Файл: Система социального страхования в России и направления ее развития (Страхование как форма защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но, ᡪнесмотря ᡪна ᡪналичие ᡪразнообразных ᡪформ, ᡪсохраняются ᡪнекие ᡪобщие ᡪпринципы ᡪсоциального ᡪстрахования. ᡪВ ᡪчастности, ᡪв ᡪДекларации ᡪправ ᡪчеловека ᡪсоциальное ᡪстрахование ᡪопределено ᡪкак ᡪформа ᡪсоциальной ᡪзащиты ᡪпри ᡪнаступлении ᡪслучая ᡪсоциального ᡪриска ᡪи ᡪпотери ᡪсредств ᡪк ᡪсуществованию ᡪпо ᡪнезависящим ᡪот ᡪчеловека ᡪпричинам. ᡪОтсюда ᡪследует, ᡪчто ᡪцель ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪ— ᡪобеспечить ᡪтрудящимся ᡪпрежде ᡪвсего ᡪэкономическую ᡪзащиту ᡪпри ᡪнаступлении ᡪразных ᡪслучаев, ᡪкоторые ᡪприводят ᡪк ᡪпотере ᡪдохода ᡪи ᡪутрате ᡪвозможности ᡪзаработка. ᡪК ᡪтакого ᡪрода ᡪстраховым ᡪслучаям ᡪотносятся: ᡪвременная ᡪнетрудоспособность, ᡪинвалидность, ᡪстарость, ᡪрождение ᡪребенка ᡪи ᡪуход ᡪза ᡪним, ᡪсмерть, ᡪи ᡪдр. ᡪ[24, ᡪс. ᡪ57]

Одним ᡪиз ᡪважных ᡪпринципов, ᡪобеспечивающих ᡪсуществование ᡪи ᡪразвитие ᡪсистемы ᡪсоцстраха, ᡪдолжна ᡪстать ᡪличная ᡪответственность ᡪкаждого ᡪгражданина ᡪза ᡪсохранение ᡪсвоего ᡪблагосостояния, ᡪкоторая ᡪобеспечивается ᡪего ᡪучастием ᡪкак ᡪв ᡪфинансировании, ᡪтак ᡪи ᡪв ᡪуправлении ᡪсистемой. ᡪДля ᡪрыночной ᡪэкономики, ᡪа ᡪзначит, ᡪи ᡪдля ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪпринцип ᡪличной ᡪответственности ᡪявляется ᡪосновным. ᡪСогласно ᡪэтому ᡪпринципу ᡪкаждый ᡪчеловек ᡪдолжен ᡪсамостоятельно ᡪпринимать ᡪрешение, ᡪкаким ᡪобразом ᡪон ᡪучаствует ᡪв ᡪэкономической ᡪжизни ᡪобщества ᡪи ᡪкак ᡪон ᡪобустраивает ᡪсвою ᡪжизнь. ᡪЛичная ᡪсвобода ᡪсопряжена ᡪс ᡪличной ᡪответственностью ᡪза ᡪпринятие ᡪрешений.

Система ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪхарактеризуется ᡪтакже ᡪпринципом ᡪсолидарности, ᡪчто ᡪозначает: ᡪразмер ᡪвзносов ᡪзависит ᡪот ᡪвеличины ᡪдоходов ᡪстрахуемого, ᡪа ᡪполучаемые ᡪпо ᡪсистеме ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪуслуги ᡪ— ᡪот ᡪсостояния ᡪего ᡪздоровья ᡪи ᡪсоответствующих ᡪпотребностей. ᡪВажно ᡪподчеркнуть: ᡪсоциальное ᡪстрахование ᡪфинансируется ᡪза ᡪсчет ᡪстраховых ᡪвзносов ᡪкак ᡪтрудящихся ᡪпо ᡪнайму, ᡪтак ᡪи ᡪпредпринимателей, ᡪи ᡪлишь ᡪв ᡪнекоторых ᡪслучаях ᡪмогут ᡪпривлекаться ᡪсредства ᡪгосбюджета. ᡪВ ᡪто ᡪже ᡪвремя ᡪсоциальная ᡪпомощь ᡪстроится ᡪисключительно ᡪна ᡪиспользовании ᡪгосбюджетных ᡪсредств; ᡪиз ᡪних ᡪвыплачиваются ᡪпособия ᡪнуждающимся, ᡪтогда ᡪкак ᡪв ᡪстраховании ᡪорганизуются ᡪспециальные ᡪстраховые ᡪфонды. ᡪТем ᡪсамым ᡪтрудящиеся ᡪс ᡪболее ᡪвысоким ᡪзаработком ᡪоказывают ᡪопределенную ᡪкомпенсационную ᡪпомощь ᡪтем, ᡪчьи ᡪзаработки ᡪниже. ᡪ[23, ᡪс. ᡪ9]


Цель ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪ— ᡪпрофилактика, ᡪснижение ᡪуровня ᡪсоциального ᡪриска ᡪдля ᡪтрудового ᡪнаселения ᡪи ᡪкомпенсация ᡪпри ᡪнаступлении ᡪстраховых ᡪслучаев. ᡪ[16, ᡪс. ᡪ12]

Государство ᡪперестает ᡪбыть ᡪединственным ᡪсобственником ᡪсредств ᡪпроизводства ᡪи ᡪглавным ᡪстрахователем, ᡪно ᡪоно ᡪостается ᡪодним ᡪиз ᡪучастников ᡪсистемы ᡪсоциального ᡪстрахования.

