Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Понятие, виды и функции прибыли).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОПТИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
1.1 Понятие, виды и функции прибыли
1.2 Методы прогнозирования и оптимизации прибыли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ФАРМСТАНДАРТ»
2.1 Характеристика ПАО «Фармстандарт»
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ПАО «Фармстандарт»
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ПАО «ФАРМСТАНДАРТ»
(П2) 2014 г = 4 000 000 тыс. руб.
(П2) 2013 г = 5021 700 тыс. руб.
(П2) 2012 г =0 тыс. руб.
Долгосрочные обязательства (П3) = Долгосрочные обязательства = Стр. 1400 Форма 1.
(П3) 2014 г = 29027 тыс. руб.
(П3) 2013 г = 2041222 тыс. руб.
(П3) 2012 г = 27970 тыс. руб.
Постоянные пассивы (П4) = Капитал и резервы + Доходы будущих периодов + Оценочные обязательства = Стр. 1300 Форма 1 + Стр. 1530 Форма 1 + Стр. 1540 Форма 1.
(П4) 2014 г = 10610 +341 +172426 = 183377 тыс. руб.
(П4) 2013 г = 5507989 + 1739 + 357 798 = 5867526 тыс. руб.
(П4) 2012 г = 27403 + 2110 + 152495 = 182008 тыс. руб.
(А1) 2014 г < (П1) 2014 г
11 027 288 < 35 414 638
(А2) 2014 г > (П2) 2014 г
25 301 025 > 4 000 000
(А3) 2014 г > (П3) 2014 г
12 548 705 >29027
(А4) 2014 г > (П4) 2014 г
10 699 504 > 183 377
Таким образом, данный баланс в 2014 году не является ликвидным, так как А1 < П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4 . Ликвидный баланс - А1 > П1, А2 >П2, А3 >П3, А4 < П4.
(А1) 2013 г < (П1) 2013 г
16 485 523 < 41 132 202
(А2) 2013 г > (П2) 2013 г
26 603 372 > 5 021 700
(А3) 2013 г > (П3) 2012 г
10 460 362 > 27970
(А4) 2013 г < (П4) 2013 г
513 393 < 5 867 526
Таким образом, данный баланс в 2013 году не является ликвидным, так как А1 < П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4.
(А1) 2013 г < (П1) 2012 г
6 268 673 < 21 204 880
(А2) 2013 г > (П2) 2012 г
27538511 > 0
(А3) 2012 г > (П3) 2012 г
12548705 > 27970
(А4) 2012 г > (П4) 2012 г
434 924 > 182 008
Таким образом, данный баланс в 2012 году не является ликвидным, так как А1 < П1, А2 > П2, А3 > П3, А4 > П4.
Для определения платежеспособно предприятие или нет определяем коэффициенты ликвидности.
- Коэффициент абсолютной ликвидности:
Кабс= (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства (5)
К аб 2014 г = (3688431 +7338857) / 39587495 = 0,19
К аб 2013 г = (1567667 +14917856) / 46513439 = 0,35
К аб 2012 г = (857757 +5410916 ) / 21359485 = 0,29
Данный коэффициент показывает часть краткосрочной задолженности, которую предприятие может погасить в ближайшее время, не ожидая оплаты от дебиторов и реализации других активов. Теоретически значение коэффициента считается достаточным, ели оно превышает 0,2.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2014г. предприятие может погасить 19% своей краткосрочной задолженности (значение показателя не превышает теоретическое значение), в 2013 году – 35% , а в 2012 году – 29%.
- Коэффициент срочной (промежуточной) ликвидности:
Кпром=(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства (6)
К пром. 2014 г = (3688431 +7338857 + 25301025) / 39587495 =0,92
К пром. 2013 г = (1567667 +14917856 +26603124) / 46513439 =0,93
К пром. 2012 г = (857757 +5410916 +27538263) / 21359485 = 1,58
Теоретическое значение коэффициента оценивается на уровне от 0,5 до 0,8. Можно сделать вывод, что в 2012 – 2014г. значение коэффициента соответвуют рекомендуемым.
- Коэффициент текущей ликвидности (общего покрытия):
Кпокр= Текущие активы / Краткосрочные обязательства (7)
К пок. 2014 г = 38415485 / 39587495 = 0,97
К пок. 2013 г = 46035498 /46513439 = 0,99
К пок 2012 г = 386189533 / 21359485 =1,81
Рекомендуемое значение коэффициента – в пределах от 1,5 до 2, но не меньше 1. Можно сделать вывод, что в 2014 – 2013г. значение коэффициента не соответвуют рекомендуемым, т.е. текущие обязательства предприятия больше его текущих активов, а 2012 г. ситуация противоположная - текущие активы предприятия в 1,8 раза превышают текущие обязательства
Для оценки финансовой устойчивости предприятия используется система абсолютных и относительных показателей. Среди основных относительных показателей финансовой устойчивости можно выделить следующие.
