Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС ФАКТОРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним ключевым понятием, связанных с профессиональным стрессом, является понятие стрессоустойчивости. [19]

Существует множество определений этого термина, раскрывающих данное понятие с разных точек зрения, однако, на наш взгляд, наиболее развернутое и точное определение дает М. Тышкова по трем важным аспектам, а именно:

а) «способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении»;

б) «способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров»; и

в) «способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации». [20]

Профессиональный стресс как явление в настоящее время характерен не только для тех людей, чья работа связана с непосредственным общением (врачи, консультанты, продавцы, работники сферы услуг) или с угрозой вреда жизни и здоровью (сотрудники МЧС, военные, работники МВД), но и для представителей тех профессий, которые традиционно не связываются с понятием профессионального стресса и выгорания. [21]

Так, по данным портала HeadHunter (в опросе участвовали 3807 человек) 70 % опрошенных когда-либо испытывали в той или иной степени стресс на работе, а 22 % лично сталкивались с синдромом профессионального выгорания. [22]

При этом, опрос показал, что наиболее подверженными стрессу и конфликтам оказались работники таких сфер, как консалтинг, маркетинг, продажи, медицина, финансы предприятия, банковская сфера. [23]

При этом половина опрошенных в качестве борьбы с выгоранием и стрессом просто пытается сменить место работы или род деятельности.

На предприятиях, где работают преимущественно люди таких профессий, системе предотвращения профессионального выгорания уделяется мало внимания и она, как следствие, находится в зачаточном состоянии либо не развита вообще.

2.2. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В современном российском обществе, стремящемся преодолеть наследие административно-командной системы, создать правовое государство и реализовать принципы гуманизма, решение психологических проблем в управлении правоохранительными органами поднимается еще на один порядок. [24]

В правовой системе, в управлении ее структурами мало быть законником, надо быть личностью, психологом. Это справедливо для любого юриста, но для юриста-руководителя – вдвойне. [25]

Управление в юридических органах по необходимости достаточно императивно, а поэтому проблема психологически осмысленного управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения личного состава к человечески и профессионально достойному поведению, особенно важна.

Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других возвышающих человека управленческо- психологических технологий − государственный подход, подлинно дело- вой, психологичный, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации.[26]

Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов правопорядка.

К таким особенностям следует отнести:

- жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя;

- специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности.

К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им.

Экстремальные ситуации заставляют руководителя органа правопорядка принимать ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др.[27]

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. [28]

Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.

Успешность профессиональной деятельности современного руководителя в новых социально-экономических условиях во многом определяется его умением принимать взвешенные и ответственные решения, преодолевать различные трудные, а порой стрессовые, профессиональные ситуации.


Проблема стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) является одной из актуальных областей исследований в психологии.

Способность справляться со стрессом, управлять своим поведением в проблемных ситуациях является важным критерием акмеологической культуры личности профессионала. [29]

При этом в соответствии с методологическими принципами акмеологии личность рассматривается как развивающаяся, находящаяся на различных уровнях профессионализма и успешности профессиональной деятельности.

Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления. [30]

Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности.[31]

Актуальность решения задачи по подготовке и переподготовке кадров управления требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии их подготовки и переподготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. [32]

При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.

Большинство исследователей определяют копинг-стратегии как систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.

Эффективность той или иной копинг-стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся ресурсов.

Исследователи копинга указывают на важную роль ситуационных факторов в процессе совладания. Вместе с тем, ими подчеркивается, что существуют личностные факторы, непосредственно влияющие на переживание стресса и выбор копинг-стратегии.


То есть можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает. [33]

Вторым важным компонентом копинг-поведения являются личностные копинг-ресурсы, к которым относят различные психологические качества личности, детерминирующие процесс совладания со стрессом.

Под личностными детерминантами копинг- поведения понимаются различные факторы: это и уровень интеллекта, и стили мышления, и половозрастные особенности, социальные достижения, уровень материального благополучия и т.д. [34]

Но наиболее значимыми и устойчивыми детерминантами копинг- поведения являются такие индивидуально-психологические особенности, как уровень субъективного контроля (локус контроля), акцентуации характера и темперамента, адекватность самооценки, уровень развития эмоционально-волевых качеств и пр.

Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления.

ВЫВОД

Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности.

Таким образом, выявление психологических особенностей копинг- поведения руководителей в связи с успешностью их профессиональной деятельности и разработка на этой основе методов и процедур прогнозирования конкретных способов преодоления в зависимости от индивидуальных качеств и специфики труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Профессионально-здоровые» и руководители с низким уровнем профессионального здоровья действительно имеют различия в профессиональной самореализации.

Самореализация первых характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, независимостью, осмысленностью управленческого труда и жизни в целом, целеустремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенностью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контролировать ее, адаптированностью.


Таким образом, профессиональное здоровье связано и со зрелостью личности:

- общительностью,

- эмпатией,

- самопринятием,

- умением ставить цели,

- уверенностью в себе и своих силах,

- независимостью,

- самодостаточностью,

- открытостью к новому,

- креативностью,

- активностью,

- предприимчивостью и практичностью.

С достаточной долей уверенности можно утверждать, что профессиональное здоровье руководителя связано с его управленческой самореализацией, более того – успешная самореализация руководителя обеспечивает его профессиональное здоровье.

В прикладном аспекте это указывает на необходимость личностной ответственности руководителей за качество собственного здоровья и здоровья управляемого им персонала.

При этом нацеленность на содействие обеспечению высокого уровня профессионального здоровья руководителя во всех его аспектах (физическом, психологическом и др.) как общественного и собственного блага, является составной частью подготовки каждого управленца.

В конечном счете, продуманные и активные действия по обеспечению качества здоровья – это, в первую очередь, напряженная работа по обеспечению качества собственной жизни. За результаты такой деятельности каждый руководитель должен нести персональную ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  2. Балакшина Е.В. Динамика профессионального становления менеджеров // автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2011.
  3. Балакшина Е.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления менеджеров страхования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. №2. С. 69-71.
  4. Балакшина Е.В. Психологические аспекты управленческой деятельности менеджера // Вестник Тверского государственного технического университета. 2010. №16. С.30-32.
  5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2008.
  6. Гефеле О.Ф. Роль командной работы в деятельности организации // Человеческий фактор: психология и эргономика. 2007. №4. С. 96.
  7. Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у сотрудников МЧС как следствие профессиональной деятельности в экстремальных условиях // В сборнике: Психология экстремальных профессий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: Корнеева Я.А. 2015. С. 50-54.
  8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Логос, 2002. – 385 с.
  9. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2005. – 288 с.
  10. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб., 2009.
  11. Подопригора М.Г. Организационное поведение. Таганрог, 2008.
  12. Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопр. ментальной медицины и экологии. – 2000. – № 2. – Т. 6. – С. 83–84.
  13. Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007. –175 с.
  14. Рубцова Н.Е., Балакшина Е.В. Психологические ориентиры профессиональной подготовки специалистов в области страхового бизнеса // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №4. С. 110-116.
  15. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с.
  16. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Дело, 2000. – 330 с.
  17. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личные роста. – СПб.: Каскад, 2005. – 436 с.
  18. Щербатых Ю.В. Психология страха. М., 2005.
  19. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
  20. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.