Файл: Инфляция как денежный феномен, ее виды и формы. Ее альтернативная концепция..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
На неторгуемые товары темпы роста цен замедлялись с марта 2015 года, в мае рост цен практически прекратился под влиянием падающего спроса (0,1%), в июне цены увеличились на 0,4 процента. В основном цены росли на ряд товаров готовой продукции со значительной долей импортного сырья 25.
Таким образом, в настоящее время инфляция в России остается весьма высокой. В 2015 году цены растут в четыре раза быстрее, чем в начале 2014 года, о чем свидетельствуют данные Росстата.
2.2. Прогнозные инфляционные ожидания в российской экономике
По прогнозам экспертов Высшей школы экономики, в 2016 году рост цен существенно замедлится вследствие значительно сжатия платежеспособного спроса. В 2016 году инфляция прогнозируется в размере 10,4 % (таблица 10) 28.
Таблица 10
Прогноз уровня инфляции в отечественной экономике 28
Год |
Прогноз |
Максимум |
Минимум |
1 |
2 |
3 |
4 |
2016 |
10,4% |
12,4% |
8,4% |
2017 |
8,6% |
10,6% |
6,6% |
Продолжение таблицы 10
1 |
2 |
3 |
4 |
2018 |
6,8% |
7,8% |
5,8% |
2019 |
6,2% |
7,2% |
5,2% |
2020 |
6,5% |
7,5% |
5,5% |
Источник: Экспертный сайт Высшей школы экономики. Доступ: www.opec.ru. (дата обращения 31.10.2016.).
К концу II полугодия 2016 г. по оценкам экспертов снижение инфляции станет более ощутимым. Сдерживать инфляцию прежде всего будут прогнозируемая стабилизация и некоторое укрепление обменного курса рубля в течение года, а также сохранение высоких ограничений спроса в результате произошедшего снижения платежеспособности населения. Определенную позитивную роль в ослаблении инфляции окажет дальнейший рост предложения более дешевых отечественных товаров в результате постепенного расширения импортозамещения.
Удержание инфляции в 2016 году в рамках прогнозных значений также будет обеспечиваться снижением вдвое вклада в инфляцию повышения коммунальных тарифов. Их рост будет удерживаться в среднем в пределах 4% в результате значительного ограничения предельного размера индексации регулируемых тарифов инфраструктурных отраслей - особенно оптовых цен на газ [25].
В 2017 и 2018 годах инфляция продолжит свое замедление до 8,6 и 6,8% соответственно.
Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать продолжение тенденции умеренного укрепления номинального курса рубля, постепенный рост предложения товаров и услуг, усиление конкурентной среды, умеренное повышение доходов населения. Еще одним условием снижения инфляции будет проведение взвешенной денежной политики, которая с одной стороны направлена на достижение целевого уровня инфляции в 2017 - 2018 гг., а с другой - не подавляет экономический рост.
В 2017 - 2018 гг. продолжится сдерживание роста тарифов в инфраструктурном секторе, обеспечивающее ограничение вклада роста коммунальных тарифов в инфляцию в размере не более 0,4 процентного пункта. Будет ограничена индексация оптовых цен на газ (на 3% ежегодно), с учетом того, что уже в 2016 году внутренние цены выйдут на равнодоходный уровень с поставками на экспорт. Низкий рост цен на топливо создаст условия для умеренного прироста цен на электроэнергию, тарифов на теплоэнергию и на другие энергоемкие коммунальные услуги.
Умеренный рост цен на энергоносители не будет оказывать сильного давления на рост издержек у всех потребителей, в том числе в производстве социально значимых товаров (сахар, хлеб и др.), имеющих низкую эластичность спроса, что в свою очередь позволит сдерживать темпы роста цен производителей на эти товары.
Сдержанный рост регулируемых тарифов и цен на продукцию и услуги организаций инфраструктурного сектора в прогнозный период будет обеспечивать сохранение конкурентных преимуществ для отечественных производителей, благоприятно влиять на экономическую динамику и сдерживать инфляцию издержек.
Инфляция издержек в 2016 году снизится более чем вдвое, после того как в 2015 году рост цен резко ускорился из-за ослабления рубля и роста издержек на материальные ресурсы. В промышленности инфляция (ИЦП) в 2016 году будет ниже потребительской, на что повлияет стабилизация рубля, ухудшение мировой конъюнктуры на основные товары российского экспорта и сохранение слабого спроса на товары на внутреннем рынке.
Снижение инфляции до указанных размеров при одновременном обеспечении более высоких темпов экономического роста, должно обеспечиваться, прежде всего, мерами структурной политики. В первую очередь, это более жесткая политика в отношении роста регулируемых тарифов на услуги инфраструктурных отраслей (индексация не выше инфляции на прогнозный период). Также должны быть реализованы меры, обеспечивающие: рост предложения товаров и услуг, развитие конкуренции, в том числе в системе товаропроводящих сетей путем стимулирования сокращения звеньев в цепи посредников между производителями и продавцами, устранение монополизма и сговора в установлении цен и другие меры антиинфляционной политики Правительства РФ.
Кроме снижения инфляции за счет более низкого роста тарифов коммунального сектора сдержанная политика в отношении регулируемых тарифов будет сдерживать рост издержек и создавать конкурентные преимущества для основных потребителей энергоносителей (экспортно ориентированных, производителей строительных материалов), поддерживать более высокий экономический рост и инвестиционный потенциал.
