Файл: Анализ влияния цвета и формы на восприятие рекламы в разных сферах деятельности.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 595
Скачиваний: 10
Не случайно сложилась традиция рисования портретов в овале: углы не должны отвлекать внимание от главного - изображения лица.
Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях. Например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят. Эти особенности проявляются, если зритель находится в стрессовом состоянии.
Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощрённые формы, лишённые иных ассоциаций. Они привлекают внимание, но вызвать способны отношение непредсказуемое.
Вообще говоря, символика отражения формы, как правило, соответствует реальным ощущениям. Например, зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергий. Недаром так все народы графически изображают молнию. «?» - образная кривая символизирует изящество, плавность, мягкость.
Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта, незавершённые формы человек как бы стремиться мысленно дорисовать, достроить. Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.
Сильное эмоциональное воздействие определённых форм и цветовых сочетаний было замечено и осознано ещё в глубокой древности, что нашло своё практическое применение.
Оперирование формой и цветом лежит в основе психологического воздействия в практике лайя-йоги. Это достигается при помощи концентрации внимания, сосредоточения на определённых цветных графических изображениях, называемых янтрами. Они очень красивы, необычны, композиция их геометрически сбалансирована и имеет некий центр симметрии. Считается, что янтры совершенны в эстетическом отношении. И вправду, янтры обладают феноменальным свойством буквально приковывать к себе внимание, что вызывает определённые вполне устойчивые эмоциональные состояния. Таким образом, цвет и форма целенаправленно использовались нашими далёкими предками в психотерапевтических целях .
Человек способен воспринимать как отдельные части, так и всё изображение одновременно. Информация о форме, цвете, яркости, и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определённый образ.
Несколько произвольных кривых линий могут неожиданно породнить новое изображение, причём человек подсознательно пытается наделить такое изображение смыслом.
Константность (предметность) или постоянство восприятия величины и формы - это механизм коррекции, обеспечивающий адекватность зрительного образа объекта самому объекту. Велосипед, рассматриваемый с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно узнаёт именно велосипед.
Некоторые типы константности - врождённые, например, инвариативность к размеру: большой и маленький чайник однозначно воспринимается как чайник. Приобретённая константность формируется на основе жизненного опыта. В сознании человека накапливается множество обобщённых образов, необходимых для опознания предмета. Наблюдается предмет по ряду признаков сопоставляется с имеющимися в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу: раскрытая ладонь и кулак объединяются понятием «рука», все мысленные изображения легковых и грузовых машин - понятием «автомобиль». Константность восприятия позволяет человеку правильно оценивать размер и реальную форму объекта, различать его на фоне других.
Обыкновенные геометрические формы, как овал и квадрат, намного быстрее воспринимаются и лучше запоминаются, чем сложные, неправильные. Формы линий влияют на скорость и качество восприятия информации. Горизонтальные и вертикальные линии чаще всего вызывают ассоциации со спокойствием и ясностью, а изогнутые - изяществом и непринуждённостью. Нужно отметить, что часто в рекламе известных фирмы при разработке логотипа или знака используются несколько геометрических форм. Рассмотрим значения некоторых из них.
Круг - одна из самых распространённых геометрических форм. У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и в тоже время с завершённостью. В традиционной астрономии круг с обозначенным центром символизирует солнечную систему, где центр - солнце, а в магии он помогает оградиться от злых духов.
Круг, наиболее распространённый геометрический символ. Обозначает космическое пространство, его границы отделяют космос от хаоса; одновременно круг воплощает бесконечность. Функции логотипа круглой формы - показать всеобъемлеость.
Квадрат - символ упорядочивания и комбинации четырёх различных элементов, например - времён года. Кроме того, квадрат символизирует простоту, но в тоже время прочность и стабильность. Данная форма довольно часто используется в логотипах больших и серьёзных организаций.
Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства в аспекте постоянства. Функция логотипа квадратной формы - подчеркнуть стабильность.
И круг, и квадрат являются символами дхармы, порядка вещей в космосе и в мире людей. У пифагорейцев квадрат символизирует душу. Психологически форма квадрата вызывает ощущение прочности, стабильности и некоторой консервативности. Квадратный логотип свидетельствует о простоте и справедливости поведения компании на рынке. Квадратный логотип подходит для больших и солидных организаций.
Треугольник - одна из наиболее универсальных и распространённых форм. Треугольник, обращенный вершиной вверх, называется солнечным и символизирует жизнь, огонь, пламя и жару. Равносторонний треугольник - мужской знак, солнечный символ, выражающий стремление, гармонию и власть. Перевернутый треугольник - женский и лунный символы, выражает воду, плодовитость и божественную милость. Кроме того, пересекающиеся треугольники образуют так называемую гексаграмму и ассоциируются с синтезом противоположностей.
Треугольник в разных традициях означал плодородие, брак. Треугольник вершиной вниз - это женское начало. Треугольник вершиной вверх - мужское начало. Два пересекающихся треугольника - космическое единство, соединение мужского и женского начал, огня и воды, победы духа над материей. Значение логотипа треугольной формы говорит об энергии, жизненной силе и агрессивном настрое. Компания склонна к быстрому развитию и успеху на рынке в сочетании с высокой степенью риска. Зачастую треугольник выступает символом быстрого развития, недолгого лидирующего положения на рынке и такого же быстрого разрушения компании.