Его ᡪосновными ᡪфункциями ᡪстановятся: ᡪ[27, ᡪс. ᡪ33]

  • формирование ᡪэкономических ᡪи ᡪправовых ᡪпредпосылок, ᡪусловий ᡪдля ᡪстановления ᡪи ᡪразвития ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪвключая ᡪсодействие ᡪразвитию ᡪинфраструктуры; ᡪсоздание ᡪзаконодательной ᡪбазы ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪопределение ᡪобязательных ᡪего ᡪвидов, ᡪа ᡪтакже ᡪразмеров ᡪстраховых ᡪвзносов, ᡪпособий ᡪи ᡪуслуг;
  • гарантирование ᡪсоциальной ᡪзащиты ᡪв ᡪобласти ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪконтроль ᡪза ᡪисполнением ᡪзаконов ᡪи ᡪза ᡪуровнем ᡪобеспечения ᡪсоциальной ᡪзащищенности ᡪтрудящихся;
  • посредничество ᡪв ᡪобласти ᡪтрудовых ᡪотношений ᡪс ᡪцелью ᡪсогласования ᡪинтересов ᡪсубъектов ᡪэтих ᡪотношений;
  • оказание ᡪнеобходимой ᡪцелевой ᡪпомощи ᡪнаиболее ᡪсоциально-уязвимым ᡪкатегориям ᡪнаселения ᡪв ᡪрамках ᡪсоциальной ᡪпомощи, ᡪа ᡪтакже ᡪфинансовое ᡪучастие ᡪв ᡪнекоторых ᡪвидах ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪпредполагающих ᡪдолю ᡪответственности ᡪгосударства.

Работодатели ᡪ(или ᡪпредприятия):

  • участвуют ᡪв ᡪсоциальной ᡪзащите ᡪсвоих ᡪработников ᡪв ᡪпроцессе ᡪтрудовой ᡪдеятельности, ᡪа ᡪтакже ᡪв ᡪсоциальном ᡪобеспечении ᡪпри ᡪутрате ᡪими ᡪтрудоспособности ᡪили ᡪпрекращении ᡪтрудовой ᡪдеятельности ᡪвследствие ᡪсокращения ᡪрабочих ᡪмест, ᡪлибо ᡪпри ᡪвыходе ᡪна ᡪпенсию;
  • финансируют ᡪрасходы ᡪна ᡪстраховую ᡪзащиту, ᡪа ᡪтакже ᡪна ᡪпроведение ᡪпрофилактических ᡪмер ᡪпо ᡪпредупреждению ᡪтравматизма ᡪи ᡪпрофессиональных ᡪзаболеваний.

На ᡪосновании ᡪвышеприведенного ᡪформулируются ᡪосновные ᡪположения ᡪКонцепции ᡪсоциального ᡪстрахования. ᡪ[16, ᡪс. ᡪ15]

Первое ᡪположение ᡪсостоит ᡪв ᡪтом, ᡪчто ᡪсоциальное ᡪстрахование ᡪдолжно ᡪразделяться ᡪна ᡪотдельные ᡪвиды. ᡪОбеспечение ᡪстрахуемых ᡪ(страхователей) ᡪпо ᡪпринципу ᡪоднородности ᡪи ᡪобщности ᡪинтересов ᡪспособствует ᡪповышению ᡪэффективности ᡪсоциальной ᡪзащиты. ᡪЭто ᡪтакже ᡪспособствует ᡪосознанию ᡪважности ᡪтакой ᡪформы ᡪсоциальной ᡪзащиты ᡪи ᡪросту ᡪсолидарности.


Второе ᡪположение ᡪзаключается ᡪв ᡪтом, ᡪчто ᡪв ᡪоснове ᡪразделения ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪна ᡪвиды ᡪдолжны ᡪлежать ᡪконкретные ᡪсоциальные ᡪриски ᡪкак ᡪ«функциональный ᡪпризнак ᡪзащиты», ᡪчто ᡪповысит ᡪадресность ᡪзащиты ᡪи ᡪсделает ᡪболее ᡪсовершенным ᡪфинансовый ᡪмеханизм ᡪее ᡪобеспечения.

