрузку;
  • управление складскими остатками.

Рис.5. Декомпозиция контекстной диаграммы

На рисунке 5 видно, что приемку товара на складе курирует отдел снабжения, т.к. этот отдел размещал заказ поставщику на изготовление и поставку товара. Комплектация и отгрузка товара со склада осуществляется под руководством отдела сбыта, т.к. этот отдел собирает заявки от РИЦ и отделов КЦ, и распределяет между ними товары. Также отдел сбыта участвует в бизнес-процессе «Управление остатками». Бухгалтерию интересует приемка и отгрузка товара со склада с позиции ведения бухгалтерского учета.

Приемка товара на склад происходит следующим образом (рисунок 6):

  1. При поступлении машины с грузом, кладовщик проверяет товарно-транспортные накладные или прочие документы. Если документы оформлены в соответствии с требованиями ЗАО «Консультант Плюс», то принимается решение о начале разгрузки товара. В Журнале приемки грузов делается запись о прибытии машины, содержащая данные: дата, время прибытия машины, поставщик, наименование товара, номер накладной, фамилия кладовщика и менеджера, присутствовавшего при разгрузке, комментарий.

Рис.6. Декомпозиция бизнес-процесса «Приемка»

  1. После окончания разгрузки осуществляется сверка наименований фактически доставленного товара с накладной, приемка по количеству и проверка целостности упаковки товара. Если имеются расхождения в количестве или нарушения целостности упаковки, то это фиксируется в Акте приемки товара, а повреждения фотографируются. Поврежденные упаковки передаются в сектор приемки по качеству, где происходит отбраковка испорченного товара и составляется Акт о несоответствии.
  2. Поступивший товар отправляется в зону хранения на складе, но до приемки по качеству хранится изолированно.
  3. Приемка по качеству происходит следующим образом (рисунок 7). Контролеры качества планируют выборку товара для проведения приемки по качеству. При этом используются стандарты, технические условия и т.п. нормативные документы. Особые указания по проверке по качеству поступают по электронной почте от отдела снабжения. По подготовленному плану выборки, товар отбирается со склада и доставляется в сектор приемки по качеству, где происходит его проверка на соответствие критериям качества. Если результаты проверки не удовлетворительны, то осуществляется повторная выборка и проверка по качеству в присутствии представителей поставщика. По результатам проверки составляется акт, в котором фиксируются отклонения по качеству. Если проверка даст удовлетворительные результаты, товар считается прошедшим приемку по качеству, и возвращается на склад.

Рис.7. Бизнес-процесс «Приемка по качеству»

  1. На поступившую партию, прошедшую приемку по количеству и качеству, оформляется приходная накладная, содержащая следующие данные: номер накладной, дату приемки, номенклатурный номер, наименование, количество, учетную цену, сумму. Копия этой накладной передается в бухгалтерию для бухгалтерского учета ТМЦ. В карточку учета материала заносится информация о поступлении товара: наименование товара, поставщик, дата поставки, количество мест (паллет), количество в одном месте (паллете), учетная цена, сумма.

Рис.8. Декомпозиция бизнес-процесса «Хранение»

Бизнес-процесс хранения товара включает следующие действия (рисунок 8):

  1. Товар хранится на складе, пока не поступит заявка на его отгрузку. Периодически возникает необходимость перемещения товара внутри склада. Такие перемещения выполняются грузчиками по заданию кладовщиков.
  2. На складе регулярно происходит инвентаризация, т.е. проверка соответствия фактического наличия числящихся на балансе организации ценностей, их сохранности и правильности хранения. Инвентаризация бывает плановая и неплановая. Во время инвентаризации пересчитывается фактическое количество товаров на складе и сверяется с учетными данными по базе данных бухгалтерии.
  3. По запросу подразделений КЦ, за ними резервируется определенное количество товара, имеющегося на складе.

Рис.9. Декомпозиция бизнес-процесса «Комплектация и отгрузка»

Бизнес-процесс «Комплектация и отгрузка» (рисунок 9) характеризуется следующими положениями:

  1. Заказы от РИЦ поступают в отдел сбыта КЦ, который, в свою очередь, формирует заявку на выдачу ТМЦ со склада. Заявка передается на склад. Для отгрузки в РИЦ в соответствии с заявкой комплектуется отгрузочная партия на паллетах. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, содержащая следующие данные: номер накладной, дату составления документа, номер заявки и номер РИЦ, а также город отправки заказа, номенклатурный номер товара, наименование, количество, количество мест, учетную цену, сумму. В карточку учета товара заносится информация об отгрузке.
  2. Заказы от отделов КЦ тоже поступают через отдел сбыта компании. Оформляется накладная на внутреннее перемещение, аналогично отгрузке в РИЦ, но в этой накладной вместо номера РИЦ и города доставки стоит прочерк.

2.5 Предлагаемые мероприятия по улучшению

В работе кладовщиков очень много рутинной работы по оформлению складских документов.

Складской учет в ЗАО «Консультант Плюс» характеризуется большим объемом оперативной информации: в среднем 5 раз в день поступает товар от поставщиков, 10 раз в день отгружается. Это отражено ниже в таблице 2.

Таблица 2

Оценка трудозатрат на обработку информации

№ п/п

Наименование операции

Периодич-ность

Количество строк в документе

Количество операций в год

Объем работы в год (строк)

Норма выработки (опер/в час.)

Трудо-затраты в год (час)

Приходная накладная

5 раз в день

5

1250

6250

4

312,5

Журнал ожидаемых поставок

5 раз в день

1

1250

1250

10

125

Журнал приемки грузов

5 раз в день

1

1250

1250

25

50

Комплектация партии товара

10 раз в день

20

2500

2500

1

2500

Журнал заявок

10 раз в день

1

2500

2500

10

125

Накладная на перемещение

10 раз в день

20

2500

50000

4

625

Карточка учета материалов

200 раз в день

1

5000

5000

20

250

Отчет об остатках

1 раз в неделю

1500

52

78000

0,25

208

Корректировка учетных данных по результатам инвентаризации

1-2 раза в месяц

10

24

240

1

240

Отчет о приемке по качеству

5 раз в день

5

1250

6250

1

1250

ИТОГО

5685,5

При учете используется значительное количество документов, подготавливаемых вручную (рисунок 10).

Рис.10. Схема документооборота складских документов