Эллипс. Своими сторонами эллипс символизирует инволюцию и эволюцию. Немного наклонённый эллипс ассоциируется с динамикой, напором, стремлением вперёд и инновационностью. Данная геометрическая форма довольно часто используется дизайнерами.
Эллипсический логотип символизирует космическое яйцо. Две стороны эллипса олицетворяют снижение и восхождение. Компания, которая за основу своего логотипа берёт эллипс, склонна к волнообразному развитию: периоды лидирующего положения на рынке сменяются непродолжительным застоем с целью аккумуляции энергии для новых побед. Эллипс в основе логотипа имеет Borjomi.
Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека. Это форма символизирует надёжность и рациональность. Прямоугольник часто встречается в качестве составной части многих логотипов, что лишний раз подчёркивает его универсальность.
Из всех геометрических форм это наиболее рациональная, надежная и правильная фигура; это объясняется тем фактом, что всегда и везде прямоугольник был излюбленной формой, с помощью которой человек приспосабливал пространство или какой-либо предмет для использования в быту, например: дом, комната, стол, кровать. Такие торговые марки, как Brocard, Martini, и др. заключили свои логотипы в прямоугольник. Функция логотипа олицетворять классику, надежность и признание.
Гексагон - это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма - символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.
Большую роль в психологии восприятия играет распознавание формы объектов. На определенных этапах исследования психологи в основном занимались изучением распознавания так называемых «паттернов», то есть сложных сочетаний сенсорных стимулов, опознаваемых человеком в качестве представителей некоторого класса объектов. Например подсчитано, что человек использует в процессе восприятия формы некоего объекта мириады признаков, чтобы получить всего одно целостное впечатление. Ученые полагают, что это свойственно лишь разумным существам .
«Благодаря этому свойству, - пишет Р.Л. Солсо, - мы можем узнать старого знакомого среди моря лиц, по нескольким нотам определить всю музыкальную пьесу, можем прочитать слова, узнать вкус квашеной капусты или восхищаться запахом розы.
В теории восприятия сложилось несколько подходов к проблеме распознавания зрительных образов. Так, гештальт-психология полагает, что распознавание паттернов происходит в том случае, если отдельные элементы объекта восприятия приобретают некое смысловое значение для человека, лишь находясь в составе целого.
Другие психологи считают, что распознавание осуществляется по принципу «от частного к общему» или «от общего к частному»; третьи считают, что в восприятии происходит сопоставление воспринимаемого объекта с неким внутренним эталоном; четвертые полагают, что распознавание паттерна происходит при наличии совпадения воспринимаемого паттерна с абстрактным или идеальным умственным образом и пр.
Некоторые исследователи связывают эффективность образов с опытом человека, хотя и не отрицают возможность распознавания каких-то врожденных способностей. Так, Р.Л. Солсо пишет: «По всей видимости, фундаментальной когнитивной способностью, отличающей опытного человека от неопытного, является умение посмотреть на набор элементов - будь то шахматные или геометрические фигуры, лица или компьютерные программы - как на фрагменты, образующие при их объединении более крупную структуру» .
Из выше сказанного о психологии формы в рекламе можно сделать вывод, что форма также как и цвет имеет важное значение в рекламе. Воздействие геометрической формы объекта на психическое восприятие этого объекта человеком довольно существенно. В отдельных случаях именно форма объекта, а не его цвет играют первостепенную роль в восприятии той или иной рекламной продукции.
3. АНАЛИЗ ФОРМЫ И ЦВЕТА НА ПРИМЕРЕ ПОПУЛЯРНЫХ БРЕНДОВ
Каждый год крупнейшие компании и самые мелкие производители тратят миллионы долларов и тысячи часов работы на то, чтобы понять, какой именно цвет заставит покупателя обратить внимание на их продукт. Именно те компании, которым удается воздействовать на покупателя с помощью цвета, и добиваются успеха на рынке.
Производители используют цветовые сигналы, чтобы помочь покупателям сориентироваться в мире товаров, обладающих различными свойствами и имеющих разные цены. Такой подход цветового подчеркивания определенных свойств заметно облегчает процесс покупки. Определенные цвета привлекают определенных покупателей.
Три цвета из представленной палитры ― красный, синий и желтый — первичные цвета. То есть, другими словами, путем смешения именно этих трех цветов получаются все остальные. Так, например, оставшийся зеленый — вторичный цвет, который можно получить, смешав между собой желтый и синий.
Однако такое представление о создании цветов путем смешения работает лишь в рамках цветовой модели CMYK, главенствующей в мире живописи и печати. Каждая буква акронима CMYK указывает на один из ключевых цветов модели: Cyan (синеватый), Magenta (красноватый), Yellow (желтый), и Key («ключевой» — черный). То есть эта модель состоит из трех основных цветов и черного, который позволяет создавать более темные оттенки.