Файл: Роль комплексного анализа в управлении производством и повышении эффективности хозяйственной деятельности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты комплексного анализа эффективности деятельности предприятия
1.1 Сущность эффективности деятельности предприятия
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия
2.1. Краткая характеристика ООО «ВОСТОК-ЖБИ»
2.2. Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ВОСТОК-ЖБИ»
Глава 3. Пути повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности ООО «ВОСТОК-ЖБИ»
Введение
Актуальность. От того, насколько эффективна работа предприятий, их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и индустриальная мощь государства. В сегодняшних условиях очень важно понимать необходимость в развитии и постоянном движении вперед. Для того чтобы предприятие постоянно двигалось вперед, нужно отслеживать все запросы рынка и их особенности, своевременно на них реагировать и пытаться, по возможности, их удовлетворять. Зачастую рост развития связан с какими-либо переменами, которые улучшают и обновляют ассортимент и технологию изготовления продукции, повышают качество изделий, улучшают процессы и так далее. Но любые перемены будут бессмысленны, если они благотворно не сказываются на деятельности предприятия.
В сложившихся условиях хозяйствования предприятий возрастает роль комплексного анализа эффективности их деятельности. Зачастую подобный анализ осуществляется в основном на базе традиционных методик оценки финансовых результатов и финансового состояния коммерческих организаций. Среди основных недостатков данных методик применительно к деятельности предприятий можно выделить следующие: во-первых, они базируются только на использовании бухгалтерской отчетности, которая является малоинформативной для исследуемой категории предприятий, во-вторых, коэффициенты, составляющие основу методик финансового состояния, носят общий характер, и получаемые значения не всегда в полном объеме дают характеристику деятельности предприятий для органов управления, а также инвесторов.
Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе деятельности и разработке рекомендаций по повышению ее эффективности в ООО «ВОСТОК-ЖБИ».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты комплексного анализа эффективности деятельности предприятия;
- провести анализ показателей деятельности ООО «ВОСТОК-ЖБИ»;
- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности ООО «ВОСТОК-ЖБИ».
Предметом исследования является комплексный анализ эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования является ООО «ВОСТОК-ЖБИ».
Теоретико-методологической основой исследования выступили положения и выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области оценки эффективности деятельности предприятий, статьи в периодических изданиях по исследуемой тематике.
При разработке и решении поставленных в работе задач использовались методы сравнительного анализа, синтеза, горизонтального и вертикального анализа, статистические методы, группировки данных, логическое обобщение, а также табличные и графические приемы визуализации экономико-статистических данных, которые позволили изучить исследуемые проблемы.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области регулирования хозяйственной деятельности, а также фактических данных о деятельности ООО «ВОСТОК-ЖБИ».
Глава 1. Теоретические аспекты комплексного анализа эффективности деятельности предприятия
1.1 Сущность эффективности деятельности предприятия
В понятие производственно-хозяйственная деятельность предприятия включаются процесс изготовления продукции, добыча продукции или проведение определенного вида работ, а также экономическая деятельность предприятия. Производственная деятельность по своей природе двойственна: с одной стороны, она отражает технологическое назначение, связанное с изготовлением продукции, отвечающей по количеству, качеству и срокам поставки требованиям рынка, а с другой – должна обеспечивать реализацию вышеназванных требований при минимизации издержек производства. Основным в этой модели является производственный процесс, поскольку именно от него зависит успешность реализации назначения предприятия[1].
Деятельность любого предприятия связана не только с тем, чтобы организовать производство, обеспечив его необходимыми ресурсами, но и с тем, чтобы постоянно следить за текущей деятельностью предприятия, вносить коррективы в управленческие решения с целью достижения плановых результатов[2]. Все это предполагает постоянное сравнение основных экономических и финансовых фактических результатов деятельности предприятия с заранее рассчитанными и запланированными показателями[3]. К числу таких важнейших показателей, которые принимаются и устанавливаются на единицу времени, относятся: выручка от реализации товаров и указанных услуг; совокупные затраты на осуществление производственной деятельности предприятия; прибыль предприятия; рентабельность производства; валовой доход; уровень оплаты труда работников; денежные средства на расчетном счете предприятия; кредиторская задолженность предприятия; дебиторская задолженность[4].
В буквальном смысле слова «эффективный» означает дающий эффект, который приводит к нужным результатам. Слово «эффективность» имеет следующее значение - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, результата к расходам, которые были необходимы для получения прибыли[5].
Эффективность определяется отношением результата к расходам, которые обеспечили его получение. Эффективность раскрывает характер причинно-следственных связей производства. Она показывает не сам результат, а то какой ценой он был достигнут. Поэтому эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик - результата и расходов. В то же время это не исключает использования и абсолютных значений исходных параметров[6].
Следует различать понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность». Экономический эффект - абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке. Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Таким образом, экономическая эффективность отражает связь между результатом деятельности и затратами, произведенными для получения этого результата. Экономическая эффективность выражается относительными показателями, рассчитываемыми исходя из абсолютных характеристик результата и затрат. Критерий эффективности в экономической литературе формулируется по-разному: максимум результата при оптимальной величине затрат; максимум результата при минимуме затрат; максимум результата на единицу затрат; минимум затрат на единицу результата. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов)[7].
Классификации видов экономической эффективности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация видов экономической эффективности[8]
Признак |
Экономическая эффективность |
|
Уровень управления |
Рабочее место, участок, цех, структурное подразделение, предприятие, регион, народное хозяйство |
|
Количество видов продукции |
Монопродукт |
Эффективность производства одного вида продукции |
Номенклатура продукции |
Эффективность производства одного вида продукции, эффективность хозяйственной деятельности предприятия |
|
Вид деятельности предприятия |
Операционная Инвестиционная Финансовая |
|
Метод расчета |
Абсолютная (общая), сравнительная |
|
Подходы к расчету |
Ресурсный Затратный Смешанный |
|
Производственная стадия |
Производство продукции Использование |
Соответствующие виды эффективности предприятия выделяются преимущественно по разнообразию получаемых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Прежде всего, результат производства бывает экономическим или социальным.
Экономический эффект отображает разные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии. К таким показателям относятся объем товарной, чистой или реализованной продукции, величина полученной прибыли, экономия тех или других видов производственных ресурсов или общая экономия от снижения себестоимости продукции и тому подобное[9].
Социальный эффект сводится к сокращению длительности рабочей недели, увеличения новых рабочих мест и уровня занятости людей, улучшения условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизни и тому подобное. Социальные последствия могут быть не только позитивными, но и негативными (например, появление безработицы, усиления инфляции, ухудшения экологических показателей). Они имеют ту особенность, что далеко не все из них поддаются количественному измерению. В связи с этим на предприятиях определяют, оценивают и регулируют (в пределах своих возможностей) как экономическую, так и социальную эффективность[10].
На рисунке 1 представлены виды эффективности предприятия по отдельным признакам.
В зависимости от объекта, относительно которого определяют результативность его функционирования, различают локальный и народнохозяйственный эффекты. Локальный эффект означает конкретный результат производственно-хозяйственной или другой деятельности данного предприятия, в результате которой оно, имеет определенную выгоду. Если же производство продукции на данном предприятии требует дополнительных расходов ресурсов, но ее потребление на другом предприятии связано с меньшими эксплуатационными расходами или другими позитивными последствиями деятельности, то идет речь об определении народнохозяйственного эффекта, то есть общего эффекта в сферах производства и потребления соответствующих изделий (услуг).
По последствиям
Экономическая
Социальная
По месту получения
Локальная (хозрасчетная) Народнохозяйственная
Эффективность предприятия
По степени увеличения эффекта
Первичная
Мультипликационная
По виду определения
Абсолютная
Сравнительная
Рис. 1. Виды эффективности предприятия
по отдельным признакам[11]
Диффузионный эффект может реализовываться в тех случаях, когда определено хозяйственно-управленческое решение, нововведение технического, организационного, экономического или социального характера распространяется на другие отрасли, в результате чего происходит его мультипликация. Резонансный эффект имеет место тогда, когда какое-то нововведение в определенной отрасли активизирует и стимулирует развитие других явлений в производственной сфере.
На рисунке 2 представлены специфические формы мультипликационного эффекта.
Эффект стартового взрыва - это цепная реакция в перспективе. Он возможен при условии, что определенный стартовый взрыв становится началом следующего лавинообразного увеличения эффекта в той же или другой отрасли производства или деятельности (яркий пример - применение экономико-математических методов и моделей в управлении, производстве, разных областях науки). В процессе создания любых материальных ценностей появляются сопроводительные возможности с определенным эффектом. Такие возможности проявляются в виде разных промежуточных и побочных результатов, использование производственных и бытовых отходов и тому подобное. В конечном итоге в любой деятельности имеет место также эффект акселерации, который означает позитивное следствие не только самого по себе конкретного результата, но и ускорение темпов его распространения и применения.
3. Эффект стартового взрыва
1. Диффузии
Мультипликационный эффект
4. Эффект сопровождаемых возможностей
2. Резонансный
5. Эффект акселерации
Рис. 2. Специфические формы мультипликационного эффекта[12]
Пределы между выделенными формами мультипликационного эффекта достаточно условны, подвижные и относительны. Диалектическая взаимосвязь этих форм заключается в том, что все они вместе формируют общий интегральный эффект от реализации определенного хозяйственного решения (внедрение новой техники или технологии, прогрессивных методов или форм организации производства, новых форм ведения хозяйства). Когда решается определена крупномасштабная проблема с очевидными мультипликационными характеристиками, то ожидаемый эффект должен охватывать одновременно все его специфические формы. Общая величина такого эффекта зависит от трех главных факторов: экономической эффективности внедряемого хозяйственного мероприятия, масштабов и скорости его распространения во всех отраслях или сферах деятельности[13].