Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (СТРЕСС ФАКТОРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
Еще одним ключевым понятием, связанных с профессиональным стрессом, является понятие стрессоустойчивости. [19]
Существует множество определений этого термина, раскрывающих данное понятие с разных точек зрения, однако, на наш взгляд, наиболее развернутое и точное определение дает М. Тышкова по трем важным аспектам, а именно:
а) «способность выдерживать интенсивные или необычные стимулы, представляющие собой сигнал опасности и ведущие к изменениям в поведении»;
б) «способность выдерживать чрезмерное возбуждение и эмоциональное напряжение, возникающее под воздействием стрессоров»; и
в) «способность выдерживать без помех для деятельности высокий уровень активации». [20]
Профессиональный стресс как явление в настоящее время характерен не только для тех людей, чья работа связана с непосредственным общением (врачи, консультанты, продавцы, работники сферы услуг) или с угрозой вреда жизни и здоровью (сотрудники МЧС, военные, работники МВД), но и для представителей тех профессий, которые традиционно не связываются с понятием профессионального стресса и выгорания. [21]
Так, по данным портала HeadHunter (в опросе участвовали 3807 человек) 70 % опрошенных когда-либо испытывали в той или иной степени стресс на работе, а 22 % лично сталкивались с синдромом профессионального выгорания. [22]
При этом, опрос показал, что наиболее подверженными стрессу и конфликтам оказались работники таких сфер, как консалтинг, маркетинг, продажи, медицина, финансы предприятия, банковская сфера. [23]
При этом половина опрошенных в качестве борьбы с выгоранием и стрессом просто пытается сменить место работы или род деятельности.
На предприятиях, где работают преимущественно люди таких профессий, системе предотвращения профессионального выгорания уделяется мало внимания и она, как следствие, находится в зачаточном состоянии либо не развита вообще.
2.2. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современном российском обществе, стремящемся преодолеть наследие административно-командной системы, создать правовое государство и реализовать принципы гуманизма, решение психологических проблем в управлении правоохранительными органами поднимается еще на один порядок. [24]
В правовой системе, в управлении ее структурами мало быть законником, надо быть личностью, психологом. Это справедливо для любого юриста, но для юриста-руководителя – вдвойне. [25]
Управление в юридических органах по необходимости достаточно императивно, а поэтому проблема психологически осмысленного управления, выраженная в использовании всех возможностей для побуждения личного состава к человечески и профессионально достойному поведению, особенно важна.
Приоритет гуманных начал, использование воспитывающих, развивающих и других возвышающих человека управленческо- психологических технологий − государственный подход, подлинно дело- вой, психологичный, единственно способный принести высокие результаты и отвечающий уровню современной цивилизации.[26]
Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов правопорядка.
К таким особенностям следует отнести:
- жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя;
- специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности.
К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им.
Экстремальные ситуации заставляют руководителя органа правопорядка принимать ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и др.[27]
Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. [28]
Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности.
Успешность профессиональной деятельности современного руководителя в новых социально-экономических условиях во многом определяется его умением принимать взвешенные и ответственные решения, преодолевать различные трудные, а порой стрессовые, профессиональные ситуации.
Проблема стресс-преодолевающего поведения (копинг-поведения) является одной из актуальных областей исследований в психологии.
Способность справляться со стрессом, управлять своим поведением в проблемных ситуациях является важным критерием акмеологической культуры личности профессионала. [29]
При этом в соответствии с методологическими принципами акмеологии личность рассматривается как развивающаяся, находящаяся на различных уровнях профессионализма и успешности профессиональной деятельности.
Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления. [30]
Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности.[31]
Актуальность решения задачи по подготовке и переподготовке кадров управления требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии их подготовки и переподготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. [32]
При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Большинство исследователей определяют копинг-стратегии как систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Эффективность той или иной копинг-стратегии зависит от особенностей актуальной ситуации и имеющихся ресурсов.
Исследователи копинга указывают на важную роль ситуационных факторов в процессе совладания. Вместе с тем, ими подчеркивается, что существуют личностные факторы, непосредственно влияющие на переживание стресса и выбор копинг-стратегии.