Более быстрое снижение темпов инфляции - до 4% к 2017 году, которое может обеспечиваться прежде всего за счет ужесточения денежной политики, приведет к дальнейшему спаду экономики и значительному снижению уровня жизни населения в 2016 - 2017 годах. Замораживание регулируемых тарифов инфраструктурного сектора для населения может понизить инфляцию примерно на 0,3 п. п., однако приведет к увеличению масштабов перекрестного субсидирования для промышленных и других потребителей, негативно скажется на росте их издержек и динамике производства [8, с. 485].
Таким образом, увеличение инфляции вызывает усиление экономических и социальных противоречий, что вынуждает государства использовать механизм стабилизации инфляции и денежного оборота.
3. Последствия инфляции и пути их снижение
3.1. Социально-экономические последствия инфляции
Сложны и многообразны экономические и социальные последствия инфляции. Низкие ее темпы способствуют увеличению цен и норм прибыли, что помогает временно оживить экономику. Ускорение темпов инфляции с течением времени приведет к спаду производства, что негативно повлияет на экономическую и социальную сферу общества.
Галопирующая инфляция из-за нестабильности рынка наносит серьезный ущерб и крупным корпорациям и мелкому бизнесу. Она весомо снижает эффективность макроэкономической политики. Неравномерность увеличения цен создает проблемы с реализацией товаров, усиливает диспропорцию между экономическими отраслями.
При такой инфляции имеет место бегство от денег к товарам, что не способствует денежному накоплению. Это негативно влияет на кредитно-денежную систему.
В условиях инфляции огромные потери несут банки и учреждения, занимающиеся кредитованием, поскольку обесцениваются сбережения населения. Международные кредитно-валютные отношения осложняются «импортом» инфляции.
К социальным последствиям инфляции можно отнести перераспределение национального дохода, следствием которого является отставание темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко повышающихся цен на товары и услуги.
Зачастую возникновение инфляции напрямую связано с деятельности правительства, изменения политики государства, а также наступления войны и других катаклизмов.
Прежде всего, от инфляции страдают те, кто получает сравнительно фиксированные денежные доходы, но в то же время она «субсидирует» тех, чьи доходы меняются.
Неожиданная инфляция наказывает тех, кто имеет сбережения, одновременно принося выгоды получателям займов за счет кредиторов. При инфляции могут и выиграть и проиграть субъекты, которые владеют недвижимостью или держат какие-либо финансовые активы, т. к. активы могут обесцениться, а недвижимость вырасти в цене.
В сфере перераспределения последствия инфляции произвольны. Они возникают независимо от ценностей и целей общества [7, с. 193].
Таким образом, наличие инфляционных процессов в экономики приводит к следующим негативным последствиям:
- перераспределению доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами;
- обесценению денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
- неравномерному росту цен, который приводит к росту неравенства прибыли в различных отраслях экономики и диспропорции воспроизводства;
- искажению структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту, что приводит к ускорению оборачиваемости денежных средств и увеличению инфляционных процессов;
- закреплению стагнации, снижению экономической активности, росту безработицы;
- сокращению инвестиций экономику и повышению их рискованности;
- обесценению амортизационных фондов, приводящее к затруднению воспроизводственного процесса;
- возрастанию спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;
- активному развитию теневого сектора экономики;
- снижению покупательной способности национальной валюты и искажению ее реального курса по отношению к другим валютам;
- социальному расслоению общества и обострению социальных противоречий [18, с. 78].
Наличие данных последствий обусловливает необходимость государственного регулирования инфляционных процессов, находящее свое выражение в антиинфляционной политике государства.
3.2. Антиинфляционная политика в российской экономике
Единая государственная антиинфляционная политика – социально-экономическая политика государства, направленная на нормализацию функционирования национальной денежной системы, сохранение покупательной способности национальной валюты [12, с. 311].
В России осуществление денежно-кредитной политики в 2015 году происходило в менее благоприятных условиях, чем годом ранее, что связано в первую очередь с ухудшением внешнеэкономической ситуации. В условиях увеличения внешнеполитической неопределенности, введения санкций в отношении ряда российских компаний и банков, заметного снижения цен на нефть темп прироста ВВП снизился, наблюдалось существенное ослабление рубля, ускорение роста потребительских цен, усиление инфляционных и девальвационных ожиданий и повышение рисков для финансовой стабильности 23.
Одной из важных задач кредитно-денежной политики является переход к режиму таргетирования инфляции. Таргетирование инфляции — это основа денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официальных количественных показателей (или целевых диапазонов) темпов инфляции на один или несколько периодов времени, а также признанием того, что низкая и стабильная инфляция - основная долгосрочная цель фискальной политики.
Из предложенного определения можно вывести три существенные характеристики режима:
- Фиксация и опубликование числовых значений инфляционного ориентира.
- Проведение денежно-кредитной политики с приоритетом реализации инфляционного прогноза.
- Высокая степень прозрачности действий и подотчетности денежных властей. Таким образом, реализация режима инфляционного таргетирования происходит не только в области регулирования экономических переменных, но и в области управления инфляционными ожиданиями, так как в разных пропорциях, но инфляционная инерция в любой момент времени и в любой стране является неотъемлемой составляющей ее будущих цен.
Условиями перехода к таргетированию инфляции в России выступают:
- Институциональная независимость (органов денежно-кредитного регулирования);
- Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика;
- Цены в стране должны быть свободными, экономика не должна испытывать сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса [21, с. 180].
Еще одним инструментом кредитно-денежной политики является ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате Центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям.