Файл: Рейтинговая система оценки состояния кредитных организаций (Роль рейтингов в российской банковской системе).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1 Роль рейтингов в российской банковской системе
1.1 История рейтингов в России
1.2 Значение рейтингов банков на кредитном рынке
2 Методики рейтингов международных и российских рейтинговых агентств
2.1 Рейтинги кредитных организаций международных агентств
2.2 Методика оценки рейтинга кредитоспособности банка рейтинговым агентством «Эксперт РА»
2.3 Методика рейтинга агентства «Рус-рейтинг»
2.4 Кредитный банковский рейтинг Банкир.Ру
3 Направления развития российской банковской системы
Введение
Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую необходима оценка независимых экспертов. Такую роль в современном обществе играет, в частности, система рейтингов.
Показатели рейтинга в компактной и емкой форме характеризуют состояние и перспективные тенденции изменения степени кредитоспособности банка, играя роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых отношений.
Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания сотрудничества. Таким образом, присваивая банку рейтинг, агентство одновременно создает портрет этого банка, написанный независимым и объективным наблюдателем.
В ходе процедуры присвоения кредитного рейтинга банку рейтинговое агентство тщательно изучает структуру собственности банка, его основных клиентов, специализацию, финансовые соотношения. Полученная информация непосредственно отражается в рейтинговой оценке. Это важнейший сигнал для потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг банка имеет зачастую определяющее значение в процессе привлечения потенциальных инвесторов (например, в ходе road show), а также при последующем взаимодействии с ними (investor relations).
Кредитный рейтинг является необходимым условием для привлечения зарубежных инвестиций. Данное правило выполняется не только в развитых странах. Иностранные инвесторы, как правило, в состоянии с большей или меньшей точностью оценить страховые риски государства. Однако оценка «национальной премии за риск», то есть рисковой надбавки конкретного эмитента к уровню страхового риска - это задача, невыполнимая для большинства иностранных инвесторов. Для определения рейтинговой оценки используется модель зависимости рейтингового функционала от факторов, характеризующих различные аспекты деятельности банка. В качестве факторов рассматриваются финансово-экономические показатели деятельности банка (финансово-экономический анализ), определяющие текущую платежеспособность, и трудноформализуемые характеристики риска банка, определяющие его финансовую устойчивость (качественный анализ).
Объектом исследования является банковская система РФ.
Целью курсовой работы является рассмотрение различных методик составления рейтингов международными российскими агентствами.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть значение присвоения рейтинга для отдельного банка;
- показать методики рейтингов банков международных и российских рейтинговых агентств;
- проанализировать перспективы развития российской банковской системы.
1 Роль рейтингов в российской банковской системе
1.1 История рейтингов в России
Кризис 1998 года заставил многие банки и компании пересмотреть подходы к оценке кредитных рисков, а рейтинговые агентства - методики присвоения рейтингов и методы ранжирования банков и компаний. Кредитные институты, в первую очередь, как финансовые посредники заинтересованы в присвоении всевозможных рейтингов, от рейтинга кредитоспособности до надежности. Именно поэтому большинство рейтинговых агентств в нашей стране занимаются рейтингованием банков. Помимо международных агентств - Moody’s, Standart&Poors, Fitch, - достаточно прочно обустроивших свой бизнес в нашей стране, на внутреннем рынке действуют РА «Интерфакс», РА «Эксперт», РусРейтинг. Это те бренды, которые остались или пришли на российский финансовый рынок после кризиса. Делают свои рейтинги и Журналы «Эксперт» и «Профиль». А количество изданий и агентств, оперирующих статистикой по участникам рынка и формирующих собственные рэнкинги, не поддается исчислению.
Отсутствие оперативной информации о финансовом состоянии, о конкурентоспособности профучастников и об их надежности, или невозможность по каким-либо причинам провести экспертный анализ заставляет обращаться к агентствам и аналитическим группам, представляющим подобного рода информацию. Хорошо, если такая информация ими может быть предоставлена оперативно, в противном случае получается ситуация как с Инвестиционным агентством «Пролог», когда компания не исполняла обязательства, и при этом продолжала занимать деньги под высокие проценты, обманывая инвесторов, клиентов и контрагентов. Следует отметить, что Информационно-аналитическое управление НАУФОР первым прореагировало официально на ситуацию и приостановило рейтинг «Пролога», который на тот момент составлял «ВВВ» (достаточная надежность).
Следует отличать рейтинги от рэнкигов. Рэнкинги - это ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя на определенную отчетную дату или за указанный период. Например «100 крупнейших банков по активам», «Крупнейшие управляющие компании по активам в управлении по итогам третьего квартала», «Крупнейшие компании по совокупным оборотам на фондовом рынке в третьем квартале». Рэнкинги необходимы - они дают понимание о месте участника на рынке по тому или иному показателю. Рейтинги - это не ранжирование, а четкая позиция участника на рейтинговой шкале, определяемая, как правило, с помощью многофакторной модели оценки.
Например, «Рейтинг надежности инвестиционных компаний» с делением по степени надежности от ААА до D или рейтинг кредитоспособности банков разнесенный по четкой рейтинговой шкале.
Рейтинги необходимы, когда нужно сравнить участников по совокупности показателей, как финансовых так и не финансовых, в то время как рэнкинги хороши при сегментации исследований или при определении положения компании в конкурентном окружении по тому или иному показателю деятельности.
Рейтинги и рэнкинги, существующие в России, условно можно разделить на несколько групп:
1. К первой группе можно отнести «информационные рэнкинги».
В них осуществляется ранжирование участников по убыванию значения одного из финансовых показателей. Рейтинг представляется в форме таблицы, в которую включены крупнейшие участники по результатам ранжирования и набор финансовых показателей, например, кредитный портфель, ценные бумаги, остатки на счетах клиентов, вклады граждан, бюджетные средства. Изучение этих показателей дает возможность составить некоторое представление о положении банка на финансовом рынке.
Однако, при изучении такого рэнкинга (называемого почти всегда рейтингом) может возникнуть «мозаичное» восприятие материала. В большей степени этому способствуют составители рейтинга. Инвестору зачастую предлагается просмотреть подборку значений показателей, рассчитанных составителями. Однако составители не поясняют, хорошо это или плохо – наличие или размер того или иного показателя.
2. Вторая категория рейтингов – «смешанные» рейтинги и рэнкинги.
В таких рейтингах, как правило, наряду с общей информацией (финансовые показатели) существует и бальная оценка надежности. Таким образом, задача инвестора упрощается – достаточно только поверить расчетам составителя.
Однако, здесь возникает своя сложность: выставление балла надежности - это субъективная оценка, основанная на расчетах. К тому же, как показал кризис, само понятие «надежности» российского финансового или инвестиционного института является аморфным и требует более глубокого многофакторного исследования.
3. Третья категория рейтингов - рейтинги имеющие бальную оценку финансового состояния участника рейтинга.
В них, как правило, существуют классификационные группы, имеющие буквенные и цифровые наименования, например, ААА или В1, и т.д. Надежность банка определяется его принадлежностью к той или иной группе и складывается как из количественного, так и из качественного анализа, преломленного через кредитную историю. Кроме того, существует планка, верхняя граница рейтинга, которая не позволяет претенденту на рейтинг иметь рейтинг выше странового, рассчитываемого международным рейтинговым агентством. Для отнесения банка к той или иной группе рассчитывается большое количество финансовых и качественных показателей (иногда свыше 50), из которых и складывается итоговый балл (коэффициент) надежности. Такой же принцип рейтингования используют крупнейшие международные рейтинговые агентства Moody’s, Standart & Poors и другие.
Международные рейтинговые агентства имеют большой опыт в присвоении рейтингов на мировом рынке финансов. Эти агентства ориентируются на международную отчетность.
Однако, и в методиках рейтингов международных агентств есть свои недостатки. Главный из них - рейтинги участников ограничены планкой страновых рейтингов. В результате в России первые два года после кризиса Сберегательный банк имел рейтинг кредитоспособности на уровне “ССС”, хотя его кредитоспособность была проверена самим кризисом. Зато турецкие и аргентинские банки, несмотря на серьезнейший кризис в странах и отсутствие серьезной экономической базы, очень быстро получили высокие оценки, сразу же после того как страны начали выходить из кризиса.
