Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Менеджмент, функции и обязанности
1.2. Цели и задачи менеджмента
Глава 2. Менеджер и предприниматель
2.1. Менеджер, сущность и цели
2.2. Предприниматель, сущность и цели
Глава 3. Предложения по совершенствованию работы менеджмента
3.1. Методы, направленные на улучшение работы в сфере менеджмента
Введение
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент-это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Все вышеперечисленное обусловило актуальность данной темы курсовой работы Цель курсовой работы, состоит в том, чтобы раскрыть сущность работы менеджмента, а также понятия менеджер и предприниматель. Задачи: 1. Выявить плюсы и минусы работы менеджмента. 2. Уяснить разницу между менеджером и предпринимателем. 3. Предложить методы работы по совершенствованию менеджмента. 4. Закрепить знания в данной сфере и применить их на практике. Объект курсовой работы: работа в сфере менеджмента. Предмет курсовой работы: способы и методы применения работы в области менеджмента. Практическая значимость: работа с курсовой работой, поможет обрести навыки в области организационной работы различных фирм, предприятий, которая поможет в дальнейшем применить эти навыки на практике. Информационной базой исследования явились законы РФ, инструкции, научная литература, информационные ресурсы сети интернет.
Глава 1. Понятие менеджмента
1.1. Менеджмент, функции и обязанности
Менеджмент - это одно из направлений современной экономической науки, направленное на создание, планирование и реализацию плана развития предприятия, организации, фирмы с целью максимизации потенциальной прибыли компании, создания устойчивой системы управления предприятием (см. Рисунок 1) [3].
С другой стороны, менеджмент – это моделирование, создание и контроль социально – экономических систем (см. Рисунок 2).
Истоки современного менеджмента; Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в. В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. (см. Таблицу 1) При принятии управленческих решений преобладала интуиция [7]. Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства.
Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленности.
Таблица 1.
Истоки возникновения современного менеджмента
В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры.
За последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни [5]. Основные изменения в России включают переход к рынку и власти народа, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители. Отпущенные цены, свобода выбора поставщиков и производителей совместно с внешнеэкономической либерализацией и неконкурентоспособностью отечественной продукции, а также ряд других факторов привели к экономическому кризису и стагфляции [6]. Однако кризис в Российской Федерации имеет структурный характер и требует в дополнение к макро – экономическим антикризисных мер структурного характера. Отсутствие последних в сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики и, соответственно, к недостатку у предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены прибегнуть к бартерным обменам и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота. Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство [11]. Демократические преобразования принесли не только свободу слова и базу для создания правового государства, но и необходимость исполнения федерального и местных бюджетов. Их хронические дефициты вызвали в конечном счете повышение налогового бремени, удушающего экономику (см. Схему 1). Схема 1
Некоторые виды современного российского менеджмента
1.2. Цели и задачи менеджмента
Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом [13]. В основе цели лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее. В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее. Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания – не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы [3]. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше. Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как: -формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей. -привлечение к работам высококвалифицированных специалистов. -мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты. -определение стратегии развития предприятия; -разработка целей и планов их достижения. - -определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения. Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента вообще и цели и задачи стратегического менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия (см. Схема 2). Стратегический менеджмент состоит в следующем: создание стратегического видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического видения. .
Схема 2
Цели и задачи менеджмента
Цели и задачи управления являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет, прежде всего, о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации. Функции управления являются общими для любого предприятия и включают:
· планирование, подготовку и принятие решение;
· организацию реализации принятых решений;
· мотивацию персонала.
Глава 2. Менеджер и предприниматель
2.1. Менеджер, сущность и цели
Само понятие менеджер на сегодняшний день означает осуществление обязанностей в сфере бизнеса под управлением руководства (начальник, директор) и прочие высшие должности (управленцы). Основная задача управленцев -управление, включающее планирование, организацию, мотивацию и контроль. В зависимости от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а, следовательно, и управляющих [12]. Типы управленцев: Общепринято выделять управленцев низшего звена (в мировой практике — операционные управляющие), управленцев среднего звена (линейные управляющие) и управленцев высшего звена:
- Управленцы низшего звена — это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, специалисты по работе с людьми, управляющие по продажам, у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей — это управленцы низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Управленцы низшего звена могут иметь любой уровень образования.
- Управленцы среднего звена — это начальники над управленцами низшего звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких управленцев. Управленцами среднего звена являются начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют дипломы об окончании высших учебных заведений и некоторый опыт практической работы.
- Управленцы высшего звена — самая малочисленная группа управленцев. Даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Типичными должностями здесь будут генеральный директор завода, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень принятия решений требует наличия высшего образования, а иногда и не одного. Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности. Цели работы менеджера:
· менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
· менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
· менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
· менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
· менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
· менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
· менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевых роли. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер [4]. Но, будучи наделенным правом принятия решения, менеджер также и несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом [4].