Таким ᡪобразом, ᡪреализация ᡪуказанных ᡪи ᡪиных ᡪконцептуальных ᡪпринципов ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪтребует ᡪпрежде ᡪвсего ᡪразработки ᡪзаконодательного ᡪакта ᡪ«Основы ᡪсоциального ᡪстрахования ᡪв ᡪРФ» ᡪкак ᡪнекоторого ᡪ«кодекса» ᡪлибо ᡪ«рамочного ᡪзакона». ᡪОн ᡪдолжен ᡪстать ᡪбазовым ᡪдля ᡪразработки ᡪи ᡪсоздания ᡪразличных ᡪвидов ᡪ(систем) ᡪсоциального ᡪстрахования, ᡪсоответствующих ᡪнормативных ᡪактов.

Заключение

Потребность в социальном страховании возникает на определенном историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ истории развития социального страхования в России показал, что его формы и задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему переходному этапу развития страны.

В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.

Можно сделать вывод, что государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Система социального страхования все более активно используется как высокоэффективный механизм социальной защиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности их трудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль при определении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.


Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице. Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаются суммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как «условно обязательное страхование». Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным.

В работе были рассмотрены и решены следующие задачи:

  • изучена теоретическая и методическая литература по проблеме исследования;
  • определены виды и особенности социального страхования;
  • проанализировано состояние социального страхования в России, его виды и формы;
  • выявлены принципы построения системы социального страхования;
  • рассмотрены модели финансирования социального страхования.


Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция ᡪРоссийской ᡪФедерации. ᡪПринята ᡪВсенародным ᡪголосованием ᡪ12 ᡪдекабря ᡪ1993 ᡪгода ᡪ(ред. ᡪот ᡪ21.07.2014) ᡪ// ᡪРоссийская ᡪгазета. ᡪ– ᡪ25.12.1993. ᡪ- ᡪ№ ᡪ237. ᡪ//www.consultant.ru. – дата обращения: 02.02.2017 г.
  2. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 29.12.2018)"О Фонде социального страхования Российской Федерации"
  3. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)")
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018)"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" //www.consultant.ru..
  5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 29.07.2018) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" //www.consultant.ru.
  6. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ29.12.2006 ᡪN ᡪ255-ФЗ ᡪ(ред. ᡪот ᡪ27.12.2018) ᡪ"Об ᡪобязательном ᡪсоциальном ᡪстраховании ᡪна ᡪслучай ᡪвременной ᡪнетрудоспособности ᡪи ᡪв ᡪсвязи ᡪс ᡪматеринством"//www.consultant.ru.
  7. Налоговый ᡪкодекс ᡪРоссийской ᡪФедерации ᡪ(часть ᡪпервая) ᡪот ᡪ31.07.1998 ᡪN ᡪ146-ФЗ ᡪ(ред. ᡪот ᡪ01.05.2019) ᡪ// ᡪ"Собрание ᡪзаконодательства ᡪРФ", ᡪN ᡪ31, ᡪ03.08.1998, ᡪст. ᡪ3824 ᡪ//www.consultant.ru.
  8. Трудовой ᡪкодекс ᡪРоссийской ᡪФедерации ᡪот ᡪ30.12.2001 ᡪN ᡪ197-ФЗ ᡪ(ред. ᡪот ᡪ01.04.2019) ᡪ// ᡪ www.consultant.ru.
  9. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ07.08.2000 ᡪN ᡪ122-ФЗ ᡪ"О ᡪпорядке ᡪустановления ᡪразмеров ᡪстипендий ᡪи ᡪсоциальных ᡪвыплат ᡪв ᡪРоссийской ᡪФедерации" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ08.11.2012) ᡪ//www.consultant.ru.
  10. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ15.12.2001 ᡪN ᡪ167-ФЗ ᡪ"Об ᡪобязательном ᡪпенсионном ᡪстраховании ᡪв ᡪРоссийской ᡪФедерации" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ11.12.2018) ᡪ// ᡪ//www.consultant.ru.
  11. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ17.07.1999 ᡪN ᡪ178-ФЗ ᡪ"О ᡪгосударственной ᡪсоциальной ᡪпомощи" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ01.04.2019) ᡪwww.consultant.ru.
  12. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ17.09.1998 ᡪN ᡪ157-ФЗ ᡪ"Об ᡪиммунопрофилактике ᡪинфекционных ᡪболезней" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ07.03.2018) ᡪ//www.consultant.ru.
  13. Федеральный ᡪзакон ᡪот ᡪ19.05.1995 ᡪN ᡪ81-ФЗ ᡪ"О ᡪгосударственных ᡪпособиях ᡪгражданам, ᡪимеющим ᡪдетей" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ28.07.2012) ᡪ// ᡪ" www.consultant.ru.
  14. Закон ᡪРФ ᡪот ᡪ15.05.1991 ᡪN ᡪ1244-1 ᡪ"О ᡪсоциальной ᡪзащите ᡪграждан, ᡪподвергшихся ᡪвоздействию ᡪрадиации ᡪвследствие ᡪкатастрофы ᡪна ᡪЧернобыльской ᡪАЭС" ᡪ(ред. ᡪот ᡪ27.12.2018) ᡪ//www.consultant.ru. ᡪ