Файл: Управление миграционными процессами (Роль правительства РФ в управлении миграционными процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире миграция населения приобрела небывалый размах, поставив перед человечеством комплекс сложных и многоплановых проблем. Миграция выступает универсальным средством приспособления к происходящим социально-экономическим, политическим и другим изменениям, а роль и значение миграционной политики в международной жизни и обеспечении национальной безопасности государств повышается.

Россия относится к числу стран, в которых процессы миграции населения традиционно играли важную роль, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы. Современная миграционная ситуация в России сформирована в результате изменений в политической, социально-экономической, правовой, демографической и иных сферах, происшедших на постсоветском пространстве с начала 90-х годов XX века. Глобальные последствия распада СССР чрезвычайно обострили проблемы миграции в России, качественно изменив ее характер, мотивацию миграционного поведения населения, направления, масштабы и структуру миграционных потоков. Становление новых межгосударственных отношений как с ближним, так и с дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической почве, резкий переход к политике открытых дверей при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля - эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе незаконных, а также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Особенно острой миграционная ситуация в России стала после известных событий на Украине в конце 2013-гго года, войны на востоке этой страны, нарастающих социально-экономических проблем в странах Средней Азии, непрекращающейся войны на Ближнем Востоке против исламского терроризма. Эти и другие аспекты обусловили актуальность разработки механизма управления миграционными процессами, новых программ адаптации беженцев, эффективного включения их в современную жизнь.

Объектом исследования выступают миграционные процессы в России, а предметом исследования - государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации.

Цель исследования - выявить особенности управления миграционными процессами в России и обосновать пути совершенствования государственной миграционной политики.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:


1. Уточнить понятие и перечислить виды миграции населения.

2. Изучить современный опыт и проблемы, возникающие в ходе миграционных процессов.

3. Рассмотреть элементы механизма государства, направленного на управление миграцией в России; оценить полномочия и роль каждого государственного органа, компетентного в сфере регулирования миграции.

4. Определить наиболее проблемные компоненты современной миграционной ситуации в России, наметить направления улучшения программ управления миграцией.

Методологической основой исследования стал системный подход к исследованию проблем, связанных с миграцией населения. В качестве основных научных методов применялись: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнительный, системный подходы, статистический метод.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки проблем миграционной политики Российской Федерации.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность и особенности современных миграционных процессов

1.1. Понятие и виды миграции населения

Регулирование миграции является сферой государственного управления и неотъемлемой частью стратегических интересов любой страны. Под миграцией населения понимается процесс, при котором население совершает пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.[1]

Миграция - очень сложный процесс, в связи с этим ее классифицируют по целому ряду разнообразных признаков.

В зависимости от вида пресекаемых границ миграции делят на:

- внешнюю миграцию, когда пересекаются границы государств, которую в свою очередь разделяют на внутриконтинентальную, когда перемещения происходят на территории одного континента, и межконтинентальную, когда люди перемещаются с одного континента на другой;

- внутреннюю миграцию, когда перемещения народонаселения происходят внутри одной страны.[2]


В зависимости от временных параметров миграции подразделяются на:

- постоянную или безвозвратную миграцию, при которой человек навсегда меняет постоянное место жительства;

- временную миграцию, при которой перемещение населения носит временный характер. Примером временной миграции может быть работа по контракту. Перемещения людей могут происходить на очень длительный срок, который бывает заранее не определен, поэтому бывает очень сложно разделить временную миграцию и постоянную;

- сезонную миграцию, при которой население перемещается в зависимости от времени года. Примером сезонной миграции является курортный отдых, уборка урожая и т.д.;

- маятниковую миграцию, или регулярные перемещения населения на работу либо на обучение с регулярным возвращением на место постоянного проживания индивида, оговоренное соответствующим законодательством.[3]

В зависимости от причин переселения подразделяют:

- миграции по социально-экономическим причинам. К такому роду причин можно отнести безработицу, низкий уровень заработной платы, бедность, низкий уровень жизни;

- миграции по политическим причинам, которые возникают вследствие конфликтов, (гражданских) войн, терроризма, нарушения прав человека, угнетения прав меньшинств, диктатур, политических переворотов.[4]

В зависимости от типа принятия решения о миграции выделяют добровольную и принудительную миграцию.

Миграция называется «нелегальной», когда она происходит за пределами нормативно-правового поля стран транзита и назначения.

Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.[5] Сами мигранты могут быть разделены на две большие категории: гуманитарные и экономические. Гуманитарные мигранты - это лица, ищущие убежища, и беженцы. Эти люди обычно мигрируют в страны, географически близкие к стране их происхождения. Экономические мигранты, с другой стороны, совершают пространственные перемещения для того, чтобы найти работу или улучшить свои финансовое положение, как правило, из бедных в более богатые страны.

Понятно, что миграции приводят к изменению в структуре населения. Трансформируются половозрастные структуры, численность, этнический состав, как в районах выбытия, так и в районах прибытия, что в свою очередь непосредственно влияет на воспроизводство населения, развитие производственных сил, хозяйственное освоение земель и т.д. Миграционный отток человеческих ресурсов затрудняет стабильное развитие, препятствует повышению уровня жизни граждан, приводит к социальной напряженности, диспропорции социального и экономического развития в регионе. Проблемы неконтролируемых и нелегальных миграционных потоков можно отнести к проблемам национальной безопасности.


К положительных аспектам миграционных процессов относится привлечение в страну высокообразованных мигрантов, обладающих необходимыми техническими навыками и знаниями, что благоприятно влияет на производительность и конкурентоспособность страны.[6]

Предприниматели-мигранты создают новые производства, увеличивая тем самым количество новых рабочих мест для коренного населения региона, в то время как мигранты, не обладающие достаточной квалификацией, позволяют снизить спрос на работы, которые неохотно выполняются местными жителями.

С другой стороны, сохраняются опасения, что мигранты могут занимать рабочие места, привлекательные для местных жителей, что способствует увеличению государственных расходов на социальные выплаты и пособия, а также, являясь представителями другой культурной среды, мигранты вносят социальные противоречия в общество. Кроме того, как считается, мигранты способствуют распространению наркотиков, росту преступности и терроризма.[7]

Таким образом, положительный эффект воздействия иммиграции на принимающие регионы зависит от характеристик мигрантов и условий на рынке труда. Нельзя не упомянуть то, что миграционные потоки также влияют на систему внутригосударственных отношений, национальную идентичность граждан, социально-политическое устройство государства.

Транснациональные сети мигрантов и диаспорные сообщества, подключенные к общественной системе государства, играют не последнюю роль в политической и экономической жизни, как в стране пребывания, так и на родине. К политическим формам влияния можно отнести электоральные и политические акции, финансирование тех или иных политических сил, содействие в разрешении или разжигании конфликтов, как в стране исхода, так и в принимающей стране, лоббирование интересов страны исхода. Привлечение значительных финансовых потоков в страну происхождения мигрантов способствует ее социально-экономическому развитию, однако негативно сказываются на экономике страны пребывания.

1.2. Детерминанты мобильности и процессы, связанные с миграционной активностью населения

Недостаточное внимание средне- и долгосрочному стратегическому компоненту миграционной политики не дает возможность государству быстро реагировать на изменения, происходящие в структуре миграции, а также оперативно выстраивать систему управления миграционными потоками. Использование миграционного потенциала позволяет объективно оценить миграционные возможности при принятии решений, влияющих на политическую, социальную и экономическую жизнь страны.[8]


К сожалению, нет единого подхода к пониманию миграционного потенциала, а так же четкого представления о его механизме, что существенно снижает качество принимаемых политических решений. Предлагаемые варианты оценки миграционного потенциала в основном носят количественный характер и не могут в достаточной мере дать ответ на вопрос о миграционных возможностях того или иного государства.

При реализации миграционной политики должен учитываться тот факт, что каждая страна в большей или меньшей степени является как донором, так и реципиентом миграционных потоков, а регулирование миграционных процессов должно носить комплексный, системный характер и входить в общую концепцию стратегического развития государства.

В работе Зубарева Ю.А. «К вопросу об оценке миграционного потенциала народонаселения» указывается на то, что на величину миграционного потенциала влияют, как минимум, три составляющих: миграционная активность, миграционное ожидание и демографический фактор.[9] Каждая из трех составляющих миграционного потенциала требует самостоятельного рассмотрения.

Очевидно, значительные потери человеческого потенциала, вследствие неурегулированных миграционных потоков, приводят к спаду демографических и социально-экономических факторов развития регионов. Вопросы, связанные с причинами, запускающими миграции, механизмом самого процесса миграции, а также возможностью прогнозирования миграционных потоков представляются важными для любого государства. Поиск же новых методов и подходов к анализу миграционных ситуаций как на глобальном, так и на региональном уровнях предоставляет иные возможности управления и оптимизации использования процессов миграции в интересах страны и ее граждан, что и актуализирует исследования миграционного потенциала.

Одним из компонентов, влияющих на миграционный потенциал, как уже было отмечено, является миграционная активность населения. В своей работе «Миграционная активность в современной России» Н. Мкртчян дает следующее определение: миграционная активность - это общее число миграционных актов, совершенных за определенный период времени.[10]

Детерминанты мобильности и процессы, связанные с миграционной активностью населения, должны быть проанализированы на глобальном, региональном или национальном уровне. В развивающемся мире движение между сельскими и городскими районами увеличивает уровень урбанизации, образуются обширные мегаполисы. Эта подвижность нарушает экономический и демографический баланс в соотношении потоков эмиграции и иммиграции, а также вносит дисбаланс в распределение частных инвестиций, государственных расходов и управление городским хозяйством.