4. Коэффициент автономности или независимости предприятия:
К н = Источники собственных средств / валюта баланса (8)
К н. 2014 г = 10610444 / 50226876 = 0,21
К н. 2013 г = 5507989 / 54062650 = 0,10
К н. 2012 г = 27403359 / 48790813 = 0,56
Минимальное критическое значение данного коэффициента 0,5.
Таким образом, можно сделать вывод, что в 2014г. 21 % собственного капитала в структуре баланса . В 2013 г. 10% собственного капитала в структуре баланса , а в 2012 г. – 56%.
5. Коэффициент финансирования:
К ф = Собственные источники средств/Заемные источники средств (9)
К ф. 2014 г = 10610444 / 4 000 000 = 2,65
К ф. 2013 г = 5507989 / 2 000 000 + 5 021 700 = 0,78
Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия сформирована за счет собственных источников, а какая - за счет заемных. Ситуация, при которой величина коэффициента меньше 1 (большая часть имущества сформирована за счет заемных средств) свидетельствует об опасности неплатежеспособности, что нередко снижает возможности предприятия в получении банковского кредита.
В 2014 году собственные источники финансирования в 2,65 раза больше заемных, в 2013 году – заемные источники больше собственных, а в 2012 г – предприятие функционирует на собственных источниках финансирования.
Главной целью деятельности любого предприятия является получение прибыли, поэтому оценивать эффективность работы предприятия мы будем с анализа прибыли и показателей рентабельности.
Проанализируем прибыль от продаж. Для этого с начала рассчитываем валовую прибыль как разницу между выручкой от продаж и себестоимостью продаж.
ВП 2014 г = 15216586 – 6264967 = 8951619 тыс. руб.
ВП 2013 г = 22557604 – 10144160 = 12413444 тыс. руб.
ВП 2012 г = 20109093 – 8566544 = 11542549 тыс. руб.
Δ ВП 2014 г = 8951619 – 12413444 = - 3461825 тыс. руб.
Δ ВП 2013 г = 12413444 – 11542549 = 870 895 тыс. руб.
Таким образом, в 2014г. валовая прибыль уменьшилась на - 3461825 тыс. руб., а в 2013 году увеличилась на 870 895 тыс. руб.
Определяем прибыль от продаж как разницу между валовой прибыль и коммерческими и управленческими расходами:
ПР = ВП – КР – УР, (10)
где КР – коммерческие расходы,
УР – управленческие расходы
ПР 2014 г = 4 972 092 тыс. руб.
ПР 2013 г = 8 714162 тыс. руб.
ПР 2012 г = 8572026 тыс. руб.
Δ ПР 2014 г = - 3742 070 тыс. руб.
Δ ПР 2013 г = 142136 тыс. руб.
Таким образом, в 2014г. прибыль от продаж уменьшилась на - 3742 070 тыс. руб., в 2013 г. данный показатель увеличился на 142136 тыс. руб.
Определяем прибыль до налогообложения:
ПР до нал. = ПР + Д от участия + % пол - %уп. +ПД – ПРасх, (11)
где Д от участия – доход от участия в других организациях,
% пол. – полученные проценты,
%уп. – уплаченные проценты,
ПД – прочие доходы,
ПРасх – прочие расходы.
ПР до нал. 2014 г = 4 395 016 тыс. руб.
ПР до нал. 2013 г = 9 297 804 тыс. руб.
ПР до нал. 2012 г = 8 536 848 тыс. руб.
Δ ПР до нал. 2014 г = - 4902788 тыс. руб.
Δ ПР до нал. 2013 г = 760 956 тыс. руб.
Таким образом, в 2014г. прибыль до налогообложения уменьшилась на - 4902788 тыс. руб., в 2013 г. данный показатель увеличился на 760 956 тыс. руб.
Определяем чистую прибыль.
ЧП = ПР до нал. – налог на прибыль (12)
ЧП 2014 г = 3 307 143 тыс. руб.
ЧП 2013 г = 7 301 605 тыс. руб.
ЧП 2012 г = 6 788 736 тыс. руб.
Δ ЧП 2014 г = - 3 994 462 тыс. руб.
Δ ЧП 2013 г = 512 869 тыс. руб.
Таким образом, в 2014г. чистая прибыль уменьшилась на 3 994 462 тыс. руб., в 2013 г. данный показатель увеличился на 512 869 тыс. руб. На чистую прибыль влияет только ставка налогообложения.
Определяем эффективность деятельности с точки зрения рентабельности. Рентабельность – относительный показатель прибыльности предприятия. Рентабельность в общем виде можно определить как соотношение прибыли ( результата производственно - хозяйственной деятельности) к затратам на производство, реализацию продукции. Если данное соотношение меньше 1%, то предприятие больше тратит финансовых средств, чем получает прибыль.
