Файл: Проблема адаптации персонала и молодых специалистов в организации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и методические аспекты процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе
1.1. Адаптация в коллективе: сущность, формы и виды
1.2. Процесс освоения новой работы и закрепление успеха
1.3. Методика исследования технологии успеха на новой работе
2.1 Информация об организации и анализ ее деятельности
2.2 Анализ процесса освоения новой работы сотрудниками компании «Бастион»
2.3. Анализ проведения процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе компании «Бастион»
3.1. Рекомендации по освоению и успешному выполнению новой работы сотрудниками «Бастион»
3.3. Общие выводы и рекомендации для закрепления успеха на новой работе для сотрудников «Бастион»
Приспособление к новой работе, новому рабочему месту, психологическому климату коллектива, установление с ним рабочих и человеческих контактов можно назвать адаптацией. Потребности в такой адаптации возникают: после перемещения или перевода, после перехода на новую работу. Естественно, человек при этом испытывает неуверенность в той или иной степени [21, с.80].
Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, так и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с другой - конкретное осуществление этих намерений, реализация личных планов.
Не все люди в одинаковой степени способны освоить ту или иную профессию - одни очень быстро овладевают навыками и достигают профессионального совершенства, у других на это уходят годы. Нередко в процессе затянувшегося обучения теряется интерес к избранной профессии, возникает общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его условиям и содержанию, и в результате, человек меняет свой вид деятельности [22, с.75].
Получить хорошую работу важно и непросто, но и удержаться на полученном месте, а тем более продвинуться - задача не из легких. Те, кто считает, что достаточно добросовестно выполнять свои обязанности, а успех придет сам, серьезно заблуждаются. Конечно, для достижения успеха необходим высококвалифицированный и добросовестный труд, но этого отнюдь не достаточно. При нынешней все более острой конкуренции компетентность и трудолюбие сами по себе уже не являются гарантами успеха [2, с.7].
На протяжении всей жизни человек, как социальный субъект, находясь большую часть своей жизни среди себе подобных, должен соотносить свое поведение с поведением других людей, т.н. социализацией.
Выделяется три стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция.
Успешное прохождение этих стадий именно в таком порядке обеспечивает человеку успех в обществе.
На стадии адаптации человек усваивает те нормы, нравственные устои, ценности, которые превалируют в данном коллективе. Чем более подробную информацию соберет человек в этот период, тем лучше. На этой стадии нужно быть похожим на коллег, не выделяться из общей массы. Поторопитесь что-то изменить - скажут: «Не лезь со своим уставом в чужой монастырь» [7, с.71]. Вы должны быть уподоблены окружающим: пока Ваша задача - быть, как все. Это с разной степенью успешностью достигается, но с некоторой утратой определенных индивидуальных отличий. Может казаться, что Вы полностью растворены в общей массе, происходит что- то вроде временной потери личности. Эти переживания носят субъективный характер, потому что фактически своими деяниями человек продолжает себя в других людях. Это может продолжаться от двух недель до двух месяцев, в редких случаях дольше [7, с.76].
Стадия индивидуализации. Справившись с трудностями адаптационного периода, поняв иногда смутно, а иногда остро, что для этой компании Вы «свой», начинаете осознавать, что как личность Вы в какой-то мере себя утрачиваете за счет собственной неприметности и «похожести» на любого. И тогда наступает время, не только проявить потребность быть личностью, но и найти средства для ее удовлетворения. В этом случае мобилизуется все внутренние ресурсы для утверждения своей индивидуальности. Эта стадия может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
И на стадии интеграции, если две предыдущие пройдены со знаком «+», Вы и коллектив становитесь единым целым, удовлетворяя все свои потребности, что обеспечивает комфортное сосуществование [18, с.15].
Компании и организации могут значительно различаться между собой по манере ведения дел. Практика работы на прошлом месте возможно окажется совсем неприемлемой для нового окружения по этой причине почти все большие компании проводят для вновь принятых служащих сессии по официальному внедрению их в профессию.
