Файл: Методы прогнозирования и оптимизации прибыли (Понятие, виды и функции прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На  практике  используются  различные  методы  планирования  (прогнозирования)  прибыли.

Основными методами прогнозирования прибыли на предприятии является:

  • маржинальный  анализ, 
  • традиционные  методы,
  • экономико-математические  методы.

К  методам  маржинального  анализа  относится  расчет  точки  безубыточности,  планирование  на  основе  дополнительных  издержек,  предельного  дохода,  эффекта  операционного  рычага.

Расчет точки безубыточности показывает, каким должен быть объем продаж продукции предприятия для того, чтобы оно могло безубыточно осуществлять свою производственно – хозяйственную деятельность и покрывать свои расходы, не получая прибыль.

Для того, чтобы провести расчеты точки безубыточности необходимо разделить все затраты предприятия на две составляющие: переменные и постоянные. Переменные издержки предприятия непосредственно связаны с количеством производимой продукции и возрастают прямо пропорционально увеличению объема производства. Постоянные издержки не связаны с количество выпускаемой продукции и не изменяются при падении или росте объема производства.

Расчетным способом точка безубыточности определяется по формуле:

Т бд = В*З пост /(В – З пер), (1)

где В – выручка от реализации продукции,

З пост - постоянные затраты,

З пер – переменные затраты

По формуле 1 можно рассчитать точку безубыточности, выраженную в стоимостном выражении. Для определения критического объема в натуральном выражении применяют формулу 2.

Т бн = З пост / (Ц - З пер), (2)

где Ц – цена единицы продукции.

Также точку безубыточности можно рассчитать графически. Для необходимо построить график общих затрат и дохода. Точка пересечения этих двух прямых и будет являться точкой безубыточности.

Так как на предприятии все производственные расходы делятся на переменные и условные, что позволяет использовать инструмент управления операционной прибылью как «операционный леверидж». Соотношение постоянных и переменных затрат на производство продукции позволяет активировать механизм операционного рычага с разной интенсивностью влияния на операционную прибыль характеризуется таким показателем, как коэффициент операционного рычага. Данный показатель определяется по формуле:

К о.л = З пост / З, (3)

где К о.л – коэффициент операционного рычага (левериджа);

З пост - сумма постоянных затрат на производство продукции; [16]


Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, которое достигается при определенном коэффициенте производственного рычага, характеризуется таким показателем, как «эффект операционного левериджа».

Эффект операционного левериджа определяется по формуле:

ЭОЛ = Δ ВОП / Δ ОР, (4)

где ЭОЛ — эффект операционного левериджа, достигаемый при конкретном значении его коэффициента на предприятии;

Δ ВОП - темп прироста валовой операционной прибыли, в %;

Δ ОР - темп прироста объема реализации продукции, в %. [20]

К традиционным методам относят метод прямого  ассортиментного  счета,  совмещенного  и  укрупненного  расчета.

Метод прямого счета является наиболее распространенным и применяемым при небольшом ассортименте, выпускаемой продукции. Разновидностью метода прямого счета является метод по ассортиментного прогнозирования прибыли. При использовании данного метода прибыль определяется по каждой единицы ассортимента товара. После этого все прибыль суммируется и прибавляется прибыль, полученная от другой реализации или внереализационные доходы. Главным достоинством метода прямого счета является его точность, но при этом необходимым условием для его применения выступает стабильность цен и затрат. Недостаток данного метода состоит в том, что он применим только для прогнозирования прибыли на короткий временной промежуток.

Укрупненный метод прямого счета используется на предприятиях с небольшой номенклатурой производимой продукции.

Также в прогнозировании прибыли применяется расчетно - аналитический метод, который используется там, где отсутствуют технико - экономические нормативы. Сущность данного метода состоит в анализе достигнутых показателей, который принимается за базу и индексов его изменения в плановом периоде определяется плановое значение финансового показателя.

Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставление показателей за два смежных отрезка времени.

Также к традиционным методам прогнозирования прибыли можно отнести статистические методы (использование среднего абсолютного прироста, среднегодового темпа роста и др.). Использование данных методов подразумевает сохранения закономерности развития, которая была выявлена в прошлом и в прогнозируемом будущем:, то есть прогноз основан на экстраполяции. Использования экстраполяции при прогнозировании прибыли основано на двух предпосылках. Первой предпосылкой является использования плавной кривой для описания развития исследуемого явления. Вторая предпосылка – общая тенденция развития явления, как в прошлом, так и в настоящем остается неизменной, т. е. не должна претерпевать серьезных изменений в будущем.


Экономико-математические  методы  предполагают построение   экономических  моделей,  включающих  различные  группы  факторов,  влияющих  на  размер  прибыли.

Оптимизация прибыли представляет собой деятельность руководства предприятия по управлению прибылью с целью увеличения ее значения.

На предприятии оптимизация прибыли может проводиться в двух направлениях: оптимизация налогов и оптимизация расходов.

Оптимизация налогов предполагает не использование незаконных методов укрытия налогов, умышленного занижения размера налогооблагаемой прибыли и т.д. На законных основаниях, на предприятии можно сократить налоговую нагрузку. Это достигается при использовании таких методов:

  • использование бренда, который предполагает покупку предприятием у организации, котрая работает по упрощенной системе налогообложения, Компания, которая покупает бренд учитывает затраты на бренд в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией товаров или услуг. Если стоимость бренда является высокой, то компания ее обладатель оплатить только 5% налога с его продажи, а остальные денежные средства будут являться чистой прибылью данного предприятия;
  • присоединение убыточной фирмы, данный метод предполагает к нормально функционирующей организации присоединить организацию, которая конечным результатом своей производственно – хозяйственной деятельности получала убытки. Они переходят на нормально функционирующую компанию, тем самым уменьшая размер налогооблагаемой прибыли. Присоединение убыточных фирм чаще всего производят с целью получения новых рынков сбыта или сырьевых ресурсов, создание нового направления деятельности организации и т.д.
  • выделение и вывод автотранспорта в самостоятельную структурную единицу, которая будет осуществлять свою деятельность на упрощенной системе налогообложения.
  • посредничество с предприятиями, которые работают по упрощенной системе налогообложения. Компания заключает с фирмой, находящейся на упрощенной системе, договор комиссии, по которому обязуется продавать товар комитента - «упрощенца» от своего имени, но за его счет.

На самом деле это далеко не все методы, направленные на снижение налоговой нагрузки на предприятии.

Также оптимизировать размер прибыли можно с помощью сокращения расходов предприятия. При этом необходимо учесть, что под сокращение расходов подразумевается не тотальная экономия и использование дешевого некачественного сырья, материалов и т.д. или экономия на премиях и фонде оплаты труда, а экономия за счет снижение расходов на переделку неисправимого брака, снижение управленческих расходов и т.д.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАО «ФАРМСТАНДАРТ»

2.1 Характеристика ПАО «Фармстандарт»

Фармацевтическая компания ПАО « Фармстандарт» основана в 2003г. На момент основания компании в ее структуре было два фармацевтических завода, а по состоянию на начало 2013г. в структуре компании было 7 фармацевтических заводов и один завод по производству медицинского оборудования и инструментария. [15]

На сегодняшний момент компания занимает лидирующие положение на фармацевтическом рынке России (доля компании на рынке лекарственных средств РФ составляет 12,1%). На производственных площадках компании производят более 250 наименований лекарственных средств, из которых более 120 наименований являются жизненно важными лекарственными средствами. Производственная мощность компании составляет более 1,7 млрд. упаковок в год.

Вся производимая продукция имеет всю необходимую сертификацию, которая соответствует требованиям российских стандартов. В феврале 2014г. компания совместно с немецкими партнерами запустила крупный проект по внедрению АСУ производством.

