Файл: Налог на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов банками.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Взаимодействие субъектов налоговых отношений
1.3. Формирование налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость
1.4. Документирование и сопровождение налогового производства
Глава 2. Порядок применения налоговых вычетов банками
2.1. Основные условия для применения вычета по НДС
Порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
Журнал учета полученных счетов-фактур ведется покупателем, а журнал учета выставленных счетов-фактур ведется продавцом. Формы данных журналов на законодательном уровне не установлены, поэтому покупатели или продавцы вполне могут сшивать счета-фактуры за определенный период. Полученные и выставленные счета-фактуры и соответствующие им журналы учета хранятся не менее четырех лет.
Помимо ведения журналов учета полученных и выставленных счетов- фактур, налогоплательщики обязаны вести книгу продаж и книгу покупок. В книге продаж ведется учет выставленных продавцом счетов-фактур. Также там регистрируются документы, которые приравниваются к счетам-фактурам и которые выдаются вместо них. К таким документам относят ленту контрольнокассовых машин, бланки строгой отчетности.
В книге продаж счета-фактуры регистрируются в хронологическом порядке в течение одного налогового периода. По данным книгу продаж налогоплательщик определяет размер налогового обязательства по НДС.
В настоящее время книгу продаж организации вправе вести в электронном виде. В конце каждого налогового периода, книгу продаж необходимо распечатать, страницы пронумеровать и скрепить печатью.
Основные реквизиты книги продаж:
- Полное или сокращенное (указанное в учредительных документах) наименование продавца.
- ИНН и КПП продавца.
- Налоговый период, в течение которого производились продажи.
- Дата и номер счета-фактуры продавца.
- Полное или сокращенное (указанное в учредительных документах) наименование покупателя.
- ИНН и КПП покупателя.
- Дата оплаты счета-фактуры.
- Итоговая сумма продаж по счету-фактуре, включая НДС.
- Суммы НДС и налоговые ставки.
Когда возникает необходимость внести изменения в книгу продаж, регистрацию счета-фактуры производят в дополнительном листе книге продаж в том налоговом периоде, в котором была зарегистрирована счет- фактура. Наличие дополнительных листов в книге продаж является неотъемлемой частью книги продаж. На основании данных, которые содержатся в книге продаж, заполняют налоговую декларацию по НДС.
Книга покупок необходима для регистрации выставленных продавцами счетов-фактур. На основании данных книги покупок определяется сумма НДС, которую предъявляют к вычету или возмещению. В ней также ведется регистрация счетов-фактур в хронологическом порядке в рамках одного налогового периода. Нужно отметить, что в книге покупок проводится регистрация счетов-фактур только российских контрагентов. Книгу покупок также необходимо хранить не менее четырех лет. Ведение книги покупок разрешается в электронном виде. В конце каждого налогового периода, книгу покупок необходимо распечатать, страницы пронумеровать и скрепить печатью. Основные реквизиты книги покупок соответствуют реквизитам книги продаж.
Когда возникает необходимость внести изменения в книгу покупок при аннулировании счета-фактуры, запись проводят в дополнительном листе книге продаж в том налоговом периоде, в котором была зарегистрирована счет-фактура. Наличие дополнительных листов в книге продаж является неотъемлемой частью книги продаж.
Руководитель организации или уполномоченное на то лицо ведет контроль за правильным ведением книги продаж и книги покупок. [29]
Налоговой декларации отводится важное место в налоговой документации. Под налоговой декларацией подразумевается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной суммы налога.
Налоговую декларацию по НДС предоставляют в налоговые органы организации, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики НДС, налоговые агенты. Ее необходимо предоставить не позднее 25 числа месяца, который следует за истекшим налоговым периодом. Если налоговая декларация была заполнена налогоплательщиком с ошибками, ему необходимо предоставить уточненную декларацию с внесенными изменениями. Ее также необходимо предоставить в установленные сроки иначе ее предоставление не засчитается.
Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки. В ситуациях, когда налоговые органы произвели доначисление налога к уплате в бюджет или уменьшили сумму налога к возмещению из бюджета, уточненную налоговую декларацию предоставлять не нужно.
В содержание декларации входит:
- титульный лист;
- раздел, в котором указывается сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет согласно данным налогоплательщика;
- раздел отражающий сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет согласно данным налогового агента;
- раздел, содержащий расчет суммы налога, которая подлежит уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам;
- раздел, содержащий расчет суммы налога по операциям, связанных с реализацией товаров, работ или услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена;
- раздел, содержащий расчет суммы налога по операциям, связанных с реализацией товаров, работ или услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым ранее документально подтверждена или не подтверждена;
- раздел, содержащий расчет суммы налога по операциям, связанных с реализацией товаров, работ или услуг, обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена;
- раздел, содержащий операции, не подлежащие налогообложению, операции по реализации товаров, работ или услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет будущих поставок товаров, выполнения работ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев;
- данные из книги покупок (из дополнительных листов) об операциях за истекший период;
- данные из книги продаж (из дополнительных листов) об операциях за истекший период;
- данные из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период;
- данные из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении операций, осуществляемых в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции, отражаемых за истекший налоговый период;
- данные из счетов-фактур, выставленные налоговыми агентами.
