Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие управления и механизма управления).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки
1.1 Понятие управления и механизма управления
1.2 Эволюция управленческой мысли
2. Сущность менеджмента как науки и вида деятельности
2.2 Функции менеджмента, их классификация
Введение
Актуальность. Для настоящего долгосрочного успеха люди используют эффективное управление. Именно поэтому слово «управление» мы слышим очень часто, ведь оно присутствует во всех областях нашей жизни.
Следует отметить, что главным компонентом современного общества выступают организации. Организации как социальные образования, выступают своеобразными посредническими звеньями между обществом и отдельными его членами, которые позволяют индивидуумам включаться в процессы общественного развития и обеспечивать удовлетворение своих запросов и потребностей.В настоящее время формируется рыночная среда в которой менеджмент приобретает особое значение для любой организации. Сложные условия хозяйствования, изменения в технике и технологиях, растущие требования потребителей требуют от современных менеджеров всех уровней управления новых знаний и навыков, которые бы отвечали требованиям времени.
Анализ научно литературы по технологиям управления - менеджменту, проведенный в процессе исследования, позволяет сделать вывод, что несмотря на значительные успехи ученых в области менеджмента, вопросы возникающие в процессе управления организациями, должным образом не раскрыты.
Степень разработанности проблемы. Над рассматриваемой в настоящей курсовой работе проблематикой провели работу следующие ученые:Ф.У.Тейлор, Ф. Гилберт, Р.Д., Дафт, Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. и другие.
Объектом исследования является процесс управления на предприятии.
Предметом исследования выступают теоретико-методические и научно-практические положения менеджмента.
Целью работы является раскрытие и уточнение сущности и содержания менеджмента, выявление на этой основе его ключевых функций, а также проведение анализа и выявление ключевых особенностей процесса управления.
Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих задач:
1. Провести анализ сущности и содержания системы управления коммерческой организации и выявить основные ее характеристики.
2. Выявить ключевые особенности системы управления.
Результаты, выносимые на защиту, характеризуются следующими достижениями:
- Определено, что сущность управления предприятием определяется теми процессами управления организацией, которые включают формулирование целей, принятие решений в соответствии с целью, планирование процесса исполнения, прогнозирование, организацию исполнения, руководство и мотивацию, координацию деятельности подразделений и контроль.
- Проведен анализ теоретических основ управления и выявлено, что система управления - это совокупность элементов (структуры, функций, ресурсов ). При этом, каждая организация является системой сама по себе, и частью более сложных систем (отрасль, государство, общество). Таким образом, именно наличие и состояние элементов системы, и взаимосвязей между ними, взаимосвязи и взаимодействие с другими системами, определяют уровень эффективности или не эффективности системы управления в целом.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая и третья глава содержит два параграфа, вторая глава разделена на три параграфа. Список литературы содержит 20 наименований.
1. Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки
1.1 Понятие управления и механизма управления
Управление есть сложное, емкое и многогранное явление. Подходы, которые чаще всего используют относительно определения понятия управления: управление как искусство выполнения труда; управление как наука (область знаний людей); управление как функция (вид деятельности); управление как процесс; управление как люди что осуществляют руководство предприятием; управление как орган или аппарат управления.
Отличия в приведенных определениях связано с применением разных подходов относительно рассмотрения категории управления, которую может быть рассмотрено с позиций системного, ситуационного, процессного или функционального подходов[1].
Современная наука рассматривает управление как функцию организованных систем, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их целей и программ.
Следовательно, процесс управления присущ лишь сложным социальным и несоциальным системам и является упорядочением системы.
В зависимости от объекта управления надо различать три основных вида управления, в соответствии с которыми существуют особенности управленческой деятельности:
Процессы управления в неживой природе (в том числе в технических системах).
Управление производственно-техническими процессами и физическими телами, системами машин, то есть управление техническими системами, осуществляется в системе "человек-машина", потому его называют управлением вещами. Эта отрасль управления изучается преимущественно техническими науками.
Процессы управления в живых организмах или системах (в биологических системах). Управление процессами, которые происходят в живой природе и процессами, связанными с жизнедеятельностью организмов, относится к управлению биологическими системами и осуществляется в системе "человек-природа". Эта отрасль управления является предметом изучения прежде всего естественных наук.
Процессы управления в обществе (в социальных системах или в организациях). Управление деятельностью человеческих коллективов осуществляется в системе "субъект - объект", в которой субъект является представителем второго, его объективно или субъективно делегированной частью[2].
Следовательно, управление в организациях существенно отличается от двух предыдущих видов и главное, которое отличает его от управления техническими и биологическими системами, это сознательное, целеустремленное влияние на людей.
Исходя из этого, определяем управление как сознательное, целеустремленное, упорядоченное действие людей на процессы с учетом свойственных данной системе объективных закономерностей и тенденций для достижения самого оптимального функционирования и развития этой системы и достижения поставленных целей.
Основная проблема реализации стратегии человечества заключается в формировании системы механизмов, осуществляющих верхнюю петлю обратной связи".
Другое определение: "механизм управления являет собой совокупность таких элементов, как организационные формы и структуры управления, методы и рычаги влияния, которые обеспечивают эффективную реализацию характерных для производства целей и наиболее полно на данном этапе удовлетворяют общественные, коллективные и индивидуальные интересы и потребности".
