Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие управления и механизма управления).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления и становления менеджмента, как науки
1.1 Понятие управления и механизма управления
1.2 Эволюция управленческой мысли
2. Сущность менеджмента как науки и вида деятельности
2.2 Функции менеджмента, их классификация
Научное обеспечение управления означает не только широкое использование науки при принятии решений, но и глубокое изучение практического опыта, имеющихся резервов, то есть предполагает системный подход к решению управленческих задач. Методами науки управления являются: эмпирический метод, метод наблюдений, социального экспериментирования, моделирования и др. Группы методов менеджмента: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально - психологические, применяемые для повышения социальной активности работников. В основе изучения менеджмента лежат аналитический, синтетический и междисциплинарный методы анализа.
Довольно интересна эволюция требований к руководителям. Сначала было управление персоналом с помощью принуждения. С ростом образовательного и культурного уровня работников возникла новая роль - отца семейства, который не только отдает распоряжения, наказывает или вознаграждает, но и создает благоприятный морально-психологический климат, решает межличностные конфликты, понимает и поддерживает своих подчиненных.
Современные технологические и социальные процессы чрезвычайно усложнились, а знания и квалификация исполнителей, их независимость настолько выросли, что диктаторство и патернализм практически недопустимы. Их место заняли деловое сотрудничество и консультирование. Менеджер становится организатором самостоятельной работы подчиненных, объединенных в команды.
Вопросам определения комплекса знаний, умений, личных и деловых качеств, которыми должны быть наделены менеджеры, уделяется много внимания. Ученые, представители различных школ, которые разрабатывают методы и формы управления, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Некоторые специалисты высказывают мнение, что сформулировать такие конкретные требования практически невозможно, и считают, что требования к качеству менеджеров не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от среды, в которой менеджер работает. Большинство специалистов все же считает, что невозможно общие требования к менеджерам ставить в непосредственную зависимость от условий на предприятии. Ведь условия работы в процессе развития предприятия могут изменяться, и поэтому, очевидно, менеджеру необходимо быть способным менять методы и стиль руководства в зависимости от условий. В этом и заключается способность менеджера при любых обстоятельствах управлять предприятием. Итак, по мнению многих ученых, общие требования к знаниям, умений, деловых и личных качеств менеджера могут быть сформулированы, однако конкретные требования для менеджеров разного уровня будут отличаться.
В системе общественного производства управление многолико и осуществляется в различных видах[5]:
1. Техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами.
2. Государственное управление социально-экономическими процессами в обществе через различные институты.
3. Идеологическое управление.
4. Хозяйственное управление производственной и экономической деятельностью различных организаций, функционирующих в системе рыночных отношений, учитывает сложность и стохастичности социально-рыночных систем, разносторонность факторов, которые влияют на их организацию, способность к самосовершенствованию, повышению организационного уровня.
Субъектом управления может быть отдельный человек или группа людей. Субъект управления должен: обладать способностью сознательно определять цели; разрабатывать и выбирать способы воздействия и средства достижения принятых целей; обладать способностью регистрации самого факта достижения цели; осуществлять процесс управления. Объект управления - это управляемое звено, элемент системы управления, воспринимающий действие управления со стороны других элементов. В производственных системах объекты управления являются организационно обособленными подразделениями, участками, цехами, филиалами предприятий.
Наука управления, или количественная школа (1950 - по настоящее время). Особенно быстрого развития эта школа приобрела, когда появились компьютеры и соответствующее образование у менеджеров. Последователями этой школы можно назвать таких исследователей менеджмента, как Г. Люс, Д. Форстер, А. Голдберг и др. Школа научного управления разработал принципы и методы организации труда, что всегда будут способствовать повышению производительности труда и эффективности работы предприятия. Административная школа известна в истории менеджмента разработкой принципов и функций управления как универсального процесса. Вклад школы человеческих отношений в теорию менеджмента связан с разработкой научных основ решения проблем человеческого фактора в организации, умением эффективно управлять поведением людей. Исходя из этого, суть количественной школы заключается в исследовании отдельных операций и моделей, что помогает выяснить и понять сложную конкурентную ситуацию. Эта школа опирается на экономико-математические методы.
2. Сущность менеджмента как науки и вида деятельности
2.1 Сущность менеджмента
Появление научной концепции менеджмента как особой сферы управленческой деятельности в начале XX века было объективно обусловлено возникновением массового производства, что требовала квалифицированного управления крупными многоцелевыми производственно-коммерческими предприятиями, где функции владения собственностью и управления деятельностью были впервые разделены. При данных условиях научный менеджмент стал основной формой организации социально-производственных процессов, воплощая совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления. В результате эволюции западной управленческой мысли понятие “менеджмент“ существенно расширилось. Этому способствовало развитие системного подхода, благодаря которому и бизнес-организация, и общество начали трактоваться как социальные системы. Таким образом, именно благодаря этому менеджмент стал интерпретироваться как универсальный принцип рациональной организации не только производственных, но также социальных и политических процессов[6].
В отличие от феномена управления, где объектом выступает исключительно организация, (что понимается как работники, средства труда и организационная структура), объектом менеджмента уже считается не только организация, но и, прежде всего, коммуникации организации с ее социальной средой. Кроме того, свойственное управлению представления о человеке как, прежде всего, работника тоже кажется несколько редуцированным по сравнению с аналогичным восприятием человека в менеджменте. Здесь человек, рядом с действительно важным ее качеством - быть работником, рассматривается как целостная, как функция и результат привычек, потребностей, взглядов, убеждений и тому подобное. Следовательно, менеджмент имеет в виду не только организационные зв’ язки, но и социально - психологические. В процессе достижения целей управления лишь использует моральный климат организации, а менеджмент - формирует его.
