Файл: Принципы управленческого учета, отличие их от других видов учета на примере компании ООО НЖСК+.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управленческий учет – это внутренний процесс компании. Он обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля над деятельностью компании.

Цель управленческого учета — повышение эффективности управления

  • максимизация прибыли предприятия;
  • обеспечение платежеспособности предприятия;
  • обеспечение устойчивого развития и повышение капитала собственников[19].

Задачи управленческого учета

  • Обеспечение менеджмента информацией для принятия решений, планирования, оперативного управления, контроля;
  • Измерение и оценка деятельности предприятия в разрезе продуктов, подразделений, видов деятельности;
  • Мотивация менеджеров структурных подразделений;
  • Повышение эффективности деятельности предприятия и обеспечение конкурентных преимуществ[19].

Сравним управленческий учет с другими видами учета, применяемыми на предприятии.

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Бухучет ориентирован прежде всего на отчетность для внешних пользователей (инвесторов, государственных органов, третьих лиц)[3, с. 257].

Налоговый учет — это система учета, направленная на определение налоговой базы и налоговых обязательств по соответствующему налогу. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ[5, с. 187].

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика видов учета.

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов учета

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Требования к ведению

Ведение обязательно

Ведение обязательно

Ведение необязательно

Основная задача

формирование информации о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с законом

Определение налоговых обязательств в соответствии с законом

Обеспечение информацией менеджеров в целях управления предприятием

Правила ведения учета

В соответствии с ПБУ

В соответствии с Налоговым Кодексом

По внутренним правилам организации в соответствии с целями и задачами управления

Частота составления отчетов

В соответствии с законом: ежеквартально и ежегодно

В сроки, установленные законом для предоставления декларации по соответствующему налогу.

В сроки, установленные руководством

Оперативность

Нет

нет

да

Объективность

Отражает свершившиеся операции, подтвержденные документами

Отражает свершившиеся операции, подтвержденные документами

Допускает использование прогнозов и оценок


Бухгалтерский учет не может полностью удовлетворить запросы менеджмента компании ввиду его особенностей. Вот некоторые из них:

  • не оперативен;
  • степень детализации недостаточна;
  • позволяет учитывать только документально подтвержденные факты деятельности;
  • ведение учета ограничено рамками пбу;
  • циклы процессов компании могут не совпадать с периодами бухгалтерской отчетности;
  • ведется по одному юридическому лицу[19].

Таким образом, управленческий учет для целей менеджмента обладает рядом преимуществ над бухгалтерским учетом.

Управленческий учет, в отличии от бухгалтерского, может содержать информацию субъективного или вероятностного характера, что необходимо для планирования[6, с. 187].

Управленческий учет содержит информацию требуемой детализации с высокой степенью прозрачности.

Он регламентируется руководством компании. Благодаря этому существует возможность получения любых необходимых отчетов с необходимой периодичностью[17].

Применение управленческого учета позволяет управлять статьями доходов и расходов, контролировать денежные потоки, составлять прогнозы, оценивать эффективность сделки еще до ее совершения, проводить анализ деятельности в любых разрезах.

Если компания состоит из нескольких юридических лиц, то управленческий учет может собрать консолидированную информацию.

Управленческий учет позволяет получать объективную картину, принимать верные управленческие решения, что в результате ведет к увеличению прибыли компании[20].

Несмотря на то, что существуют международные системы управленческого учета, единого рецепта построения эффективной системы управленческого учета все же нет даже в теории. На практике каждое предприятие индивидуально у каждого есть свои традиции, бизнес процессы, действующие механизмы управления, функционирующая информационная система, финансовые и трудовые ресурсы, индивидуальные сильные и слабые стороны. Это следует учитывать при внедрении управленческого учета, для того что бы он органично вписался в структуру компании и принес бы положительный эффект[16].

Однако, индивидуальные особенности предприятия не должны противоречить основным принципам управленческого учета. При построении собственной модели управленческого учета не следует пренебрегать мировым опытом и существующими технологиями управленческого учета.

В системе управленческого учета осуществляется консолидация данных, полученных из разнородных информационных систем предприятия, таких, как бухгалтерия и кассово-складская система, а также из разного рода внутренних отчетов, таких, как сейфовые листы, отчеты менеджеров и т.п.


В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений[18].

Управленческий учет не регламентирован какими-либо правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все необходимые руководству данные. Тем не менее, при ведении управленческого учета целесообразно основывать учетную политику на МСФО или другом хорошо описанном и удобном для предприятия стандарте учета[7, с. 216].

Управленческий учет предназначен для оперативного доступа к информации при принятии управленческих решений. Система управленческого учета – это, в первую очередь, рабочий инструмент руководителя и только потом – бухгалтера.

Одна из важных возможностей системы управленческого учета – быстрый доступ к полным данным за несколько лет, а также сравнительный анализ текущих результатов и результатов прошлых периодов.

1.3 Использование управленческого учета для эффективного управления современным предприятием

Существует мнение, что управленческий учет – штука непомерно сложная и потому доступная и необходимая только крупным компаниям. Но это не совсем так. Действительно, «по-настоящему» такие системы внедряют не более 10% предприятий[19].

Допустим, индивидуальный предприниматель торгует парфюмерией и косметикой. В каждом из ларьков – более тысячи наименований духов, губной помады, кремов и другой мелочевки. Всего «в портфеле» фирмы около 10 тыс. позиций. Пока работает одна-две точки, работа строится на доверии: продавец записывает название проданного товара в тетрадку, а потом время от времени отчитывается о продажах[20].

