Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий (Стратегическое планирование в развитии кадрового потенциала на малых предприятиях).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды стратегий управления кадровым потенциалом малых предприятий
1.1. Понятие стратегии управления кадровым потенциалом малых предприятий
1.2. Виды стратегии управления кадровым потенциалом малых предприятий
1.3. Стратегическое планирование в развитии кадрового потенциала на малых предприятиях
Глава 2. Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий
2.1. Понятие и значение кадрового потенциала в стратегии малых предприятий
2.2. Оценка формирования и использования кадрового потенциала малых предприятий
Введение
Актуальность темы исследования заключается в недостаточности разработанности проблем кадровых стратегий малых предприятий.
Цель настоящей курсовой работы заключается в углублении и совершенствовании теоретических знаний в области кадровой стратегии малых предприятий.
Основные задачи, поставленные в настоящей курсовой работе:
- Раскрыть понятие стратегии управления кадровым потенциалом малых предприятий;
- Рассмотреть виды стратегий управления кадровым потенциалом малых предприятий;
- Изучить порядок стратегического планирования в развитии кадрового потенциала на малых предприятиях;
- Рассмотреть понятие и значение кадрового потенциала в стратегии малых предприятий;
- Рассмотреть порядок оценки формирования и использования кадрового потенциала малых предприятий;
- Рассмотреть особенности кадровой стратегии малых предприятий.
Предметом в курсовой работе выступает кадровая стратегия малого предприятия.
Объектом в курсовой работе является стратегическое управление кадровым потенциалом малого предприятия.
Теоретической основой для написания курсовой работы послужили научные труды таких авторов как: Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А., Баскакова О.В., Сейко Л.Ф., Березкин Ю.М., Алексеев Д.А., Берзон Н.И., Теплова Т.В., Борисов Е.Ф., Валигурский Д.И., Виханский О.С., Наумов А.И., Герасимова Е.Б., Игнатова Е.А., Дармилова Ж.Д., Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В., Дейнека А.В., Добровинский А.П., Евдокимов В.В., Жигун Л.А., Ивашкова Н.И., Игнатьева А.В., Максимцов М.М., Кириченко Т.В., Когденко В.Г., Кожевников Н.Н., Кожухар В.М., Козловская Э.А., Демиденко Д.С., Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В., Кунцман М.В., Липсиц И.В., Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А., Маркин Ю.П., Маслова В.М., Михненко П.А., Нуреев Р.М., Одегов Ю.Г., Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф., Прохоров Ю.К., Фролов В.В., Пястолов С.М., Резник С.Д., Игошина И.А., Розенков Д.А., Леонтьев Р.Г., Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В., Чечевицына Л.Н., Хачадурова Е.В.
В настоящее время ситуация в России, с точки зрения условий развития человека, представляет удручающую картину.
Главная проблема развития кадрового потенциала сейчас - это отсутствие средств на развитие персонала, сокращение бюджетов на обучение и повышение квалификации, массовые увольнения квалифицированных специалистов, а ведь это один из важнейших ресурсов любого предприятия.
Трудности переходного кризисного периода усугубляются отсутствием четкой и целостной стратегии развития, поэтому настоятельно требуется выработка стратегии, ориентированной на развитие человеческого потенциала в трудовой деятельности.
По своей структуре, курсовая работа состоит из: введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка библиографии.
Глава 1. Понятие и виды стратегий управления кадровым потенциалом малых предприятий
1.1. Понятие стратегии управления кадровым потенциалом малых предприятий
Определение стратегических альтернатив является этапом процесса стратегического управления и занимает ключевое место. На основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяются позиции предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы (стратегии) их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор проблем и задач должен превратиться в систему: все мероприятия должны быть ориентированы на долговременные цели, увязаны по ресурсам и времени, должны эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения задач структурных подразделений фирмы[1].
Вместе с определением общей, корпоративной стратегии происходит разработка поддерживающих ее стратегий бизнеса и функциональных стратегий. В основе успешной стратегии должно лежать создание и использование конкурентных преимуществ. Это может быть и способность продавать продукцию по низким ценам, и обеспечение высокого качества продукции, и комплекс сервисных услуг, и выгодное местоположение фирмы или ее филиалов. Это означает, что стратегия должна не только поддерживать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые.
Выбор стратегии развития фирмы неразрывно связан с такими понятиями стратегического управления, как потенциал фирмы и ее конкурентоспособность[2]. Потенциал фирмы представляет собой совокупность ее возможностей по выпуску продукции и оказанию услуг и включает внутренние переменные и управленческий потенциал. Возможности организации предопределены ее ресурсами (факторами производства), находящимися в ее распоряжении. К ресурсам фирмы относятся технические, технологические, кадровые, информационные, финансовые, организационные (структура, система принятия решений, контроля и т.п.) и временные ресурсы. В рыночной экономике потенциал организации зависит как от внутренних факторов, так и от потребительского спроса, действий конкурентов, экономической ситуации в стране и др. К особенностям потенциала фирмы можно отнести его вероятностный характер, изменчивость и др[3].
Потенциал предприятия во многом определяет такую важную для стратегического развития фирмы характеристику, как конкурентоспособность. Конкурентоспособность фирмы характеризует ее способность противостоять конкурентам, вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность фирмы является относительной характеристикой, определяемой объектом сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность фирмы, являются потенциал фирмы (ресурсный и инновационный), умелый выбор стратегии, потенциал ее высшего руководства, финансовые результаты ее деятельности[4].
По содержанию стратегия фирмы является моделью поведения, механизмом достижения ее целей.
Таким образом, задачей стратегического управления является реализация целей организации за счет имеющегося потенциала в соответствии с требованиями внешней среды для достижения конкурентных преимуществ и эффективного функционирования фирмы.
В целом на разработку стратегии влияет целый ряд факторов: миссия и цели фирмы, состояние рынков, потенциал фирмы, конкурентные преимущества, характер продукции и услуг, организация бизнеса и возможность организационных изменений, программы и проекты развития, организационная культура, компетентность и амбициозность высшего руководства[5]. Эти факторы одновременно являются и элементами стратегического управления фирмой.
Важным в процессе стратегического управления является определение приоритетов развития фирмы, на которые будут направлены ее главные усилия и ресурсы. Приоритеты могут касаться выделения привлекательных рыночных секторов, продукции, организационных построений и др.
Стратегическое управление персоналом — это управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выживать, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе[6].
Цель стратегического управления персоналом — обеспечить скоординированное и адекватное состоянию внешней и внутренней среды формирование трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период[7].
Под конкурентоспособным трудовым потенциалом организации следует понимать способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками (и их трудовым потенциалом) аналогичных организаций. Конкурентоспособность обеспечивается за счет высокого уровня профессионализма и компетентности, личностных качеств, инновационного и мотивационного потенциала работников[8].
Стратегическое управление персоналом позволяет решать следующие задачи[9]:
1. Обеспечение организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.
2. Формирование внутренней среды организации таким образом, что внутриорганизационная культура, ценностные ориентации, приоритеты в потребностях создают условия и стимулируют воспроизводство и реализацию трудового потенциала и самого стратегического управления.
3. Исходя из установок стратегического управления и формируемых им конечных продуктов деятельности можно решать проблемы, связанные с функциональными организационными структурами управления, в том числе управления персоналом. Методы стратегического управления позволяют развивать и поддерживать гибкость организационных структур.
4. Возможность разрешения противоречий в вопросах централизации-децентрализации управления персоналом. Одна из основ стратегического управления — разграничение полномочий и задач как с точки зрения их стратегической направленности, так и иерархического уровня их исполнения.
Применение принципов стратегического управления в управлении персоналом означает концентрацию вопросов стратегического характера в службах управления персоналом и делегирование части оперативно-тактических полномочий в ведение функциональных и производственных подразделений организации[10].
Субъектом стратегического управления персоналом выступает служба управления персоналом организации и вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители[11].
Объектом стратегического управления персоналом является совокупный трудовой потенциал организации, динамика его развития, структуры и целевые взаимосвязи, политика в отношении персонала, а также технологии и методы управления, основанные на принципах стратегического управления, управления персоналом и стратегического управления персоналом[12].
Поскольку конечным результатом стратегического управления в целом является усиление потенциала (который включает производственную, инновационную, ресурсную, человеческую составляющие) для достижения целей организации в будущем, важное место в процессе стратегического управления отводится персоналу и, в частности, повышению уровня его компетентности.
Компетентность персонала организации представляет собой совокупность знаний, навыков, опыта, владения способами и приемами работы, которые являются достаточными для эффективного выполнения должностных обязанностей[13].
Компетентность следует отличать от компетенции, являющейся характеристикой должности и представляющей собой совокупность полномочий (прав и обязанностей), которыми обладает или должен обладать определенный орган и должностные лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.
В условиях стратегического управления существенно возрастает роль службы управления персоналом в постоянном наращивании компетентности сотрудников[14].
Однако технологии стратегического управления персоналом пока еще недостаточно разработаны, что является одной из причин возникновения проблем системы управления персоналом.
Человеческим ресурсам организаций в отличие от других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных) присущ долгосрочный характер использования и возможность трансформаций в процессе управления ими. Они подвержены некоторым видам износа, поэтому их необходимо восстанавливать и воспроизводить.
Неэффективность применения в управлении персоналом принципов оперативно-тактического управления в рамках стратегического управления организацией как раз и обусловлена тем, что оно не учитывает указанные выше особенности и характеристики персонала как объекта стратегического управления[15].
Использование персонала как ресурса характеризуется тем, что его воспроизводство осуществляется после определенного срока его деятельности, определяемого «износом»; его приобретение и поддержание в работоспособном состоянии требуют больших капитальных вложений. Из этого следует, что использование и воспроизводство персонала носит инвестиционный характер, так как персонал является объектом капитальных вложений. Но инвестирование денежных средств может производиться только с позиций стратегической целесообразности.
В стратегическом управлении персоналом в качестве объекта управления рассматриваются «содержательные» характеристики персонала (знания, навыки, способности, социальный статус, нормы поведения и ценности, профессионально - квалификационные, иерархические и демографические структуры)[16]. Эти характеристики, носителем которых он является, выражают с точки зрения долгосрочной перспективы потенциал персонала организации. Кроме того, объектом стратегического управления являются и технологии управления персоналом (технологии реализации трудового потенциала, воспроизводства и развития персонала). В совокупности они образуют трудовой потенциал организации.