Рассчитаем показателей рентабельности, чаще всего используемые в финансовом анализе деятельности предприятия.
Рентабельность продаж (реализованной продукции)
R продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации товаров, услуг к выручке от реализации товаров или услуг.
R продаж 2014г = 4 972 092 / 15216586 *100 = 32,7%
R продаж 2013г = 8 714162 / 22557604 *100 = 38,6%
R продаж 2012г = 8572026 / 20109093 *100 = 42,6 %
Δ R продаж 2014г = 32,7 – 38,6 = - 5,9%
Δ R продаж 2013г = 38,6 – 42,6 = - 4%
Таким образом, в 2014г. рентабельность продаж снизилась на - 5,9%, в 2013 г. наблюдалось тоже уменьшение данного показателя на - 4%. На протяжении 2012 – 2014гг. рентабельность продаж является высокой.
Рентабельность продукции отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции.
R продук. 2014г = 4 972 092 / 6264967 *100 = 79,4%
R продук. 2013г = 8 714162 / 10144160 *100 = 85,9%
R продук. 2012г = 8572026 / 8566544 *100 = 100,1%
Δ R продук. 2014г = 79,4 – 85,9 = - 6,5%
Δ R продук. 2013г = 85,9 – 100,1 = - 14,2 %
Таким образом, в 2014г. рентабельность продукции снизилась на – 6,5 %, в 2013 г. наблюдалось тоже уменьшение данного показателя на – 14,2%. На протяжении 2012 – 2014гг. рентабельность продаж является очень высокой.
Показатели рентабельности продаж и рентабельности продукции являются высокими, это означает, что предприятие работает эффективно и получает прибыль в результате своей деятельности.
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ПАО «ФАРМСТАНДАРТ»
На основании данных рассчитанных в главе 2 спрогнозируем значение валовой прибыли предприятия на 2016 – 2017г. Использовать метод маржинального анализа не представляется возможным, поэтому расчет прогнозного значения уровня прибыли мы будем проводить с помощью статистического метода.
Проанализируем динамику валовой прибыли за 2012 – 2014гг. Для анализа во времени применяются следующие показатели: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, которые определяют базисным, цепным способами.
В таблице 1 представлены формулы для расчета.
Таблица 1
Формулы показателей анализа ряда динамики [2, c.210]
Показатели |
Способ расчета |
|
базисный |
цепной |
|
Абсолютный прирост |
||
Темп роста |
||
Темп прироста |
или |
или |
Абсолютное содержание 1% прироста |
|
|
Все расчеты сведем и оформим в таблицу 2.
Определим средний размер валовой прибыли за 3 года:
= (11 542 549 + 12 413 444 + 8 951 619) / 3 = 32 907 612 / 3 = 10 969 204 тыс. руб.
Таблица 2
Анализ динамики валовой прибыли за 2012 - 2014 гг.
Год |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, % |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
|||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
||
2012 |
11 542 549 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2013 |
12 413 444 |
870 895 |
870 895 |
107,5 |
107,5 |
7,5 |
-7,5 |
2014 |
8 951 619 |
-3 461 825 |
-2 590 930 |
72,1 |
77,6 |
-27,9 |
22,4 |
Средний абсолютный прирост определяется по формуле:
= (8 951 619 - 11 542 549) / 3 – 1 = - 2 590 930 / 2 = - 1 295 465 тыс. руб.
Средний темп роста рассчитывается по средней геометрической:
= 0,881 или 88,1%
Таким образом, в 2014г. по сравнению с 2013г. наблюдается снижение прибыли предприятия на -2 590 930 тыс. руб. или на 11,9%.
Изобразим на графике данные таблицы 2.
Определим прогнозное значение валовой прибыли на 2016г
ВП 2016г. = ВП 2014г. + 2* = 8 951 619 + 2* (-1 295 465) = 8 951 619 - 2 590 930 = 6 360 689 тыс. руб.
ВП 2017г. = ВП 2014г. + 3* = 8 951 619 + 3* (-1 295 465) = 8 951 619 - 3 886 395 = 5 065 224 тыс. руб.
Таким образом, прогнозное значение валовой прибыли на 2016 – 2017гг. показывает, что наблюдается тенденция к снижению валовой прибыли предприятия.
Рис. 1 Динамика валовой прибыли ПАО «Фармстандарт» на протяжении 2012 – 2014гг.
В 2014г. на предприятии в динамике наблюдается ухудшение всех показателей, а также значительное снижение прибыли от продаж. Это характеризуется тем, что компания утратила часть рынка на территории Украины на более 21%. Компания работает на рынках 14 стран. [13]. Утрата части рынка на территории Украины обусловлена объективными причинами.
Во – первых ведение военных действий на востоке Украины нарушила каналы доставки товара и также резко снизилась покупательная способность населения.