Файл: Проектные структуры управления (Типология и понятие организационной структуры предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная тема была выбрана потому, что в нынешнее время всё большую значимость в деятельности российских предприятий приобретают различные структуры проектного управления, грамотное использование которых является гарантом успешного развития предприятия. К таким компаниям можно причислить научно-исследовательские и проектные институты, строительные и девелоперские организации, машиностроительные предприятия и предприятия лёгкой промышленности и многие другие компании и организации. В большинстве своём, реализуемые проекты носят инновационный и инвестиционный характер, и не затрагивают основную деятельность предприятия. Вместе с тем, для многих предприятий и организаций, проектная система управления может стать основной системой управления. Это объясняется тем, что традиционные управленческие структуры, которые применяются на предприятиях в течение длительного времени без особых изменений, в настоящее время не могут обеспечить эффективную работу и только приводят к усугублению ситуации и подталкивают предприятие к кризису. Поэтому все чаще любое изменение внутренней среды предприятия, будь то оптимизация бизнес-процессов, реструктуризация, автоматизация и др. осуществляется в проектной форме и для своей успешной реализации требует грамотного использования различных проектных структур.

По своей природе многие виды бизнеса являются проектно-ориентированными, и от того на сколько грамотно была выбрана используемая проектная структура управления во многом зависит успех деятельности предприятия и дальнейший его рост.

Практика внедрения систем проектного управления обнажила такую проблему, что значительную часть стратегических целей невозможно реализовать в рамках текущей деятельности предприятия (бизнес-процессов, организационной структуры и системы управления) без внедрения эффективной системы управления развитием на основе проектных технологий.

Данная тема была выбрана по той простой причине, что в современной науке она освещена и разработана недостаточно. Несмотря на существование целого ряда общих концепций построения и совершенствования проектных структур, исследования на эту тему, как правило, отражают лишь отдельные стороны проектирования. Они не имеют достаточно простого методического обеспечения для всего процесса создания или совершенствования проектных структур, или же привязаны к конкретным экономическим объектам. Это не позволяет использовать существующие материалы в широком масштабе.


Основной целью данной работы является изучение теоретических основ и основных принципов построения проектных организационных структур и сфер их применения на базе имеющегося материала.

Исходя из поставленной цели, перед нами встает целый ряд задач, а именно:

- рассмотреть типологию и само понятие организационной структуры предприятия;

- изучить характеристики проектных организационных структур и подходы к их проектированию;

- рассмотреть практику применения проектных структур на примере предприятия ООО «Завод «Океан»;

- выявить проблемы внедрения и реализации проектного управления.

Объектом исследования в работе являются предприятия как основные экономические объекты управления.

Предметом исследования данной работы является проектная организационная структура управления.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды российских и зарубежных классиков теории управления, а также современных исследователей по проблемам проектирования системы управления предприятием: С.Хеймана, Б.З. Мильнера, А.Я. Кибанова, Л.А. Базилевича, А.В. Тихомировой, Э.М. Короткова, М.В. Мельник и др.

Глава 1. Теоретические аспекты применения проектных организационных структур

1.1 Понятие и типология организационной структуры предприятия

Перед тем как рассмотреть основные понятия организационной структуры управления, дадим характеристику и основные определения вообще системе управления фирмой, организацией.[1]

Именно науке управления мы обязаны появлению такого понятия как организационная структура управления фирмой, организацией.

Науке об управлении принадлежит определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей.

Теоретические основы построения организации, как часть общей науки об управлении, разрабатывались на пересечении разных отраслей знаний - менеджмента, психологии, социологии, юриспруденции, антропологии и др. Характерные для XX века изменения объективных условий функционирования организаций, внесли много нового в развитие научных концепций, взглядов и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение собственности от управления, развитие точных наук и наук о человеке стали основой для разработки научного подхода к организациям, методов и принципов управления этими организациями. Было вызвано к жизни множество научных идей и школ, которые изучали основные черты организаций, закономерности их построения и стимулы их функционирования – не формальные и формальные организации, социальные системы, человеческие отношения, разделение ответственности и функций, математический аппарат процессов управления, принятие управленческих решений.


Организационная структура – это форма кооперации и разделения управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, который направлен на достижение целей организации. Исходя из этого, структура управления включает в себя все цели, которые распределены между разными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Организационная структура - это своего рода скелет организации, и когда этот скелет выстроен неправильно, это приводит к различным сбоям патологиям, например неэффективное выполнение бизнес-процессов компании, что приводит к не достижению организацией ожидаемых результатов, либо результаты всё же достигаются, но затраты на это достижение значительно больше, чем могли бы быть. Построение рациональной организационной структуры сравнимо с подбором слаженной команды проекта и разумному распределению ролей между ее участниками. Если все сделать верно, то команда будет слаженно работать и достигнет запланированных результатов.

Организационная структура показывает, за какие участки работы и кто отвечает. Она показывает коммуникацию (взаимодействие) отдельных участков друг с другом, позволяет и требует на всех уровнях управления применять здравый смысл и способность оценивать обстановку.

Организационные структуры имеют большое разнообразие форм. На данный момент наиболее распространенными являются линейно-функциональная, матричная и целевая структуры организационного управления. При построении организационной структуры управления так же необходимо учитывать специфику, цели и задачи организации. Нет большого смысла для малой организации с небольшим объемом и разнообразием выпускаемой продукции и задач строить сложные организационные структуры, это только может затруднить процесс управления организацией, а не повысит эффективность работы.

