Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование

1.2. Общие требования к рекламе

1.3. История развития рекламы за рубежом

1.4 История развития рекламы в России

ГЛАВА 2. ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ДЕЛ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

2.1 Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе

2.2. Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

3.1 Ответственность в соответствии с ФЗ «О рекламе»

3.2 Административная ответственность

3.3. Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Элементарные формы проявления рекламы существовали еще до нашей. Примером этого служит дошедший до нашего времени египетский папирус, в котором сообщается о продаже раба. В наши дни реклама служит неотъемлемым атрибутом современного человека, она встречается везде, куда бы ни отправился человек: прежде всего, реклама по телевизору, радио, в глобальной сети Интернет, в метро, на проезжей части тоже размещают рекламу о строительстве и продаже новых квартир. И это не удивительно, так как из рекламы мы узнаем о новой продукции, возможностях и услугах. Таким образом, реклама – это окружение современного человека, но не всегда это явление остается в рамках закона, чем и обусловлена актуальность выбранной темы. Следить за явлением рекламы увлекательно, а участвовать в процессе познания ее происхождения и требованиям законодательства – неповторимо.

Цель моей курсовой работы – определить, какая ответственность предусмотрена за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, соответственно для этого необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть историю развития рекламы;
  • дать общую характеристику рекламы;
  • обозначить общие требования, предъявляемые к рекламе;
  • охарактеризовать исторические аспекты развития рекламы в России;
  • раскрыть правила рассмотрения антимонопольным органом дел возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • узнать о подведомственности дел возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе;
  • раскрыть процедуру рассмотрения заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе;
  • установить ответственность, предусмотренную за нарушение законодательства о рекламе.

Объект исследования - Законодательство о рекламе во всех его проявлениях, а предмет - ответственность за его нарушение.

Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.

Теоретическую основу работы составили исследования в области анализа рекламной деятельности и конкурентного права таких ученых, как В.И. Еременко и Э. Маркварт. Кроме этого, в работе имеются материалы судебной практики, связанные с нарушением законодательства о рекламе.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1.1. Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование

Общепринято выделять две стратегии при создании нормативной базы для регулирования сфер общественной жизни, в данном случае рекламы и рекламной деятельности: кодификация правовых норм то есть объединение норм, регулирующих рекламу в одном законодательном акте, и путь поэтапного возникновения и принятия отдельных законодательных актов, регулирующих конкретные стороны рекламной деятельности. В России же сложился смешанный путь, в результате чего российское законодательство имеет Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) и ряд нормативно – правовых документов, таких как Федеральный закон от 05.04.2016 N 88-ФЗ «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Но тем не менее реклама должна соответствовать основному закону ФЗ «О рекламе», иначе это может повлечь неблагоприятные последствия. Например, Комиссия Кабардино–Балкарского УФАС России, рассмотрев дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, приняла решение о признании ООО «Табукан» - газета бесплатных объявлений «Из рук в руки», нарушившим ч.7 ст. 24 ФЗ «О рекламе».

ФЗ «О рекламе», подписанный Президентом РФ 18 июля 1995 г., посвящен коммерческой и социальной рекламам, и не имеет никакого отношения к политической рекламе. Цели данного закона следующие: во-первых, соблюдение принципов добросовестной конкуренции и получения достоверной рекламы, и, во-вторых, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы.

В соответствии с ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.


Существенными новеллами ФЗ «О рекламе» являются такие понятие, как «объект рекламирования» и «товар». Где объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлены реклама. Товар же – это продукт деятельности, в том числе работа или услуга, предназначенный для продажи, обмена иди иного введения в оборот. Отсюда следует, что объектом рекламирования может являться все, что вызывает интерес, формирует и поддерживает этот интерес на рынке.

С точки зрения налогообложения, российское законодательство имеет иное определение рекламы, которой являются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающих информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации: эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания, прейскурантов, каталогов, справочников, плакатов, афиш, листовок, календарей, рекламных щитов, световых газет в виде бегущей строки, световых фиксированных строк и т.д.

Общее требование, предъявляемое к рекламе, заключается в том, что непосвященный потребитель не перепутал ее со статьей независимого репортажа, так как реклама должна быть узнаваема, иначе это является скрытой рекламой, что запрещено в соответствии с российским законодательством.

К рекламе не следует относить:

1) информацию, раскрытие которой либо доведение до потребителя является обязательным в соответствии с Федеральным законом;

2) справочно-информационные и аналитические материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

3) сообщения органов государственной власти и иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой.

4) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

5) не рассматриваются в качестве рекламы и указания на вывеске в месте нахождения организации профиля (вида) её деятельности – «Магазин», «Парикмахерская», так как это относится к обычаям делового оборота;

6) объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;


7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке, а также любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

8) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

1.2. Общие требования к рекламе

В ст.5 ФЗ «О рекламе» изложены общие требования, предъявляемые к рекламе. В соответствии с этим, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама – это реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, или порочат честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе и конкурента, либо товар является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Недостоверная реклама – это реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о рекламируемом товаре. Соответственно, не допускается распространение недобросовестной и недостоверной рекламы.

В соответствии с ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов: флагов, гербов, гимнов; религиозных символов, объектов культурного наследия: памятников истории и культуры; народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Например, в городе Самара, в отношении ООО «Диск-59» было вынесено решение о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Помимо этого реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.


В рекламе не должно быть допущено использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе также не допустимо. Использование образов медицинских и фармацевтических работников возможно только рекламе медицинских услуг, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Стоимостные показатели в рекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте. Также не допускаются скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Помимо всего этого запрещено размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

1.3. История развития рекламы за рубежом

Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Одним из первых, дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Наиболее распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции и Риме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.

Развитие рекламы в Западной Европе и США:

Изобретение Гуттенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием, которого явился качественно новый этап развития рекламы.