Файл: Кадровая стратегия организации и способы повышения ее эффективности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения кадровой стратегии организаций
1.1 Понятие, значение и основное содержание кадровой стратегии организации
1.3 Проблемы эффективности кадровой стратегии организаций
Глава 2. Исследование и анализ кадровой стратегии на примере организации ООО «Логистик - Центр»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Исследование основных направлений кадровой стратегии
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии
Глава 3. Совершенствование кадровой стратегии ООО «Логистик - Центр»
3.1 Пути повышения эффективности кадровой стратегии
3.2 Рекомендации по повышению эффективности кадровой стратегии
- регламентами, предусмотренными группой стандартов качества ISO 9001:2009;
- действующими законами РФ;
- действующими нормативными документами ГОСТ;
- приказами директора.
Комплекс документов по функциям управления кадрами содержит следующие основные группы:
- личные документы работников;
- организационно-распорядительная документация;
- первичная учетная кадровая документация.
На момент начала работы фирмы обще количество рабочего персонала насчитывало 70 чел. Но уже в настоящий момент согласно штатному расписанию на предприятии задействовано 145 человек (табл. 2.3).
При этом важно отметить, что административные работники организации имеют высокий образовательный уровень.
Таблица 2.3
Структура персонала ООО «Логистик-Центр»
Персонал |
Количество сотрудников |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
|
Административный персонал |
19 |
14 |
21 |
15 |
21 |
14 |
Специалисты |
25 |
18 |
25 |
18 |
26 |
18 |
Рабочие |
95 |
68 |
96 |
67 |
98 |
68 |
Всего: |
139 |
100 |
142 |
100 |
145 |
100 |
Изменения в количественном и процентном соотношении численности персонала по годам в графическом виде представлены на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Количественная численность персонала в 2014-2016 гг., %
Таким образом, из анализа можно сделать вывод о том, что за весь анализируемый период деятельности организации отмечается постоянное увеличение количества работающего персонала. Такая динамика объясняется, в первую очередь, улучшением существующей стратегии управления персоналом (увеличение заработной платы, улучшение внутренней среды в организации) и выходом на новые уровни рынка выполняемых работ.
Также для более объективной оценки и анализа кадровой стратегии ООО «Логистик-Центр» необходимо рассмотреть трудовой потенциал работающего персонала в данной организации. Целесообразно рассматривать трудовой коллектив по таким критериям, как возрастной состав и тип имеющегося образования.
В отношении уровня образования персонала организации можно отметить, что преобладающее число сотрудников имеют средне-техническое образование (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Количество персонала по степени образованности
ООО «Логистик-Центр», %
Согласно исследованию основная часть сотрудников ООО «Логистик-Центр» по данным на 2016 г., а именно (72 %) находится в возрасте от 30 до 50 лет, в возрасте до 30 лет находится 17 %, в возрасте свыше 50 лет - 11% персонала фирмы (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Процентное соотношение возрастных категорий сотрудников
ООО «Логистик-Центр»
При этом стаж работы в данной организации характеризуется следующей динамикой: до 5 лет имеют 44% персонала организации, стаж от 5 до 10 лет имеют 22%, стаж от 10 лет - 34% (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Процентное соотношение трудового стажа персонала в организации по состоянию на 2016 год
Таким образом, из проведенного анализа кадрового потенциала, можно сказать, что сотрудники фирмы – это относительно молодые, энергичные с достаточным уровнем образования специалисты, большая часть которых имеет приличный стаж работы в исследуемой организации.
Также на предприятии ООО «Логистик-Центр» достаточно весомое внимание уделяется кадровому планированию, которое создает условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой в среде персонала.
Планирование потребности в персонале осуществляется директором совместно с руководителем службы управления персоналом. План кадрового развития предприятия является официальным документом, в котором сконцентрирована система взаимосвязанных показателей прогноза развития организации для достижения поставленной цели.
В зависимости от продолжительности планового периода, целей и условий планирования на предприятии ООО «Логистик-Центр» используются следующие виды планирования:
- стратегическое (перспективное);
- текущее (оперативное).
На стратегическом уровне определяют долгосрочные, рассчитанные на долгосрочное будущее, цели предприятия, направления его развития, учитывая общую ситуацию на рынке труда и тенденций развития сферы выполняемой работы. Устанавливаются трудовые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для достижения целей организации. Выбирается метод (стратегия) достижения этих целей. На предприятии план стратегического развития оформлен в виде утвержденной директором программы развития сроком на 10 лет.
На оперативном уровне кадрового планирования решаются текущие задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка выполняемых видов работ, и, соответственно, планы разрабатываются в пределах года. В документации оперативного планирования оцениваются на основе изучения движения персонала, потребности производства. При этом содержание оперативного планирования не противоречит принципам стратегического планирования предприятия.
В срочные планы карьерного развития персонала входят вопросы комплектования и использования персонала, в который включается план движения персонала, в рамках которого решаются следующие практические задачи:
- ориентация привлеченных работников на занятия тех или иных должностей или рабочих мест;
- овладение знаниями тех специальностей и профессий, к которым они имеют способности;
- укомплектования вакансий кадрами нужной квалификации, с учетом их специфики;
- создание системы профессионального перемещения, которая учитывает возраст, состояние здоровье и интеллектуальные возможности личности.
Если в работе организации появляется необходимость в структурных изменениях, реорганизации производственного процесса или управления, а также сокращения персонала, то разрабатывается соответствующий план подготовки кадров в связи с увольнением и перемещением персонала.
План подготовки кадров в связи с увольнением и перемещением персонала включает следующие разделы:
- определение количества уволенных и уровень их квалификации;
- установление времени, в рамках которого будет проходить увольнения;
- выявление кандидатур на перемещение в рамках подразделений или предприятия;
- регламентация способов материального стимулирования добровольного или досрочного освобождения;
- определение ответственных за выполнение запланированных мероприятий.
Для обеспечения потребностей новых видов деятельности в план подготовки включают:
- характеристику требований к рабочим;
- расчет потребностей в персонале;
- источники удовлетворения временной потребности в кадрах;
- направления и формы повышения квалификации;
- величину необходимых расходов.
На планирование персонала идут следующие статьи расходов:
- основная и дополнительная заработная плата;
- отчисления на социальное страхование;
- командировочные и служебные разъезды;
- расходы на профессиональное развитие;
- приобретение спецодежды и т.п.
Комплекс документов по функциям управления кадрами содержит следующие основные группы:
- личные документы работников;
- организационно-распорядительная документация;
- первичная учетная кадровая документация.
К группе личных документов относятся: паспорт, трудовая книга, военный билет, диплом, свидетельство, аттестат и другие документы, удостоверяющие юридическое подтверждение личности работника. Личными считаются также документы, которые выдаются работниками. Например, пропуск, удостоверение, справки, подтверждающие место работы, занимаемую должность, заработную плату, рекомендательные и аттестационные листы и т.п.
С целью поиска других кандидатов из числа работников организации дают сообщения в организационных средствах массовой информации и вывешивают объявления об имеющихся вакансиях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на их замещение.
Способствует подбору кандидатов обращения к работникам организации с просьбой рекомендовать возможных кандидатов из числа своих знакомых, а также к деловым партнерам, к другим государственным и негосударственным организациям.
Данный способ отбора кандидатов имеет следующие преимущества:
- Низкую стоимость – так как рекламу по поиску персонала осуществляют сами работники без материального поощрения.
- Эффективность – работникам в большей степени предлагают подобрать себе помощника. Т.е. сам работник выступает в качестве заинтересованного агента, который не берет за это плату.
Также стоит отметить, что в виду большого объема работы в организации отсутствует практика введения в новую должность сотрудника. То есть проведения адаптации как таковое отсутствует.
Стоит отметить, что на кадровое планирование в «Логистик-Центр» идут следующие статьи расходов:
- основная и дополнительная заработная плата;
- отчисления на социальную поддержку (медицинское страхование, помощь при особых обстоятельствах: рождение детей, смерть близких родственников, пожар и т.д.);
- командировочные и служебные разъезды;
- расходы на профессиональное развитие, обучение и повышение квалификации персонала;
- приобретение спецодежды и т.п.
Также важной составляющей анализа кадровой стратегии является анализ управления карьерным развитием. Это, прежде всего, профессиональное обучение и повышение квалификации персонала. Так, расходы на профессиональное обучение в течение 2013-2015 гг. относительно не изменялись (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Затраты ООО «Логистик-Центр» на обучение персонала
Показатель |
Исследуемый период |
Средний показатель |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Затраты на обучение персонала |
20 000 руб |
22 500 руб |
21 000 руб |
21 200 руб |
Таким образом, затраты на обучение персонала в рассматриваемой организации в среднем одинаковые в каждом году.
Далее проведем анализ количества сотрудников ООО «Логистик-Центр», которые прошли обучение за счет организации в 2013-2015 гг. (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Подготовка кадров ООО «Логистик-Центр» в 2013-2015гг.
Показатель |
Исследуемый период |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|
Всего прошло обучение, чел., в том числе: |
12 |
12 |
11 |
повышение квалификации |
5 |
4 |
4 |
дополнительное обучение |
6 |
8 |
7 |
При этом преимущественный характер обучения – это дополнительное обучение: курсы, мастер-классы, тренинги и т.д. Таким образом, на предприятии проводиться систематическое обучение персонала, характеризующееся стабильными статистическими показателями.
2.3 Оценка эффективности кадровой стратегии
После проведения исследования и анализа деятельности организации ООО «Логистик-Центр» в сфере реализации кадровой стратегии были определены следующие замечания и проблемы:
1) Неэффективная система мотивации трудовой деятельности персонала.
На предприятии ООО «Логистик-Центр» используется только материальная мотивация в виде премий и доплат, но в тоже время активно применяется практика взыскания дисциплинарных штрафов и вычислений из заработной платы. При этом для получения премии персоналу выдвигается большой объем требований, который иногда просто невозможно осуществить. Такая стратегия руководства снижает желание персонала работать на данном предприятии вообще.
2) Отсутствие на предприятии системы введения в должность вновь принятых сотрудников.
По причине недостатка свободного времени для работников не проводятся мероприятия по адаптации сотрудника на новом рабочем месте. В таком случае человеку сложней вникнуть в рабочий процесс, адаптироваться к специфике работы организации, что влечет за собой снижение трудоспособности персонала.
3) Отсутствие кадрового резерва персонала. То есть имеющиеся специалисты в организации не рассматриваются в перспективе в качестве руководящих работников. Такое положение дел не мотивирует сотрудников к профессиональному росту и снижает эффективность стратегического управления персоналом.