Файл: Налог на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов банками.pdf
Добавлен: 02.07.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость
1.2. Взаимодействие субъектов налоговых отношений
1.3. Формирование налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость
1.4. Документирование и сопровождение налогового производства
Глава 2. Порядок применения налоговых вычетов банками
2.1. Основные условия для применения вычета по НДС
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что налог на добавленную стоимость признан основным федеральным налогом.
Налогу на добавленную стоимость отводят важную роль в косвенном налогообложении. Доходная часть бюджета нашего государства формируется из значительных поступлений налога на добавленную стоимость. Его относят к важному регулятору перераспределения общественных благ.
Благодаря его применению осуществляется перераспределение налогового бремени, что позволяет соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков в современных кризисных условиях.
Целью работы является изучение порядка ведения налогового учета, порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость, формирование налоговой отчетности.
Задачами работы являются:
- изучение нормативного регулирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
- рассмотрение теоретических основ налога на добавленную стоимость;
- разработка мероприятий налогового планирования;
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе начисления и уплаты НДС.
Предметом исследования является экономические отношения, которые возникают между государством и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения их добавленной стоимости.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость относят к одному из важных налогов. Его механизм исчисления довольно сложный. При исчислении НДС применяется понятие «добавленная стоимость». Налог на добавленную стоимость является формой изъятия в бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая перечисляется в бюджет по мере продажи этих самых товаров, работ или услуг. Это часть стоимости образуется на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Надо отметить, что на каждом этапе производства товаров, работ и услуг налог начисляется с той суммы, которую добавили («добавленная стоимость») в процессе доработки продукта или продвижения продукта к покупателю. Двойственность природы НДС выражается в том, что он взимается при заключении каждой сделки и не накапливается в цене товара.
Сутью налога на добавленную стоимость является уплата суммы налога производителем или продавцом продукции (товаров, работ или услуг) с той части добавленной стоимости, которую он сам добавляет. Как я отмечала ранее, добавленная стоимость образуется на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Производитель или продавец продукции уплачивает НДС на каждом этапе производства продукции или реализации. Как мы видим из таблицы 1, налог, который выплачивается на каждом этапе движения товара, входит в состав конечной цены товара на продажу и в конечном итоге полностью оплачивается потребителем. Также из таблицы видно, что продавец сам платит НДС за приобретенные им товары. [10.C.3]
В таблице 1 показана схема начисления НДС. Условно возьмем ставку НДС равную 18%.
Как мы видим из таблицы 1, налог, который выплачивается на каждом этапе движения товара, входит в состав конечной цены товара на продажу и в конечном итоге полностью оплачивается потребителем. Также из таблицы видно, что продавец сам платит НДС за приобретенные им товары.[11.C.3]
Таблица 1-Процесс начисления налога на добавленную стоимость (в рублях)
Производитель сырья |
Производитель готовой продукции |
Продавец оптовый |
Продавец розницы |
Покупатель |
|
Сумма продаж без НДС |
20000 |
100 000 |
140 000 |
175 000. |
|
Начисленный налог по ставке 18% |
3600 |
18000 |
25 200 |
31 500 |
|
Итого с НДС |
23 600 |
118 000 |
165 200 |
206 500 |
206 500 |
Налог, ранее начисленный на стоимость купленного сырья |
0 |
3600 |
18 000 |
25 200 |
31 500 |
Реально выплачиваемый налог |
3600 |
14400 |
7200 |
6300 |
31 500 |
При упрощенном порядке расчета НДС, разница между суммой налога, которая получена от покупателя за товары, и суммой налога, уплаченной поставщикам, и есть та часть стоимости товара, работы или услуги, которая перечисляется в бюджет. Сумму налога, которую прибавляют к стоимости продукции, определяют на основе рыночной цены продукции и установленной ставки налога. [12.C.5]
Продавец продукции может получить компенсацию от государства на сумму налога, которую он выплачивает своим поставщикам. Таким образом, сумма налога перекладывается на конечного потребителя. Получается, что налог на добавленную стоимость платит население, в меньшей степени предприятия и продавцы продукции. Хотя предприятия в ряде случаев и есть конечные потребители продукции, что не позволяет считать НДС нейтральным к предприятиям. НДС увеличивает стоимость продукции, чем затрудняется ее реализация, тем самым сужается рынок сбыта продукции.
Отмечу, что у плательщиков НДС есть определенная выгода, которая заключается в увеличении поступающей денежной суммы от покупателей. И зависит она от периода между поступлениями денежных сумм от покупателей и сроком их перечисления в бюджет. То есть, за тот промежуток времени плательщик НДС использует перечисленные суммы в своей финансовой деятельности предприятия.
То, что выделяется сумма добавленной стоимости на каждом этапе движения продукции, определяет важные моменты:
- составляющие элементы цены товара разграничиваются, производитель старается снизить издержки производства;
- государство получает информацию о том, с какой скоростью оборачиваются промышленный и торговые капиталы;
- государство получает доходы на каждом этапе движения продукции.
Благодаря взиманию НДС, государство решает фискальные задачи.[15.C.29]
Поступления платежей НДС используются для покрытия дефицита бюджета. При увеличении налоговых ставок по прямым налогам, происходит замедление процесса накопления капитала, снижается деловая активность. У НДС отмечают фискальную продуктивность. Её связывают с ростом потребления и инфляцией. [14.C.2]
Доходы бюджета за счет НДС могут быть увеличены при условии увеличения численности населения и росте его жизненного уровня, чем обеспечивается рост потребления продукции и рост расходов на данное потребление. И обратная ситуация возникает при снижении численности населения и его уровня жизни, что приводит в свою очередь к снижению роста потребления продукции и к снижению роста расходов. В условиях экономического подъема, повышаются цены, следовательно, увеличиваются суммы налога, которые поступают в бюджет.
Таким образом, государство посредством НДС регулирует потребление продукции. При изменении ставки налога увеличивается или уменьшается цена продукции. Соответственно изменяется структура потребления.
1.2. Взаимодействие субъектов налоговых отношений
Налог на добавленную стоимость относят к основному косвенному налогу и главному налогу, который формирует доходную часть бюджета. Сумма платежей по налогу на добавленную стоимость в бюджет превышает поступления по другим налогам, даже по налогу на прибыль. [13.C.5]
При осуществлении производственной или торговой деятельности, между предприятием или организацией и государством возникают гражданско- правовые отношения. Эти отношения регулируются законодательством РФ. Законодательство о налогах и сборах контролирует отношения, связанные с установлением, ведением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, согласно ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации [2]. С помощью взимания налогов, обеспечивается формирование доходов государства. Одновременно осуществляется регулирование экономики страны.
Налоговая система — это инструмент государственного управления обществом.
Законодательство по налогам и сборам определяет участников налоговых отношений, согласно ст.9 НК РФ:
- субъекты налога;
- налоговые агенты;
- государственные органы [2].
К субъектам налоговых отношений относят:
- Федеральную налоговую службу Российской Федерации, ее территориальные подразделения.
- Государственный таможенный комитет Российской Федерации, его территориальные подразделения.
- Государственные внебюджетные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).
- Органы внутренних дел.
- Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.
- Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;
- Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов); [17]
- Налогоплательщики: организации, физические лица-граждане, физические лица и индивидуальные предприниматели, налоговые агенты.
Государственные налоговые органы являются единой системой. Они осуществляют контроль по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства, за правильным исчислением налогов и сборов, за порядком их перечисления в бюджет, за соблюдением валютного законодательства. Налоговые органы взаимодействуют с органами правоохранительной и исполнительной власти, с государственным таможенным комитетом РФ.
В компетенцию таможенных органов входит контроль за исполнением налогового и таможенного законодательства в ситуациях, связанных с
перемещением продукции через таможенную границу РФ.
Органы исполнительной и правоохранительной власти предупреждают, выявляют и пресекают налоговые правонарушения, преступления. Так обеспечивается экономическая безопасность страны. [15.C.28]
Согласно Налоговому кодексу РФ, к налоговым органам в РФ относят только Федеральную налоговую службу Российской Федерации и её территориальные подразделения. Федеральная налоговая служба РФ находится в подчинении у Президента и Правительства РФ. Она занимается общим руководством, проводит контроль и координацию деятельности подчиненных ей территориальных налоговых органов. Федеральная налоговая служба наделена правом заниматься разработкой форм расчетов по налогам, форм налоговых деклараций, заявлений на постановку на учет в налоговые органы. Аналогичными функциями наделены территориальные подразделения Федеральной налоговой службы. [17.C.5]
Первичным звеном налоговых органов являются государственные налоговые инспекции, создаваемые в районах. Налоговые инспекции на местах ведут реестры налогоплательщиков, контролируют сроки предоставления документов по исчислению налоговых платежей, формируют налоговую отчетность. Данную отчетность предоставляют вышестоящим налоговым органам. Дополнительно налоговые инспекции ежемесячно предоставляют в финансовые органы информацию о суммах налогов и сборов, которые поступили в бюджет. Налоговый кодекс РФ содержит перечень прав и обязанностей, которыми наделены налоговые и таможенные органы, а также органы внутренних дел. [3]
Согласно Налоговому кодексу РФ, физические лица, организации, предприятия могут выступать как в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и в качестве налоговых агентов. [3]
В налоговой практике российского законодательства в основе лежит понятие «резидент». В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ, резидентами РФ считаются физические лица, их еще называют налоговыми резидентами РФ, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году [3]. Налоговый кодекс РФ в части первой (глава 3) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов.
Организации и физические лица, которые согласно налоговому законодательству наделены обязательством уплаты налогов и сборов, определяются как налогоплательщики и плательщики сборов. Исполнение полномочий налогоплательщиков возложено на филиалы и территориальные подразделения налоговых инспекций.
Лица, наделенные обязанностью исчислить сумму налога за налогоплательщика, удержать эту сумму у налогоплательщика и перечислить её в государственный бюджет, признаются налоговыми агентами.
Налоговое законодательство, ст. 24 части первой НК РФ, устанавливает круг налоговых агентов [3]. Ими являются физические лица - предприниматели, организации, обязанность которых возникает по исчислению:
- налога на доходы физических лиц;
- налога на дивиденды и доходы от долевого участия;
- НДС с объема проданной продукции, реализация которой происходит на территории РФ иностранными юридическими лицами, которые не состоят на налоговом учете, и с услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества. [19]
Ситуации, при которых лица определяются налоговыми агентами по НДС:
- Приобретение товаров на территории РФ у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ.
- Аренда или покупка федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества.
- Продажа конфискованного имущества или имущества, реализация которого осуществляется на основании решения суда. А также продажа бесхозных ценностей, кладов, скупленных ценностей или ценностей, перешедших по праву наследования государству. Исключением является продажа имущества должников, которые признаны банкротами.
- Взятие на себя роли посредника при продаже товаров, работ, услуг на территории РФ у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ. [17.C.4]
- Применение организациями и индивидуальными предпринимателями спецрежимов, а именно, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, патентную систему налогообложения или использование освобождения от уплаты НДС.