По способам осуществления: управление преимущественно авторитарно, оно приказывает; а менеджмент - демократический: он создает условия, убеждает, провоцирует, подсказывает. Это - культура ведения диалога с равноправными партнерами, для стабилизации и развития организации, улучшения ее положения в среде и, исключительно на этих началах - для повышения ее эффективности.
Понятие “управление” по сравнению с понятием “менеджмент” в меньшей степени акцентирует морально-психологические и субъективные аспекты. Более значимыми выступают бюрократические, формальные процедуры и административные методы управления. В отличие от управления менеджмент воспринимается как понятие, противоположное обезличенном администрированию, как способ управления организациями, функционирующими в рыночной, открытой экономике.
Управление, функционируя в замкнутом мире организации, выполняет социальную функцию повышения эффективности в достижении ее целей, которая рассматривается как нечто первичное, а изменения в обществе выступают уже вторичными по отношению к такой цели. Функции менеджмента тоже связанные с организацией. Менеджмент рассматривается как такой тип организации работы трудовых коллективов, при котором в максимальной степени учитываются потребности, проблемы, интересы работающих, но при этом он призван обеспечить ориентацию деятельности организации на такие внешние факторы, как запросы потребителей продукции, услуг и тому подобное. В менеджмент органически встроенный механизм непрерывного обновления и совершенствования. Ему свойственен высокий степень восприимчивости к достижениям научно-технического прогресса. Следовательно, в отличие от управления, менеджмент нацелен на укрепление внешних связей организации и на создание наиболее оптимальных для нее социальных условиях.
Менеджмент - это социокультурный процесс воздействия на социальные условия и культуру диалога организации и ее среды. Управления - только способ организации процессов, определенная культура.
Учитывая вышесказанное, менеджмент (англ. “management”) - это:
1) область научных знаний, изучающая отношения, закономерности и принципы управления, факторы, влияющие на функционирование и развитие социально-экономических систем, методы и средства управления;
2) совокупность упорядоченных действий, процессов системного характера, обеспечивающих разработку и достижение целей организации;
3) специфическая деятельность по управлению организациями различного типа, уровня и отдельных ее сфер;
4) сообщество людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Таблица 2.1
Определение понятия “менеджмент”
Автор |
Определение понятия |
П. Друкер |
это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу |
М.П. Фоллет |
это обеспечение выполнения работы с помощью других лиц |
М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури |
это умение достичь поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; деятельность, которая согласно целей и задач бизнеса разрабатывает планы, определяет не только, что и когда делать, но и как и кто будет выполнять то, что наметили, формирует рабочие процедуры во всех стадиях управления и осуществляет контроль; - это не управление предметами, а организация и управление работой людей; - деятельность по нахождению наилучших способов достижения целей организации; |
Оксфордский словарь английского |
- это способ и манера общения с людьми (работниками); - это власть и искусство управлять; - это умение и административные навыки организовывать работу аппарата управления; - это органы управления, административные единицы, службы и подразделения |
Гирняк А.М. |
это составляющая процесса управления, которая обеспечивает координацию действий персонала предприятия (организации) на всех его уровнях с рационального использования тех имеющихся ресурсов с применением научного подхода, психологических норм руководства |
По сравнению с управленческим трудом менеджмент как ее разновидность является понятием более узким, чем управление, особенно в его технологическом аспекте, связанном с управлением машинами, различного рода устройствами и тому подобное.
Но несмотря на имеющиеся различия между понятиями «управление» и «менеджмент», существенными они становятся только при теоретическом анализе. В практике современного управления такое различие воспринимается как несущественное, что позволяет использовать эти термины в одном смысловом ряду. Менеджмент традиционно ассоциируется с рынком товаров и услуг. Там, где есть организация, там нужен и менеджмент. В зависимости от типа организации, он может иметь разную форму и специфические признаки (менеджмент в политике, в экономике, в культуре и тому подобное), однако, принципиальнейшая база менеджмента везде одинакова. Именно в этом заключается содержание менеджмента, который проявляется в совокупности его аспектов. Менеджмент является самостоятельной отраслью знаний, наукой, которая имеет собственные объект, субъект и предмет, законы, принципы, а также определенную методологию и понятийно-категориальный аппарат. Менеджмент имеет собственный источник познания - практику и, кроме того, пополняется знаниями из различных дисциплин, без которых он не в состоянии развиваться. Что обусловлено сложной природой самого феномена менеджмента, который присутствует во всех сферах общественной жизни в виде целенаправленного, непрерывно организующего воздействия на социальный организм. Таким образом, несмотря на то, что субъект и объект менеджмента в различных организациях является подобным, система менеджмента и уровень ее эффективности является разной. Это обусловлено тем, что каждый отдельный руководитель-менеджер, принимая управленческие решения и осуществляя менеджерские функции при различных условиях, которые зависят от совокупности действующих и существующих факторов.
2.2 Функции менеджмента, их классификация
Вопрос относительно определения и классификации функции менеджмента является актуальной для ведущих экономистов, ученых и управленцев практиков.
Теоретические и практические аспекты классификации функций менеджмента освещены во многих научных трудах.
Планирование как основную функцию менеджмента называют и признают Н. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников[7].