Продукция компании экспортируется в 14 стан мир. Основной объем экспорта в 2014 г приходится на Казахстан – 36,6%, Узбекистан – 28,6%, Беларусь – 12,4%, Украина – 8%.[13]

Общее руководство деятельностью компании осуществляется Советов директоров в составе 11 членов, из которых 2 члена являются независимыми. Совет директоров определяет приоритетные направления развития деятельности компании, определяет и утверждает инновационную политику, документы стратегического управления (бизнес – планы, изменения в Устав компании и т.д.)

Исполнительным органом компании является Правление, деятельность которого руководствуется общим собранием акционеров и Совета директоров.

Для оценки результатов деятельности компании создан Комитет по аудиту.

Руководство компании самым ценным активом считает человеческий капитал. По состоянию на 31 декабря 2014 года общая численность персонала предприятий группы компаний составила 6 655 человек. Из них 36,7% состоят в профсоюзных организациях.[14]


2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ПАО «Фармстандарт»

Основными критериями оценки финансового состояния предприятия выступают платежеспособность предприятия и его ликвидность.

Под платежеспособностью предприятия понимается наличие и достаточность денежных средств и их эквивалентов для своевременного погашения обязательств по мере наступления срока их оплаты, при бесперебойном осуществлении своей деятельности.

Понятие «ликвидный» предусматривает беспрепятственное превращение имущества предприятия в средство платежа. Чем меньше времени необходимо для этого превращения отдельного актива, тем выше его ликвидность. Под ликвидностью предприятия понимается его способность превратить свои активы в средства платежа для погашения краткосрочных обязательств.

Определим является ли баланс предприятия ликвидным.

Наиболее ликвидные активы (А1) = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения = Стр. 1250 Форма 1 + Стр. 1240 Форма 1.

(А1) 2014 г = 3688431 +7338857 = 11027288 тыс. руб.

(А1) 2013 г = 1567667 +14917856 = 16485523 тыс. руб.

(А1) 2013 г = 857757 +5410916 = 6268673 тыс. руб.

Быстрореализуемые активы (А2) = Дебиторская задолженность + Прочие активы = Стр. 1230 Форма 1 + Стр. 1260 Форма 1.

(А2) 2014 г = 25301025

(А2) 2013 г = 26603124 + 248 = 26603372 тыс. руб.

(А2) 2013 г = 27538263 + 248 = 27538511 тыс. руб.

Медленнореализуемые активы (А3) = Запасы + НДС по приобретенным ценностям + Долгосрочные финансовые вложения = Стр. 1210 Форма 1 + Стр. 1220 Форма 1 + Стр. 1170 Форма 1.

(А3) 2014 г = 2086918 +254 +1111887 = 3199059 тыс. руб.

(А3) 2013 г = 2946479 + 124 +7513759 = 10460362 тыс. руб.

(А3) 2012 г = 2811475 +294 +9736936 = 12548705 тыс. руб.

Труднореализуемые активы (А4) = Внеоборотные активы - Долгосрочные финансовые вложения = Стр. 1100 Форма 1 - Стр. 1170 Форма 1.

(А4) 2014 г = 11811391 – 1111887 = 10699504 тыс. руб.

(А4) 2013 г = 8027152 – 7513759 = 513393 тыс. руб.

(А4) 2012 г = 10171860 – 9736936 = 434924 тыс. руб.

Наиболее срочные пассивы (П1) = Кредиторская задолженность = Стр. 1520 Форма 1.

(П1) 2014 г = 35414638 тыс. руб.

(П1) 2013 г = 41132202 тыс. руб.

(П1) 2012 г = 21204880 тыс. руб.

Краткосрочные обязательства (П2) = Краткосрочные заемные средства + Прочие краткосрочные обязательства = Стр. 1510 Форма 1 + Стр. 1550 Форма 1.