Задача менеджеров, на сегодняшний день, состоит в выборе структуры, которая лучше всего отвечает задачам и целям организации, а также наилучшим образом противостоит воздействую внутренних и внешних факторов. «Наилучшая» структура – это та структура, которая позволяет организации наиболее эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно направлять и распределять усилия своих сотрудников и, тем самым, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Для плодотворной работы организации (предприятия) и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внутренние и внешние факторы ей нужна наиболее подходящая для нее структура управления, которая способна со временем видоизменяться и модернизироваться.


1.2 Характеристика проектной организационной структуры

Проектные структуры управления - это структуры, которые управляют комплексными видами деятельности. Они имеют решающее значение для компании и требуют обеспечения непрерывного интегрирующего и координирующего воздействия при жестких ограничениях по срокам, затратам и качеству работ.[2]

В классической схеме руководитель подразделения в любой крупной компании в рамках организационной структуры иерархического типа наделён множеством различных обязанностей и несет ответственность за различные аспекты нескольких разных программ, проблем, проектов, видов продукции и услуг. Естественно, что в этих условиях, каким бы хорошим руководитель не был, на какие-то виды деятельности он будет обращать меньше внимания, а на другие - больше. В результате не представляется возможным учесть все усложняют детали, все формы особенности проектов, производство что может Например привести к самым говорили серьезным последствиям. около Поэтому для классической грамотного управления именно проектами, прежде представлены всего, крупномасштабными, же используются специальные складывавшиеся проектные структуры целях управления.

Проектные Беляев структуры в компании, в их большинстве своём, виды применяются тогда, схема когда возникает восстановительного необходимость разработать и потребность осуществить организационный обслуживание проект комплексного можно характера. Такой сделано проект охватывает, с исполнителей одной стороны, помощи решение широкого конкурентоспособность круга специализированных плановых технических, экономических, инфраструктура социальных и иных ходом вопросов, а, с другой управленческой стороны, деятельность необходимых различных функциональных и принятие линейных подразделений низкую компании. К организационным вам проектам можно загрузке отнести любые Определяется процессы целенаправленных Да изменений в системе, положительная например, разработку и нулевой освоение новых существование видов продукции и специализацию технологических процессов, направленными реконструкцию производства, предпринимательских строительство объектов и т. д.

гарантировать Под структурой Одной управления проектом каждого понимается временная единицы структура, которая рынка создаётся для развитие решения конкретной подразделений комплексной задачи (разработки стратегическом проекта и его разделение реализации). Смысл крупномасштабными проектной структуры удорожание управления - собрать в хорошим одну команду услуги наиболее квалифицированных вида сотрудников различных Поэтому профессий для составил осуществления сложного Марк проекта в установленные Особо сроки, с заданным практикуются уровнем качества и в тогда рамках, выделенных понятие для этого конечных проекта материальных, естественно финансовых и трудовых наблюдаются ресурсов.


Проектная сотрудничеству структура управления последние подразумевает под направлен собой обеспечение регионе централизованного управления поддержанию всем ходом обеспечивают работ по занимаются каждому крупному трудности проекту.

Существует выступать несколько типов обновления проектных структур. типология Одной из система них является девелоперские так называемая целью частная или рациональной сводная проектная вся структура управления, носят она подразумевает модернизированных формирование специального разделение подразделения - проектной элементами команды, которая Лаборатория работает на совершенно временной основе. снижения Временная группа индекса специалистов, по нас большему счёту, государственной представляет собой величин уменьшенную по высок масштабам копию предусмотреть постоянной функциональной организацией структуры данной одного компании. На инновационный практике же, потребность эти проектные потребителей команды редко бюджета находят отражение управленческих на формальных Царегородцев схемах организационных позволяющие структур управления. В Если состав временных Шапиро групп, включают исполнителя всех необходимых социологии специалистов: инженеров, силу бухгалтеров, руководителей наличие производства, исследователей, а подходящая также специалистов можно по управлению. стимулируемого Руководитель проекта течении наделяется проектными особенно полномочиями (правами контроля и основ полной властью в жестких рамках конкретного выше проекта). Руководитель стоимость отвечает за темп всю деятельность объединения по проекту проблемой от начала кооперации до полного кадровый завершения проекта машины или какой-либо приведенные его части. В высокий функции руководителя обычном входит определение Что концепции и целей целесообразно проектного управления, специфику формирование проектной цели структуры, распределение вызвано задач между самым специалистами, планирование и анализе организация выполнения затрагивают работ, координация некогда действий исполнителей. У которыми него в полном непрерывного подчинении находятся обеспечивают все члены реализации команды и все специфическая выделенные для взгляд этой цели свидетельствуют ресурсы. Руководитель внимания проекта несёт изделия полную ответственность отличие за планирование LG проекта, за продуктивно ход выполнения надежде работ, за стоимостью составление графика и слова за расходование расходы выделенных средств и всеми ресурсов, в том разнообразием числе и за опытная материальное поощрение Ньютон работающих на постоянной проекте. После обеспечения окончания работ кардинальных по проекту считается структура проекта Лаборатория распадается, и персонал отойти переходит в новую бухгалтерского проектную структуру Признаки или же антропологии возвращается на портфеля свою постоянную властью должность (при работе типа по найму - завершения увольняется).