Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Понятие рекламы и ее основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая реклама размещается в передачах, кино, мультиках, газетах, журналах и т.д., либо, как часть сюжета, либо как видеовставка. Увлекаясь сюжетом кино, например, зритель на подсознательном уровне воспримет рекламу в контексте фильма, как более ценную, чем ту, которая идет вне сюжета фильма. Ведь тем товаром, которые пользуются любимые герои фильма, непременно захотят пользоваться.

3.2 МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе регулируется ст. 38 Закона «О рекламе». В соответствии с данной статьей, меры ответственности определяются гражданским и административным законодательством Российской Федерации (ГК РФ и КоАП РФ). Споры о нарушении законодательства о рекламе решает Арбитражный суд, а также суд общей юрисдикции.

Ст. 14.3 КоАП РФ содержит информацию о мерах ответственности за нарушение российского законодательства о рекламе в области административного права. Административное законодательство регулирует соблюдение требований в сфере распространения рекламы: место, объем, время и т.д.; в области распространения рекламы лекарственных средств, медицинских препаратов, изделий, услуг, методов лечения, БАДов и т.д. Основной вид наказания за данные правонарушения – это штрафы, которые находятся в диапазоне от двух тысяч рублей до восьмисот тысяч рублей. При этом, субъекты административных правонарушений делятся на граждан, должностных лиц и юридических лиц. Граждане, в соответствии с вышеуказанной статьей, могут получить штраф в размере от двух тысяч рублей до двух тысяч пятисот рублей; должностные лица – от четырех тысяч до пятидесяти тысяч рублей; юридические лица – от сорока тысяч рублей до восьмисот тысяч рублей.

Стоит остановить внимание на процедуре назначения наказания за нарушение рекламного законодательства, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях. Надо отметить, что ничем особенным от процедуры назначения наказания за иные виды правонарушения она не отличается. Для начала возбуждается уголовное дело, согласно ст. 28.1 КоАП РФ. Поводом к возбуждению уголовного дела может послужить любое обнаружение признаков события административного правонарушения: непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения уполномоченным должностным лицом; поступившая информация из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений; сообщения и заявления от физических и юридических лиц; сообщения из средств массой информации.


После подтверждения факта о наличии административного правонарушения, составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, копия протокола вручается им под расписку.

Далее, согласно п.1 ст. 28.7. «В случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе <…> проводится административное расследование»[8]. В ст. 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: наличие события правонарушения; установление лица, его совершившего; определение его вины; выявление смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу; характер и размер ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и т.д. Перечень является открытым. Согласно п.5 указанной статьи, срок расследования определен в один месяц. Максимальное продление срока – 6 месяцев, по основаниям, указанным законом. Согласно п. 6 той же статьи, «По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении»[9]. Если составлен протокол об административном правонарушении, дело передается в суд, для рассмотрения и назначения административного наказания.

Постановление по делу о нарушении законодательства о рекламе должно быть вынесено в течение года с момента совершения административного правонарушения (статья 4.5. КоАП РФ).


Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде, арбитражном суде.

Как уже было сказано чуть выше, основным видом наказания за нарушение рекламного законодательства в области административного права является штраф.

Согласно статье 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление.

Статья 38 закона «О рекламе» устанавливает, что суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны в следующем порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

Основным видом наказания в гражданско-правовой ответственности является не штраф, как в административном производстве, а возмещение убытков. Данная форма ответственности применяется во всех случаях нарушения гражданских прав, в том числе в случае нарушения договоров, заключенных между рекламодателями, реклам производителями, реклам распространителями.

Специальными мерами гражданско-правовой ответственности, характерными для сферы рекламы, являются возмещение вреда, компенсация морального вреда, публичное опровержение недостоверной рекламы.

Кроме общей и специальной гражданско-правовой ответственности различают также договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность наступает за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность наступает тогда, когда правонарушитель не состоит в договорных отношениях с потерпевшим.

Если рекламируемый товар принес вред здоровью покупателя, то потерпевший имеет право не только на возмещение ущерба и морального вреда, но и на возмещение дополнительно понесенных расходов, вызванных повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, санаторно-курортное лечение, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (статья 1085 ГК РФ).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекламное законодательство в России находится в стадии формирования. Именно с этим связаны несовершенства законодательного регулирования, правовые ошибки, пробелы, разночтение и разнотолкования правовых норм, что дает рекламодателям возможность «обходить» законы ради своей выгода. Часто у рекламодателей возникает соблазн как можно лучше приукрасить информацию о своем товаре, придать в глазах покупателей его значимость. Что уже сеет зерно преувеличения и, как следствие, недостоверности, введения в заблуждение потребителей. Недостоверность рекламы – это, на мой взгляд, основной порок рекламодателей в современной рыночной экономике.

Для того, чтобы недостоверной и в целом ненадлежащей рекламы стало меньше, необходимо ужесточить меры ответственности за нарушение рекламного законодательства, а также улучшить саму законодательную базу в сфере рекламы.

В настоящее время, рекламное дело в России больше удовлетворяет желания рекламодателей, нежели потребителей, что нарушает отчасти права человека. Реклама проникла почти во все сферы человеческой жизни: ее часто транслируют по телевидению, вещают по радио, она есть на страницах журналов и газет, на улицах городов, реклама изобилует в интернете, атакует мобильные телефоны и т.д. Даже в почтовых ящиках современный человек то и дело находит рекламные листовки. В итоге, такое излишнее распространение рекламы действует на потребителя как раздражающий фактор, что вредит здоровью человека, тем самым, нарушая его права. Законодателям надо пересмотреть объемы распространения рекламы и уменьшит их до такой процентной ставки, чтобы потребитель начал воспринимать рекламу именно как информацию о товарах и услугах, а ни как надоевшую информацию, что может в дальнейшем негативно сказаться на потребительском рынке в целом. Во всем должна быть мера, которую рекламодатели, в надежде за прибылью, нарушают, а законодатели им в этом способствуют.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».


3. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Электронный ресурс]: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.02.1992 № 2300-1. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О рекламе [Электронный ресурс]: федер. закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О рекламе [Электронный ресурс]: федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»

9. О защите потребителей от недобросовестной рекламы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1183. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление Пр-ва РФ от 30.06.2004 № 331. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе [Электронный ресурс]: Постановление Пр-ва РФ от 17.08.2006 № 508. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии [Электронный ресурс]: Постановление Пр-ва РФ от 01.12.2009 № 982. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (последняя редакция).

14. Некоторые проблемы правового регулирования отношений в сфере наружной рекламы: Сборник научных статей / Отв. ред. Г.А. Свердлык. М., 2012

15. Павловец Е.В. Проблемы правового регулирования отношений в сфере коммерческой рекламы в России и США: Сравнительный анализ: Дис. на соискание уч. степени к.ю.н. М., 2011;

16. Правовая поддержка рекламы и защита интеллектуальной собственности: Сборник / Сост. И.Г. Шаблинский; Под общ. ред. А.А. Гольцблата. М., 2011.

17. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили и др. М., 2009.