Такая ситуация типична для любого вида бизнеса. Кустарная учетно-финансовая технология тормозит развитие любого предприятия. Ведь если товаров или торговых точек становится много, приходится тратить уйму времени на инвентаризацию. Кроме того, при такой системе нельзя оперативно анализировать то, как меняется спрос на отдельные товары. А это, в конечном счете, сказывается на прибыли.


Поэтому необходимо наладить управленческий учет по всем правилам. Но просто установить на торговых точках компьютеры, чтобы сканировать штрих-код на упаковке товаров и таким образом автоматизировать контроль за ходом продаж недостаточно для того, чтобы считать внедрение управленческого учета законченным[14].

Чтобы действительно эффективно управлять предприятием, необходимо оперативно получать информацию по трем позициям, а именно:

  • ассортимент товаров;
  • себестоимость товаров;
  • движение денежных средств[15].

Эти три раздела управленческого учета тесно связаны друг с другом, между ними постоянно происходит информационный обмен. Если вести учет только по одному из направлений, то никогда не будет объективной и, главное, целостной картины. Если составить только финансовый отчет о продажах, то, глядя в него, все равно не ясно, как изменялся спрос на конкретные товары, и какое их количество было продано.

Рынок или процессы внутри предприятия постоянно находятся в движении. Изменяется спрос на продукцию, темпы производства, уровень издержек, производительность оборудования. И каждая из этих ситуаций требует своего набора решений.

Под влиянием этих изменений компания может столкнуться с затовариванием сырьем и товарами.

Не допустить таких перекосов позволяет внедрение системы учета ассортимента[11, с. 166].

Управление ассортиментом предусматривает решение двух задач.

Во-первых, это стратегическое планирование. Ведь для любой компании важно эффективно распределить средства с учетом изменений и возможностей рынка и возможностей предприятия.

Во-вторых, это текущее управление. В ходе текущего управления необходимо вести постоянное наблюдение за ассортиментом. И в случае необходимости проводить коррекцию своих планов, учитывая складывающуюся ситуацию и то, как она может измениться в ближайшее время.

Для управления ассортиментом необходимо разработать свой собственный классификатор товаров. Это особенно важно для предприятий, ассортиментный перечень которых насчитывает сотни и тысячи наименований. В процессе классификации можно разделить товары на взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые[14].

На основе собранной и проанализированной информации можно составить планы продаж и необходимых закупок на любой период времени.

Теперь рассмотрим значение управления затратами и себестоимостью для системы управленческого учета.

Владелец любой компании стремится к наибольшей прибыли. Один из путей для достижения этой цели – постоянно выявлять и сокращать издержки. Однако на основе бухгалтерской информации работать над сокращением издержек практически невозможно. Ведь бухгалтерский учет регистрирует все произведенные траты по факту[10, с. 244].


Все эти дополнительные расходы в бухгалтерских документах не учитываются. Их показывает только управленческий учет. Ведь он определяет себестоимость каждого товара не в целях налогообложения, а для того, чтобы менеджеры имели полную информацию о затратах и могли управлять ими[19].

Для эффективного управления затратами необходимо разработать логичную схему расчета себестоимости, в которой учитываются все детали. Затем требуется создать «дерево» затрат. При этом затраты необходимо классифицировать так, чтобы их было удобно сравнивать между собой. Ведь если на одном уровне такого «дерева» типов затрат слишком много и они различаются между собой в десятки раз по абсолютным величинам, то учет будет неэффективным.

Основой динамического метода расчета себестоимости, то есть ее изменений во времени, является классификация процесса по этапам: снабжение, производство и реализация продукции. Базовая себестоимость товара включает в себя стоимость сырья, полуфабрикатов, возможные акцизы и таможенные налоги на сырье и некоторые другие расходы. В ходе производства прибавляются производственные расходы. Затем себестоимость растет в процессе реализации продукции. А после продажи появляются еще и дополнительные затраты – например, налоги[15].

Если представить процесс формирования себестоимости таким образом, появляется возможность принять меры, чтобы снизить затраты на каждом этапе этого цикла. Хорошо работающая система управленческого учета позволяет руководителю в любой момент времени знать, как меняется себестоимость по любой товарной позиции, по группе наименований товаров или по всей продукции.

Проанализировав, из каких затрат складывается себестоимость товара на каждом уровне, можно определить, как сильно снижаются накладные расходы, как изменяется разница между ними и маржинальной прибылью. Маржинальная прибыль – это разница между отпускной ценой и переменными издержками. В итоге с помощью управленческого учета можно сделать вывод об эффективности производства в целом и по отдельным его направлениям[16].

Теперь рассмотрим важность учета движения денежных средств, а также их распределения между структурными подразделениями, которые будут отвечать за их движение. Эти подразделения называют центрами финансовой ответственности (ЦФО) [9, с. 158].

Каждый центр имеет свой бюджет, а его менеджеры – возможность самостоятельно принимать решения в рамках бюджета. Такая децентрализация управления финансами повышает оперативность работы отдельных подразделений и компании в целом. И кроме того, это помогает добиться «прозрачности» бизнеса: руководителям предприятия становится легче контролировать его отдельные участки и видеть все источники возникновения доходов и расходов.