То есть можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает. [33]
Вторым важным компонентом копинг-поведения являются личностные копинг-ресурсы, к которым относят различные психологические качества личности, детерминирующие процесс совладания со стрессом.
Под личностными детерминантами копинг- поведения понимаются различные факторы: это и уровень интеллекта, и стили мышления, и половозрастные особенности, социальные достижения, уровень материального благополучия и т.д. [34]
Но наиболее значимыми и устойчивыми детерминантами копинг- поведения являются такие индивидуально-психологические особенности, как уровень субъективного контроля (локус контроля), акцентуации характера и темперамента, адекватность самооценки, уровень развития эмоционально-волевых качеств и пр.
Характер профессиональной деятельности руководителей при решении многих типовых рабочих задач в условиях все более возрастающих социально-экономических рисков обусловливает высокий уровень профессионального стресса, неэффективное преодоление которого приводит к снижению эффективности управления.
ВЫВОД
Проблема психологической устойчивости к стрессу является профессионально значимой для сферы управления, поскольку от нее зависит не только успешное выполнение руководителем управленческих функций, но и успешная самореализация личности в профессиональной деятельности.
Таким образом, выявление психологических особенностей копинг- поведения руководителей в связи с успешностью их профессиональной деятельности и разработка на этой основе методов и процедур прогнозирования конкретных способов преодоления в зависимости от индивидуальных качеств и специфики труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Профессионально-здоровые» и руководители с низким уровнем профессионального здоровья действительно имеют различия в профессиональной самореализации.
Самореализация первых характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, независимостью, осмысленностью управленческого труда и жизни в целом, целеустремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенностью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контролировать ее, адаптированностью.
Таким образом, профессиональное здоровье связано и со зрелостью личности:
- общительностью,
- эмпатией,
- самопринятием,
- умением ставить цели,
- уверенностью в себе и своих силах,
- независимостью,
- самодостаточностью,
- открытостью к новому,
- креативностью,
- активностью,
- предприимчивостью и практичностью.
С достаточной долей уверенности можно утверждать, что профессиональное здоровье руководителя связано с его управленческой самореализацией, более того – успешная самореализация руководителя обеспечивает его профессиональное здоровье.
В прикладном аспекте это указывает на необходимость личностной ответственности руководителей за качество собственного здоровья и здоровья управляемого им персонала.
При этом нацеленность на содействие обеспечению высокого уровня профессионального здоровья руководителя во всех его аспектах (физическом, психологическом и др.) как общественного и собственного блага, является составной частью подготовки каждого управленца.
В конечном счете, продуманные и активные действия по обеспечению качества здоровья – это, в первую очередь, напряженная работа по обеспечению качества собственной жизни. За результаты такой деятельности каждый руководитель должен нести персональную ответственность.
ЛИТЕРАТУРА
- Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
- Балакшина Е.В. Динамика профессионального становления менеджеров // автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2011.
- Балакшина Е.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления менеджеров страхования // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. №2. С. 69-71.
- Балакшина Е.В. Психологические аспекты управленческой деятельности менеджера // Вестник Тверского государственного технического университета. 2010. №16. С.30-32.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб., 2008.
- Гефеле О.Ф. Роль командной работы в деятельности организации // Человеческий фактор: психология и эргономика. 2007. №4. С. 96.
- Гефеле О.Ф., Балакшина Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у сотрудников МЧС как следствие профессиональной деятельности в экстремальных условиях // В сборнике: Психология экстремальных профессий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: Корнеева Я.А. 2015. С. 50-54.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Логос, 2002. – 385 с.
- Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2005. – 288 с.
- Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб., 2009.
- Подопригора М.Г. Организационное поведение. Таганрог, 2008.
- Ромек В. Г. Психотерапия неуверенности в себе // Вопр. ментальной медицины и экологии. – 2000. – № 2. – Т. 6. – С. 83–84.
- Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2007. –175 с.
- Рубцова Н.Е., Балакшина Е.В. Психологические ориентиры профессиональной подготовки специалистов в области страхового бизнеса // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. №4. С. 110-116.
- Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 496 с.
- Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Дело, 2000. – 330 с.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личные роста. – СПб.: Каскад, 2005. – 436 с.
- Щербатых Ю.В. Психология страха. М., 2005.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.