Выводы:
Российскому законодательству по налогу на добавленную стоимость свойственно подвижность и изменчивость. Большой перечень нормативных документов, которые регламентируют порядок исчисления налога, приводит к ряду нарушений, связанных с порядком исчисления и уплаты налога. Как показывает мировая практика, налог на добавленную стоимость широко применяется в более чем в пятидесяти государствах.
Управление налогом на добавленную стоимость является острой проблемой, которая стоит перед налоговыми органами. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в бюджет ежегодно растет. Это связано со сложным механизмом исчисления налога и наличием большого перечня нормативных документов. Базовыми работами на эту тему можно назвать нормативные акты такие как: Налоговый кодекс часть I, часть II, Постановление РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», приказ Минфина России от 29.10.2014 № MMB-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме», «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» от 13.06.1995 №4,
Налогоплательщики налога на добавленную стоимость изыскивают способы уклонения от уплаты налога, что приводит к большому количеству судебных разбирательств.
Глава 2. Порядок применения налоговых вычетов банками
2.1. Основные условия для применения вычета по НДС
Анализ норм исчисления налога на добавленную стоимость, установленных гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), позволяет отметить, что налоговые вычеты по НДС представляют собой особую процедуру уменьшения суммы налога, исчисленной налогоплательщиком со всех объектов налогообложения за истекший налоговый период, на прямо установленные налоговым законодательством суммы. Право на применение налогоплательщиком налоговых вычетов закреплено п. 1 ст. 171 НК РФ, однако, чтобы его реализовать, налогоплательщик НДС должен соблюсти ряд условий, предусмотренных законодателем. [3]
Пунктом 1 ст. 171 НК РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную им в соответствии с нормами ст. 166 НК РФ за истекший налоговый период, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Иначе говоря, налоговые вычеты по НДС представляют собой сумму "входного" налога, на которую фирма или коммерсант вправе уменьшить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Состав налоговых вычетов закреплен ст. 171 НК РФ, причем их перечень является закрытым и не подлежит расширению. Анализируя состав налоговых вычетов по НДС, предусмотренных ст. 171 НК РФ, можно отметить, что условно их можно разделить на общие и специальные. Так как основным объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг), причем как на возмездной, так и на безвозмездной основе, то понятно, что к общим вычетам относятся суммы "входного" налога, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ. То есть суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров. Причем это касается товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых налогоплательщиком для использования в налогооблагаемых операциях или для перепродажи.
Все остальные вычеты, установленные п. п. 3 - 12 ст. 171 НК РФ, рассматриваются в качестве специальных налоговых вычетов.
С 1 января 2009 г. состав специальных налоговых вычетов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик НДС, несколько расширен. С указанной даты налогоплательщик НДС - покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав вправе принять к вычету не только сумму "входного" налога, уплаченную поставщику при их приобретении, но и сумму налога, перечисленную поставщику в составе аванса. Такие изменения в ст. 171 НК РФ внес Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ).
Порядку применения налоговых вычетов по НДС посвящена ст. 172 НК РФ. Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на таможне или удержанных налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, прямо предусмотренных ст. 171 НК РФ. Причем по общему правилу, закрепленному в абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, вычет применяется после принятия товаров (работ, услуг) к учету и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, взаимоувязка ст. ст. 171 и 172 НК РФ позволяет сделать вывод, что условия, которые должны выполняться у налогоплательщика НДС при применении вычетов, также подразделяются НК РФ на основные и специальные.
В качестве основных выступают следующие условия:
- приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для использования в налогооблагаемых операциях;
- товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету;
- у налогоплательщика НДС имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом, и соответствующие первичные документы.
Причем по общему правилу вычет применяется по отгрузке, то есть факт оплаты налога поставщику роли не играет. Тем не менее в некоторых случаях законодатель в качестве специального условия выдвигает требование об оплате, например, в отношении вычетов по суммам налога, уплаченным при ввозе, при получении и перечислении авансов, при возврате товаров, при командировках и так далее. [33]
2.2. Порядок применения налогового вычета по НДС
Рассмотрим основные условия применения вычетов более подробно.
1. Товары (работы, услуги), имущественные права должны использоваться в налогооблагаемых операциях.
Иначе говоря, принять к вычету НДС налогоплательщик может только по тем товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые предназначены для операций, признаваемых объектами обложения НДС. Напомним, что состав объектов налогообложения по НДС определен п. 1 ст. 146 НК РФ.
В противном случае это приведет к двойному обложению сумм "входного" налога; чтобы этого избежать, и используется механизм применения вычетов. Кстати, это согласуется и с общим правилом отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), установленным п. 1 ст. 170 НК РФ.
Причем для выполнения этого условия неважно, где используются приобретенные ресурсы: непосредственно в производственном процессе или они связаны с налогооблагаемой деятельностью налогоплательщика как-то иначе. Согласитесь, что, например, мебель, приобретаемая для кабинета директора фирмы, сложно признать ресурсами, участвующими в производстве какого-то вида продукции. Но тем не менее она связана с налогооблагаемой деятельностью организации - изготовителя продукции, поэтому при выполнении остальных условий налогоплательщик вправе применить вычет по сумме "входного" налога, предъявленной ему при ее приобретении. Главное, что должен сделать налогоплательщик при выполнении данного условия, — это установить наличие связи между приобретенными ресурсами и производственной деятельностью.