В этой формулировке нельзя согласиться со следующим: включением в состав механизма управления "организационных форм и структуры управления". Включение этих элементов в состав механизма управления приводит к отождествлению его с системой управления производством.
Следовательно, как видно из вышеприведенных определений, обобщая можно сказать, что под механизмом управления мы понимаем систему (целей, функций, принципов, методов, средств и способов, приемов, технологий) управления. Считаю, что данные подходы суживают понимание понятие механизм управления. Поскольку, сконцентрированные на преобразовании (реализация перехода из одного состояния в другой) систем управления. При этом, как обобщающее понятие не содержит основных элементов, составляющих управления которые его реализуют.
Поскольку, базовыми элементами управления являются система, процессы, управленческие решения и персонал. Предлагаю рассматривать, механизм управления организацией следующим образом - это совокупность его элементов, системы, процессов, управленческих решений и персонала которые при взаимодействии и взаимозависимом влиянии обеспечивают реализацию поставленной цели и заданий организации.
Под системой управления организацией понимается структура, функции, ресурсы (все, что обеспечивают деятельность организации), потоки информации, технологии управления. Функции управления реализуют процессы на основании принятых решений. Механизм реализует управленческие решения, выполняя функции организации через процессы управления в пределах системы управления благодаря персоналу организации.
Рассматривая механизм управления с данной точки зрения, говоря о подходе к его оценке. Стоит отметить, что эффективность механизма управления является составляющей эффективности деятельности организации.
Так как, эффективность организации более широкое понятие, которое включает у себя эффективность системы управления, организационной структуры, и ее процессов, персонала, управленческих решений, клиентской базы, весомость конкурентных позиций - то есть долгосрочность ее существования.
А также социальную ответственность, то насколько организация привлекательна как работодатель, эффективность достижения результата, насколько достигается поставленная цель, и насколько качественно выполнены поставленные задания, как это влияет на деятельность организации. Соответственно предлагаю рассматривать, эффективность механизма управления - как суммарную эффективность его элементов: эффективность системы управления, процессов, управленческих решений и персонала с осознанным конечным результатом[3].
Важно при этом понимать, что механизм управления должен быть, как эффективным, так и результативным, то есть, результативность следствие того, что "делаются правильные, нужные вещи" (doingtherightthings), а эффективность является следствием того, чтобы "делать эти вещи правильным образом" (doingthingsright)[4].
Система управления - это совокупность элементов (структуры, функций, ресурсов (всех, что обеспечивают деятельность организации), потоков информации, технологий). При этом, каждая организация является системой сама по себе, и частью более сложных систем (отрасль, государство, общество). Таким образом, именно наличие и состояние элементов системы, и взаимосвязей между ними, взаимосвязи и взаимодействие с другими системами, определяют уровень эффективности или не эффективности системы управления в целом.
1.2 Эволюция управленческой мысли
Рассматривая эволюцию управленческой мысли, следует помнить, что организация - это довольно древнее явление в общественной жизни (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Эволюция управленческой мысли
Этапы эволюции |
Управленческие взгляды |
Древний мир |
тесно связанные с религиозными, военными, историческими и философскими устоями общества |
Средневековье |
каноническая школа (экономика составная часть и неразрывно связанная с церковными канонами управления считается делом привилегированной верхушки общества) |
Новое время |
Наука управления является составляющей экономической науки, которая выделилась в отдельную область знаний (направленная на оптимизацию организации работы экономических субъектов) |
Современное время |
Менеджмент развивается и как одна из экономических наук и как прикладная практика в хозяйственных отношениях. Возникают и развиваются разные школы и течению, которое приводит к возникновению новых специализированных направлений в менеджменте (стратегический, инновационный, управление персоналом, отраслевые / межотраслевые и тому подобное) |
Зарождение мировой управленческой мысли и историческую периодизацию эволюции менеджмента представлены в приложении 1.
Предметом истории учений менеджмента является изучение процесса эволюции управления производством как знания в целом и как научной дисциплины частности
В начале ХХ в. возникла наука об управлении производством как система. Необходимость управления как особого вида трудовой деятельности обусловлена самой природой процесса труда, разделением и кооперацией труда. Управление направлено именно на процесс труда, на решение его внутренних противоречий. Содержание управления определяется совместной деятельностью людей.
Целью методов менеджмента является обеспечение гармонии и органического сочетания индивидуальных, коллективных и общественных интересов. Методологической основой современной науки управления являются общетеоретические и специфические методы научного познания: конкретно-исторический, оптимизационный, структурно - функциональный, системно-ситуационный и динамический подходы, которые основываются на общей теории развития систем, теории организации и управления, информации, саморегуляции и самоуправления, теории хозяйственного механизма и т.д.
В процессе научного исследования проблем управления широко используют: фотохронометражные наблюдения; методы социальной психологии; наблюдение, эксперимент; методы опроса (анкетирование, интервью, тестирование). Как и в других науках, широко используются методы: индукции, дедукции, анализа и синтеза, сравнения, ассоциации, интуиции и т.д.