Полное введение в профессию может требовать большинства из следующих знаний и действий:
- организация, ее история и развитие;
- общий характер требующей выполнения работы;
- правила в организации и меры безопасности;
- услуги и социальные гарантии сотрудникам;
- детальное представление о ваших функциональных обязанностях;
- представление руководящим работникам фирмы, с которыми вы будете иметь дело;
- перспективы продвижения по службе;
- условия труда.
В качестве абсолютного минимума необходимо знать следующее:
- кому я должен подчиняться (непосредственный начальник)?
- за чью работу я непосредственно отвечаю (подчиненные, клиенты)?
- каковы мои обязанности (описание функциональных обязанностей)?
- где я должен выполнять эти обязанности (отдел, месторасположение)?
- как работает оборудование, которым я могу воспользоваться?
- к кому мне следует обратиться, если возникнут проблемы (к начальнику, мастеру, в отдел кадров)? [11, с.14]
Приступая к новой работе, будьте готовы к тому, что внимание к вашей личности и профессиональной деятельности в 1-ое время станет завышенным. Универсальное правило «по одежке встречают» принципиально помнить не только лишь при подготовке к интервью, но и при возникновении на новой работе, в момент выбора костюма и манеры поведения.
Очень важно правильно оценивать себя. Далеко не всегда удается самостоятельно справиться с этой задачей. Не всегда возможно, да и не всегда нужно стремиться кардинально изменить себя. Но, зная себя достаточно хорошо, можно выработать так называемые приемы компенсации и регламентации, чтобы минимизировать сложности, связанные с вашими личными качествами, а порой и превратить свои недостатки в достоинства [15, с.143].
Человек на любой работе должен стремиться стать профессионалом. Это всегда принесет успех в любом деле. Профессионал – тот, кто обладает целым рядом качеств:
1. Имеет специальные знания и навыки в своей предметной области.
2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать.
3. Знает своих коллег, организует свою коммуникативную сеть, т.е. завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает отношения с коллегами.
4. Владеет основами менеджмента и самоменеджмента, т.е. умеет организовывать работу других и свой труд.
5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.
Чтобы быть услышанным, прежде всего следует руководствоваться соображениями здравого смысла, которые, пожалуй, лучше всего сформулировал Дейл Карнеги [21, с.126].
Шесть правил, чтобы понравиться людям:
- Искренне интересуйтесь другими людьми;
- Чаще улыбайтесь;
- Помните, что каждому приятно слышать свое имя;
- Будьте хорошим слушателем;
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника;
- Искренне внушайте собеседнику сознание его значительности.
Что же нужно для профессионального успеха?
1. Личное желание занять более высокий пост (самомотивация).
2. Умение работать с людьми (коммуникационные процессы).
3. Готовность рисковать и брать на себя ответственность (уровень самосознания).
Полезно документировать очень многое из того, что вы делаете. Заведите специальную папку, куда собирайте выдвинутые вами идеи, полученные похвалы, записи об участии в семинарах, поданные предложения, выполненные поручения и т.п. [12, с.79]
Используйте календари-еженедельники, рабочие папки и продуманную систему хранения материалов.
Идеи надо беречь и не следует расточительно разбрасывать.
Что касается документирования своей работы, то для начинающего служащего это очень полезно. Когда речь пойдет о прибавке зарплаты, повышении в должности и т.п., то достижению вашей цели будут способствовать собранные к тому времени в специальной папке сведения о ваших успехах и поощрениях, формах повышения квалификации, объеме и качестве выполненных работ. Кроме того, такое документирование может быть полезным и при поиске новой работы [22, с.76].
Человек, стремящийся сделать карьеру, может продвигаться по иерархической лестнице почти безгранично. Чем выше поднимаешься, тем больше требуется усилий. Любая остановка — это путь вниз.
Все основные приемы и методы решений в области карьеры, актуальные на любом ее этапе, становятся все тоньше. Например, для преуспевающего банкира дорогой и элегантный, но в меру консервативный костюм — это уже не просто пожелание, а обязательная часть профессионального этикета. Вежливость и соблюдение этикета — долг каждого воспитанного человека, но для дипломатов и государственных деятелей высшего ранга — это еще и ответственность особого рода, они как бы олицетворяют свою страну, и их промахи могут сказываться на судьбе общества [13, с.15].
Итак, получить хорошую работу важно и непросто, но и удержаться на полученном месте, а тем более продвинуться - задача не из легких. Приступая к новой работе, будьте готовы к тому, что внимание к вашей личности и профессиональной деятельности в первое время будет повышенным. Универсальное правило «по одежке встречают» важно помнить не только при подготовке к интервью, но и при появлении на новой работе, при выборе костюма и манеры поведения. Для профессионального успеха необходимо иметь личное желание занять более высокий пост, уметь работать с людьми и быть готовым рисковать и брать ответственность на себя [19, с.115].
1.3. Методика исследования технологии успеха на новой работе
Анализ адаптации сотрудников и освоения новой работы в данной курсовой работе будет проводиться с помощью такого метода, как анкетирование.
Анкетирование - это опрос сотрудников с помощью специального бланка с вопросами (анкеты). Цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении сотрудников по той или иной проблеме. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все сотрудники компании) или выборочным (при котором опрашивается одно подразделение или определенная категория сотрудников) [20, с.231]. В данной курсовой работе будет использоваться выборочное анкетирование.
В курсовой работе исследуются особенности освоения новой работы сотрудников и адаптация в трудовом коллективе на примере компании «Бастион».
Актуальность данного исследования определяется тем, что, в первую очередь, адаптация важно для самого сотрудника, а во вторую очередь, компании необходимы профессиональные сотрудники, которые быстро освоят новую работу и адаптируются в коллективе.
Основными аспектами данного исследования являются:
-освоение новой работы менеджером;
-адаптация менеджера в компании «Бастион»;
- порядок адаптации на предприятии;
- качество организованного процесса адаптации;
- методы освоения сотрудником новой работы в компании «Бастион».
Объектом данного исследования является адаптация и освоение новой работы менеджером в компании «Бастион». Предметом исследования являются теоретические и методические основы адаптации и освоения новой работы.
Для проведения исследования была разработана анкета, состоящая из трех частей:
- Блок 1 – Анализ процесса освоения новой работы сотрудниками компании «Бастион». Состоит из 9 вопросов;
- Блок 2 - Анализ проведения процесса адаптации сотрудника в трудовом коллективе компании «Бастион». Состоит из 10 вопросов;
- Блок 3 - Личные данные. Состоит из 4 вопросов.
Практическая значимость данного исследования достаточно велика, так как любая организация, в том числе и «Бастион», не может существовать без эффективной деятельности менеджеров, успешно освоившихся в коллективе и в новой работе.
Таким образом, по результатам исследования 1 главы можно сделать выводы.
Адаптация персонала в организации является одной из составляющих системы технологии управления персоналом. Она выступает связующим звеном между входом сотрудника в организацию и результатом его трудовой деятельности в ней. Основная цель адаптации, связанная с приспособлением человека к новому организационному окружению, заключается в сокращении материальных, эмоциональных и временных затрат.
Вхождение человека в организацию можно представить как процесс, ведущий к изменению его ценностей и поведения в соответствии с ожиданиями организации, осмыслению значимости социальной роли в ней, формированию мотива к труду. Адаптацию человека в организации можно рассматривать с двух сторон. Первая сторона определяется психологическим состоянием человека и связана с отождествлением личных интересов с целями организации. В данный период времени происходит отвыкание человека от прежней работы. Вторая сторона состоит в приобретении новых знаний, умений, навыков в процессе выполнения производственных или управленческих функций в организации.
Глава 2. Анализ результатов исследования освоения работы и адаптации в коллективе на примере компании «Бастион»
2.1 Информация об организации и анализ ее деятельности
Компания «Бастион» является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка г. Москвы, круглую печать, штамп и бланки со своим наименованием, собственный товарный знак, знак обслуживания. «Бастион» может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и выполнять обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде.