Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значение коммуникации переоценить трудно. Коммуникация выступает самой сложной формой проявления организационного поведения. Современное общество и темп жизни диктуют свои правила. Современный человек проводит в общении, то есть в коммуникациях, около 75% времени.

Коммуникации позволяют людям развиваться, а значит, и развиваться всей человеческой цивилизации. В ходе коммуникаций происходит накопление жизненного опыта, запаса знаний. Именно на коммуникациях и построена вся система образования в мире.

Современные руководители для того, чтобы эффективно управлять организацией и добиваться значительных показателей результативности должны в совершенстве владеть технологией и искусством коммуникации.

Современный руководитель находится в постоянном общении. То есть его время – это практически время для коммуникаций.

Цель коммуникации состоит в том, чтобы сторона, которая принимает передаваемое сообщение, поняла его в точности и без неоднозначности. От того, насколько достоверно и эффективно были переданы необходимые сведения, зависит эффективность управления, скорость и точность выполнения принимаемых решений и результативность контроля исполнения.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Барьеры на пути эффективных коммуникаций».

Объектом курсового исследования является коммуникация и барьеры, которые встречаются в коммуникационном процессе.

Предметом курсового исследования это теоретическая сущность коммуникации и барьеров на пути коммуникаций, а также способов их преодоления.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов коммуникаций.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретическую сущность и характеристику коммуникаций. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть различные подходы к определению понятия коммуникаций;

- рассмотреть этапы и элементы коммуникационного процесса;

- изучить виды коммуникационных технологий.

Во второй главе планируется дать анализ коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- проанализировать направления коммуникативной стратегии предприятии ООО Ветер;


- проанализировать коммуникативные барьеры на предприятии ООО Ветер;

- проанализировать способы преодоления коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2018 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.

Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Лебедева, Урсул, Зайцева.

Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическая сущность и характеристика коммуникаций», «Анализ коммуникативных барьеров на предприятии ООО Ветер»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты коммуникаций

1.1 Подходы к определению понятия «коммуникация»

Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.


Выражение, которое подразумевает обмен мыслями, является метафорой и используется в переносном смысле. Информация – это такой специфический ресурс, который имеет важнейшую особенность[1]. В процессе коммуникации происходит обмен мыслями, однако каждый из собеседников не только остается со своими мыслями, но и приобретает мысли собеседника или человека, с которым реализуется процесс коммуникации. То есть, благодаря коммуникации происходит обогащение опытом, мыслями, идеями, эмоциями и прочей информацией.

В связи с этим коммуникацию можно рассматривать с точки зрения различных подходов. Подход к анализу коммуникации разделяют на две парадигмы: механистическую и деятельную. Под парадигмой здесь подразумевается система близких взглядов ряда ученых, совпадающих по своим основополагающим принципам.

В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. В деятельном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.

Так как дословный перевод коммуникации обозначает «общий», то можно говорить о том, что личность, которая передает сообщение, стремится к установлению общения с другой личностью или с группой личностей.

Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

Также коммуникацию можно рассматривать и с другой точки зрения. Согласно данной точке зрения, коммуникация – это форма взаимодействия личностей и людей в процессе общения в информационном плане.

Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации[2].

Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. «Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация - в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми» [3]. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме».


Есть ученые, которые подразумевают под коммуникацией процесс трансформации информации в вербальную и невербальную информацию.

Однако, может показаться, что информация и коммуникация отождествляются. Это в корне неверно. Информация – это одностороннее сообщение. А коммуникация – это двустороннее сообщение, посредством которого возникает общение и обмен информацией друг с другом.

Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море[4]. Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания».

Таким образом, в заключении раздела можно прийти к следующим выводам:

- коммуникация представляет собой процесс строгой целенаправленности, который происходит в результате того, что информация обменивается и происходит ее обратная передача.

- коммуникация имеет важнейшую особенность, которая отличает ее. Данная особенность состоит в том, что происходит обмен мыслями, в результате которого каждый из участников коммуникации не только остается при своих мыслях, но и обогащается мыслями другого участника коммуникации.

- то есть в результате коммуникации происходит обмен опытом, мыслями, чувствами и эмоциями.

- существуют множество подходов к определению коммуникации, которые и были рассмотрены.

1.2 Этапы и элементы процесса коммуникаций

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.

1. Отправитель,лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение,собственно информация, закодированная с помощью символов.

3. Канал,средство передачи информации.

4. Получатель,лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы[5]:


1. Зарождение идеи.

2. Кодирование и выбор канала.

3. Передача.

4. Декодирование.

Эти этапы проиллюстрированы на рис. _. в виде простой модели процесса коммуникаций.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркивает важность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив этапа — «не начинайте говорить, не начав думать».

Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных[6].

Этот пример показывает также связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по существу. Управляющий, который воспринимает подчиненных как детей, ждущих, чтобы их поправляли и направляли, скорее всего заложит в свои идеи критицизм отрицательного свойства, свойственный такому образу мышления.

Еще один пример потенциальных проблем на этапе зарождения идеи дает нам начальник цеха, только что принявший сообщение от высшего руководства о том, что компании нужно на 6 % увеличить производство видеоигр без увеличения сверхурочных выплат. Если начальник цеха не сможет сообразить, каким путем лучше всего обменяться этой информацией с подчиненными и направит им это сообщение в точности таким, каким оно было получено, возможны недоразумения, поскольку рабочие поймут лишь сам факт того, что изменения необходимы. Если же руководитель в самом деле продумает те идеи, которые требуют передачи, он может прийти к следующим заключениям[7]: