Файл: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 9
2) принципе «автоматической охраны» – охрана не зависит от выполнения каких-либо формальностей (регистрации, депонирования, цензуры и т.п.);
3) принципе «независимости охраны» – в стране - члене Бернского союза произведения охраняются независимо от того, предоставлена ли им соответствующая охрана в стране происхождения;
4) принципе «неприкосновенности обязательного минимума авторских прав» – Конвенция закрепляет целый комплекс прав автора, которые не могут исключаться или уменьшаться в национальных законодательствах стран Бернского союза.
Самыми сложными (спорными) проблемами, связанными с применением Конвенции, специалисты в области авторского права называют следующие вопросы:
1) Какие произведения считать «ставшими общим достоянием» для правильного применения статьи 18 Бернской конвенции, исключающей охрану творений, ставших общим достоянием до вступления Конвенции в силу?
2) Какую цену одного экземпляра произведения считать приемлемой для развивающейся страны, чтобы правильно применять Дополнительный раздел Конвенции, допускающий замену авторского права лицензией?
Бернская конвенция изначально стимулировала появление международных договоров, регулирующих отношения в области авторского права.
В 1889 году в Монтевидео увидела свет Конвенция о создании Союза американских государств в области литературной и художественной собственности.
Затем, в 1902 году, рядом Западных стран была подписана Конвенция об охране литературной и художественной собственности; в 1906 году – Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности; в 1910 году – Конвенция об охране литературной и художественной собственности. В 1928 году в Гаване была подписана Конвенция, почти по всем позициям совпадающая с Бернской.
На повестку дня встал вопрос о создании Всемирной конвенции по защите авторских прав, но до середины 20 века Бернская конвенция так и оставалась основным международным соглашением.
6 сентября 1952 г. в Женеве была подписана Всемирная конвенция ООН по охране авторских прав. Однако она не обеспечивала защиту авторских прав того уровня, как Бернская конвенция, поэтому до сих пор считается документом, предусматривающим разумный минимум авторских прав. Тогда как Бернская конвенция остается эталоном для всех стран мира.
К новейшим международным договорам, созданным под влиянием Бернской Конвенции, являются:
Женевский договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (20 декабря 1996 года);
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ от 18 ноября 2005 г. № 26-13 «О новой редакции модельного Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Заключение
Бернская конвенция всегда оказывала и до сих пор сохраняет огромное влияние на формирование международного права в области защиты интеллектуальной собственности.
При этом эксперты отмечают, что Бернская конвенция оказала огромное влияние даже на законодательство тех стран, которые не были участниками Союза. В первую очередь, это относится к законодательству России. К примеру, в 1911 году в Российской империи был издан закон об авторском праве, составленный по образцу западноевропейского законодательства и учитывающий требования Бернской конвенции.
В 70-е годы в Советском Союзе законодательство об авторском праве было приведено в полное соответствие с Бернской конвенцией.
Полноправным членом Бернского союза, который в настоящее время насчитывает 166 участников, Россия стала 13 марта 1995 года. В настоящее время российское законодательство об авторском праве постепенно совершенствуется в соответствии с положениями Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Список использованных источников
1. Авторское право и смежные права (составитель И.В.Попова) Мн. «Амалфея», 1999.
2. Авторское право и смежные права. Законы, конвенции, договоры и соглашения: сборник материалов (составитель С.А.Судариков). Мн. «Пейто», 1998.
3. Близнец И.А. Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы. М., 2001.
4. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М. «Юристъ», 2004.
5. Конституция Республики Беларусь. Мн. «Беларусь», 2007
6. Липцик Д. Авторское право и смежные права М. «Ладомир», изд-во ЮНЕСКО, 2002.
7. Мудрость тысячелетий (энциклопедия) М. «Олма-пресс», 2000
8. Новый энциклопедический словарь М. «Рипол классик», 2006
9. Сайт plas.by Рубрика «ПРАВО»
10. Силонов И. Авторское право: нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции. М. «Элит-Клуб», 1998.
11. Федосеева Г.Ю. Международное частное право. Учебник. М. «Эксмо», 2005.