Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, виды и формы контрактов
1.1. Основные понятия по проекту: проект, жизненный цикл проекта, управление проектами
1.2. Субъекты и объекты управления проектами
1.3. Контракты по проекту, их виды и особенности
2.1. Жизненный цикл в проектном менеджменте
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Каждый проект имеет начало и конец, но то, что происходит между ними, сложно спрогнозировать. Жизненный цикл проекта обязательно будет включать некоторые неопределенности, и именно подход к управлению неопределенностями определяет результаты реализации проекта. Чем глубже специалист познакомится с данными о фазах и участниках проекта, тем легче ему направлять реализацию проекта в нужное русло и соблюдать рамки бюджета.
Организации могут осуществлять «быстрый проход» проектов путем перекрытия фаз или «однократный проход» проектов путем задания контрольных критериев и результатов поставки, которые необходимо представить заказчику до перехода к очередному этапу. Вариант управления жизненным циклом проекта зависит от типа проекта, конкретной отрасли и конкретных результатов поставки. Чтобы выбрать нужный вариант управления проектом, должностным лицам нужно понимать суть жизненного цикла проекта и то, какие факторы могут оказывать на него влияние.
Контракт является специальным документом, требующим тщательной разработки, принятия и контроля над соблюдением его условий. Как правило, контракты заключается в тех случаях, когда планируемые взаимоотношения участников носят долгосрочный характер. При этом долгосрочность может относиться как к самому процессу взаимодействия, так и к тем последствиям для участников, которые могут наступить в результате осуществления этого взаимодействия.
Целью курсового проекта является изучение субъектов и объектов управления проектами.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные понятия по проекту;
2) субъекты и объекты управления проектами;
3) рассмотреть жизненные циклы;
4) рассмотреть управление проектами;
Предметом исследования являются жизненный цикл в управлении проектами.
- Информационной базой для написания курсовой работы послужили научные и практические труды зарубежных и отечественных учёных. Также большое количество материала использовано из научно практических журналов по теме управления проектами, ресурсы сети Интернет.
Глава 1. Понятие, виды и формы контрактов
1.1. Основные понятия по проекту: проект, жизненный цикл проекта, управление проектами
Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.
Проект - это идея (задача, проблема) и необходимые средства ее реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата.[1]
Отличительными чертами проекта являются: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимозависимых действий; ограниченность во времени с четко определенными началом и завершением; уникальность.
Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.
Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта (говорят также проектного цикла), направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.
Для эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована. Суть структуризации (говорят также декомпозиции) сводится к разбивке проекта и системы его управления на подсистемы и компоненты, которыми можно управлять.
Основной структурной единицей участников проекта является команда проекта - специальная группа, которая становится самостоятельным участником проекта (или входит в состав одного из этих участников) и осуществляет управление инвестиционным процессом в рамках проекта.
Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект.
Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.
Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта еще нет", до состояния, когда "проекта уже нет".
Для деловых людей начало проекта связано с началом его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.
Окончанием существования проекта может быть:[2]
- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования результатов выполнения проекта;
- перевод персонала, выполнявшего проект, на другую работу;
- достижение проектом заданных результатов;
- прекращение финансирования проекта;
- начало работ по внесению в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом (модернизация);
- вывод объектов проекта из эксплуатации.
Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.
Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).
Жизненный цикл проекта (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения) является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений. Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
Дальнейшее разбиение существенно зависит от специфики проекта. Так, жизненный цикл может делиться на четыре фазы, в том числе:[3]
- концептуальная фаза, включающая формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта;
- фаза разработки проекта, включающая определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками;
- фаза выполнения проекта, включающая работы по реализации проекта, включая строительство, маркетинг, обучение персонала;
- фаза завершения проекта, включающая в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.
- эксплуатационная фаза, включающая: приемку и запуск, замену оборудования, расширение, модернизацию, инновацию.
Функции управления проектом включают: планирование, контроль, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский учет, администрирование.
Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное управление, управление информацией и коммуникациями.
Отличие подсистем от функций управления проектом заключается в том, что подсистемы ориентированы на предметную область, а функции нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой включает выполнение практически всех функций. Так, планирование расходов и контроль расходов базируются на одной и той же предметной области - затратах, а планирование расходов и планирование качества базируются на одинаковых процедурах составления планов, сетевом моделировании и прочих.
1.2. Субъекты и объекты управления проектами
Принципиальная методологическая системная модель управления проектом состоит из трех основных блоков:
- субъекты управления;
- объекты управления;
- процесс управления осуществлением проекта.
Субъекты управления
Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.
К основным субъектам управления проектом относятся:
Ключевые участники проекта:
- инвестор,
- заказчик,
- генконтрактор,
- генподрядчик,
- исполнители.
Команда управления проектом:
- менеджер проекта,
- функциональные менеджеры проекта – члены команды проекта.
Объекты управления
Объектами системы управления могут быть:
- программы,
- проекты,
- контракты (проекты), реализуемые в организациях или предприятиях,
- фазы жизненного цикла объекта управления: концепция, разработка, реализация, завершение.
Процесс управления осуществлением проекта
Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и содержат:
- Уровни управления, рассматриваемые с точки зрения временного разреза управления проектом, который, как правило, сопоставляется с соответствующими субъектами управления:
- стратегический уровень охватывает весь жизненный цикл проекта и соответствует организационно-экономическому уровню проекта,
- годовой уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении года,
- квартальный уровень управления – рассматривает работы проекта, выполнение которых запланировано в течении квартала,
- оперативный уровень управления - рассматривает работы проекта, выполнение которых соответственно запланировано в течении месяца, декады, недели, суток, смены и т.д.
- Функции управления, включающие:
- управление предметной областью проекта,
- управление проектом по временным параметрам,
- управление стоимостью в проекте,
- управление качеством в проекте,
- управление рисками в проекте,
- управление персоналом в проекте,
- управление коммуникациями в проекте,
- управление контрактами в проекте,
- управление изменениями в проекте.
- Стадии процесса управления, включающие:
- инициализацию – организацию и запуск проекта и его частей,
- планирование работ проекта,
- организацию и контроль выполнения работ проекта,
- анализ и регулирование хода работ проекта,
- закрытие проекта и его частей.
1.3. Контракты по проекту, их виды и особенности
Контракт – обоюдно связывающее соглашение, которое обязывает продавца обеспечить поставку оговоренного продукта, а покупателя – оплатить данный продукт.[4] Контракт является юридическим отношением, подлежащим юридическому разбирательству. Соглашение может быть простым или сложным, обычно (но не всегда) отражающим простоту или сложность продукта. Оно может быть названо, помимо других названий, контрактом, субконтрактом, заказом или меморандумом понимания. Многие организации имеют документированные правила и процедуры, описывающие то, как и кто может подписывать такие соглашения от имени организации.
Различные типы контрактов более или менее соответствуют различным типам покупок. Обычно контракты попадают в одну из трех категорий.