Файл: Прибыль и рентабельность производственной организации, на пример реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Целью деятельности любого предприятия является прибыль. Прибыль – это качественный показатель эффективности деятельности предприятия, который характеризует рациональность использования предприятием средств производства, а так же финансовых, трудовых, материальных ресурсов.

Целью данной работы является распределение и использование прибыли.

Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:

- рассмотреть теоретические аспекты изучения прибыли и рентабельности;

- провести анализ прибыли и рентабельности в организации;

- разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности провести оценку их экономической эффективности.

В процессе написания данной работы были использованы: статистическая информация, специальная научная и учебная литература, а также публикации в периодической печати.

Объектом исследования в данной работе является НПФ “Металлимпресс”

Предметом исследования выступают хозяйственные процессы, определяющие формирование и использование НПФ “Металлимпресс”.

Цель и задачи данной работы определили ее структуру. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие, сущность и виды прибыли

Прибыль отражает чистый доход предприятия и выполняет следующие функции:

  • характеризует экономический эффект от деятельности предприятия. Если предприятие получает прибыль, это значит, что все расходы по производству продукции покрываются доходами;
  • обладает стимулирующей функцией, так как является основой для дальнейшего расширения производства, его усовершенствования, а так же для увеличения заработной платы работников и выплаты дивидендов владельцам и акционерам;
  • является источником пополнения бюджетов разного уровня, формируя финансовые ресурсы не только самого предприятия, но и государства в целом.

Максимальная прибыль и ее устойчивый рост – важнейшее условие процветания не только конкретного предприятия, но и национальной экономики в целом.

Благодаря получению прибыли, предприятие может увеличить свои масштабы, укрепить позиции на рынке. Как правило, этот процесс сопровождается обновлением и усовершенствованием самого предприятия. Это является общей целью предпринимательства[1].

В экономическом смысле прибыль исчисляется как разность между денежными поступлениями и выплатами, в хозяйственном – как разность между имущественным состоянием рассматриваемого предприятия на конец и начало расчетного периода.

Поскольку существует разница между экономическим и бухгалтерским подходом к издержкам предприятия, различают экономическую и бухгалтерскую прибыль. Связь между этими категориями выражается в формулах расчета:

Бухгалтерская прибыль равна совокупному доходу предприятия минус бухгалтерские (явные) издержки;

Экономическая прибыль равна совокупному доходу минус экономические (явные + неявные издержки),

Экономическая прибыль равна бухгалтерской прибыли минус неявные издержки.

Существуют различные виды прибыли:

Валовая прибыль – это сумма прибыли (убытка) предприятия от реализации всех видов продукции предприятия (услуг, работ, имущества), а так же доходов от внереализационных операций (за минусом суммы расходов по ним). Валовая прибыль – показатель эффективности производства.

Прибыль (убыток) от реализации продукции равна выручке от реализации (без НДС и акцизов, а так же косвенных налогов и сборов) минус затраты на производство и реализацию (включаемые в себестоимость данной продукции). Если в условиях стабильных оптовых цен прибыль предприятия возрастает, это свидетельствует о снижении суммарных индивидуальных затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию. Прибыль от реализации – это показатель основной деятельности предприятия, т.е. деятельности по производству и реализации своей продукции.

Прибыль до налогообложения (или балансовая, бухгалтерская прибыль) – отражается в балансе предприятия, является конечным финансовым результатом деятельности предприятия; выявляется посредством бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса. Бухгалтерская прибыль является показателем эффективности всей хозяйственной деятельности предприятия.

Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается при налоговом учете в рамках действующего законодательства, является основанием для определения налогооблагаемой базы.


Чистая прибыль (убыток) за отчетный период (или прибыль к распределению) – это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех налогов и обязательств и используется на нужды предприятия (развитие производства, социальные нужды и т.д.)[2].

Кроме перечисленных, в научной экономической литературе используются множество других видов прибыли. Большое внимание специалисты уделяют анализу прибыли, то есть анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, используя различные подходы и степень детализации.

Показатели финансовых результатов наглядно демонстрируют эффективность деятельности предприятия в абсолютной оценке, что является важным не только для самого предприятия, но и для лиц, заинтересованных в его деятельности.

К примеру, руководству предприятия данный анализ поможет выявить перспективы дальнейшего развития предприятия, поскольку важнейшим источником финансирования в этих целях является прибыль.

Основные задачи анализа прибыли:

  • обоснование плановой величины прибыли в соответствии с объемом и себестоимостью реализуемой продукции;
  • оценка прибыли в соответствии с бизнес-планом;
  • расчет влияния различных факторов на отклонение величины фактической прибыли от плановой;
  • выявление резервов для роста прибыли и путей их использования.

Анализ финансовых результатов проводится в нескольких направлениях:

  • горизонтальный анализ, заключается в изучении изменений величины показателей за анализируемый период;
  • вертикальный анализ, является анализом структуры показателей прибыли, а так же их структурной динамики;
  • факторный анализ, состоит в выявлении факторов и источников роста прибыли и их количественной оценке;
  • оценка показателей рентабельности в динамике.

Для проведения анализа прибыли используются следующие источники: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, учетный регистр и финансовый план предприятия.

Важным для предприятия является анализ «качества» прибыли, то есть структуры источников ее формирования.

Высокое «качество» прибыли означает рост объемов производства продукции с одновременным снижением ее себестоимости. При низком «качестве» прибыли рост объемов производимой продукции отсутствует, одновременно имеет место увеличение реализационных цен на эту продукцию.

Для предприятия необходимо в целях повышения «качества» прибыли стремиться снизить себестоимость производимой продукции. Таким образом, «качество» прибыли характеризует эффективность использования предприятием имеющихся резервов.


Важнейший аспект анализа прибыли – определение безубыточного, или критического, объема производства и реализации продукции. Объем будет являться безубыточным, если полная себестоимость производимой продукции будет равна выручке от ее реализации. В этом случае предприятие не получает ни убытка, ни прибыли от реализации продукции.

Такую ситуацию еще называют порогом рентабельности или точкой безубыточности (критической точкой). Для достижения порога рентабельности необходимо произвести и реализовать такой объем продукции, чтобы за счет величины выручки от реализации покрыть переменные и постоянные издержки предприятия.

Для получения прибыли необходимо увеличение объема производства и продаж. Если же этот объем будет меньше критического, то предприятие получит убыток.

Только на основе анализа прибыли можно выработать верные управленческие решения, разработать бизнес-планы и т.д. Это справедливо по отношению к любому предприятию, вне зависимости от их размера, вида и масштабов деятельности, а так же формы собственности[3].

1.2.Методы и подходы к формированию прибыли

В условиях динамичности экономической системы возрастает роль прибыли в хозяйственном процессе . Прибыль является показателем, который более всего полно отображает эффективность производства, объем и качество изготовленной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль влияет на укрепление коммерческих расчетов, интенсификацию производства при любой форме собственности. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников Прибыль не только является источником обеспечения внутрихозяйственных нужд предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций по повышению эффективности формирования и распределения прибыли, совершенствованию подходов и методов Значительный вклад в развитие теории прибыли внесли такие ученые- экономисты, как: А . Питу, А . Маршалл, Ф. Найт, И. Шумпетер, В. М. Поддерегин, И. А . Бланк, В. И. Колесников, С . А . Мухин, М. В . Романовский, В . К . Сенчагов, В. В . Ситнин, Н . Г. Сычов, М. А . Федотова и др .


На сегодня среди отечественных ученых- экономистов существует много точек зрения определения прибыли, некоторые из них представлены в табл. 1.1

Существуют особенности в формировании прибыли предприятия, в зависимости от сферы его деятельности, отрасли хозяйствования, формы собственности, степени развития рыночных отношений

На формирование абсолютной суммы прибыли предприятия влияют:

+ результаты его финансово-хозяйственной деятельности; + сфера деятельности; + отрасль хозяйства; + установленные законодательством условий учета финансовых результатов Реально формирование прибыли на предприятии осуществляется по мере реализации продукции Но независимо от определения момента реализации в законодательных актах реальное формирование прибыли на предприятии имеет место только при условии, когда средства от покупателя поступают на банковский счет поставщика

Таблица 1.1 - Теоретическое обобщение подходов к определению "прибыли".

№ п/п

Автор

Определение прибыли

1

С. Ф. Покропивный

Прибыль - это та часть выручки, которая остается после возмещения всем затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия

2

И. М. Бойчик

Прибыль - это часть выручки остается предприятию после возмещения всех расходов, связанных с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности

3

П. Н.Сухарев

Прибыль представляет собой определенную форму прибавочного продукта в условиях товарно-денежных отношений

4

А. М. Поддерегин

Прибыль - это часть прибавочной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению

5

Н.В. Колчина

Прибылью может считаться только та часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг

6

Р. П. Валевич

В условиях рыночных отношений - преобразована форма прибавочной стоимости

7

А. В. Калина

Прибыль - это обобщающий показатель, характеризующий конечный результат деятельности предприятия

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции (рис. 1.1)

Рис. 1.1 - Функции прибыли[4]

Оценочная функция прибыли состоит в том, что прибыль используется как основной критерий экономической эффективности производства и использования основных производственных фондов . Использование прибыли в этой функции дает предпринимателю действенное средство контроля за рациональным использованием имеющихся материальных и трудовых ресурсов