Пример таких стран, как Германия, Франция, Китай, показывает, что национальные рейтинговые агентства прекрасно уживаются с иностранными гигантами. Объясняется это просто: на любом национальном рынке есть компании, желающие выйти на мировой рынок и привлекать западных инвесторов. Такую возможность им предоставляют международные агентства. Но параллельно с ними существует огромное количество компаний, работающих на внутреннем рынке, растущих и развивающихся, может, не так активно как, к примеру, Энрон, но вполне конкурентоспособных на российском рынке. Именно на них рассчитаны внутренние рейтинги. Понимая это, иностранные агентства входят на российский рынок с российской шкалой.
1.2 Значение рейтингов банков на кредитном рынке
С каждым годом российские кредитные организации все активнее ведут себя на рынках капитала. В 2010-2015 годах многие крупные банки РФ осуществляли допэмиссии акций, провели IPO. Кроме того, были осуществлены первые выпуски ипотечных ценных бумаг на зарубежном и российском рынках. В таких условиях получение кредитного рейтинга – или заключения экспертов об общей способности должника исполнять финансовые обязательства – становится обязательной процедурой. В настоящий момент услугами рейтинговых агентств пользуются более 200 отечественных банков. И несмотря на то, что стоимость услуг рейтинговой компании может доходить до 100 тыс. долл., некоторые кредитные организации предпочитают иметь оценки двух и более агентств, поскольку затраты на получение и поддержание рейтинга окупят расходы при заимствованиях.
Вслед за повышением рейтинга РФ до инвестиционного уровня ведущими мировыми агентствами в последние годы были повышены рейтинги многих кредитных организаций. Тем не менее разброс банков по рейтинговой шкале до сих пор остается очень неравномерным.
По шкале Fitch Ratings самым высоким рейтингом дефолта (различные оценки, которые выставляются клиентам рейтинговых агентств – кредитным организациям, ранжируют банки по степени вероятности наступления дефолта, т.е. неспособности выполнять в срок все финансовые обязательства; причем национальная шкала соотносит кредитные организации внутри одной страны, а международная – за ее пределами) эмитента на уровне «А-» обладает Московский Международный банк, что обусловлено возможностью поддержки владельца контрольного пакета акций банка - итальянской UniCredito. В то же время самая низкая оценка дефолта, присвоенная российскому банку, не превышает уровня «ССС».
Агентством Standard and Poor’s максимальное значение долгосрочного кредитного рейтинга («ВВВ+») было присвоено банкам ВТБ и ВТБ24, минимальное значение также не превышало уровня «ССС». В агентстве «Рус-Рейтинг», максимальное значение рейтинга, присвоенного кредитной организации, находится на уровне «А», минимальное – на уровне «С».
Присвоение кредитного рейтинга редко проходит бесплатно. Получение рейтинга может обойтись кредитной организации в сумму до 50 тыс. долл., а стоимость годового обслуживания может колебаться в пределах 10-100 тыс. долл. Анализ отдельных выпусков ценных бумаг может включать в себя комиссионные в размере нескольких процентных пунктов от суммы эмиссии.
Однозначно оценить емкость рынка довольно сложно, с одной стороны, все наиболее интересные организации практически уже охвачены работающими сейчас в РФ рейтинговыми агентствами. С другой стороны понимание необходимости получения рейтинга появилось и у средних и даже небольших банков, которые сейчас задействованы в этом процессе на 5-10%.
И все же несмотря на то, что цена услуг рейтинговых агентств не низкая, многие российские банки получают сразу несколько оценок.
К услугам трех ведущих международных рейтинговых агентств - Moody’s, Fitch Ratings, Standard and Poor’s – прибегают те кредитные организации, которые намерены выйти на международные рынки капитала, поскольку методики этих агентств наиболее понятны зарубежным инвесторам. Те эмитенты, которые планируют занимать на российском рынке, пользуются оценками агентств «Рус-Рейтинг», «Эксперт-РА» или Moody’s Interfax Ratings, которые присваивают оценки по национальной шкале.