Файл: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОЛЛЕКТИВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:

- любые организационные изменения зависят только от мнения всего одного человека;

- стремление лидера сохранить власть после достижения цели, что может идти в разрез с желаниями членов группы;

- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.

В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера выступают такие как:

- умение видеть ситуацию в целом;

- коммуникативность;

- умение завоевать доверие сотрудников;

- гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей .

2. Проблемные аспекты воздействия лидерства и стилей руководства на коллектив

2.1 Проблемы лидерства

Наличие в коллективе формальных и неформальных лидеров, процесс их взаимодействия с коллективом обуславливает возникновение ряда проблем.

Одной из наиболее распространенных выступает проблема взаимоотношений между формальным и неформальным лидером. В большинстве случаев последствием такой ситуации выступает угнетение неформального лидера со стороны формального. Так как доверие и приверженность коллектива всегда на стороне неформального лидера. Однако если неформальный лидер является сильным человеком, то такое противостояние приводит к тому, что руководитель идет на уступки и выполняет требования коллектива. Если формальному и неформальному лидеру не удается достичь компромисса, социально-психологический климат в коллективе становится неблагоприятным. Психологическая напряженность будет нарастать и может перерасти в серьезный конфликт, в ходе которого оба лидера или один из них могут утратить свои позиции[9].


Еще одной важной проблемой выступает то, что на практике качества лидера не всегда совпадают с теми, которыми он теоретически должен обладать. Напрямую с этой проблемой связана проблема деструктивного лидерства, для которой характерна ситуация, когда лидером группы становится человек с низким уровнем моральных принципов, или же человек, не поддерживающий политику и корпоративную культуру организации. Появление такого лидера, особенно сильного лидера способно разрушить организацию изнутри[10].

В качестве проблемы лидерства выделяют и саму проблему по выявлению лидера коллектива, способного занять руководящую должность. Совпадение формального и неформального лидера в одном лице оказывает положительное воздействие на эффективность организации в целом.

Важной проблемой выступает возможное несовпадение целей лидера с целями группы и организации. В этом случае может развиваться конфликтное противостояние на основе явных противоречий.

Таким образом, существует огромное количество проблем лидерства в организации, наличие которых, влияют на эффективность организации. Поэтому эти проблемы требуют решения.

2.2 Стили руководства: понятие и виды

Руководитель на всех уровнях системы управления организацией выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности предприятия.

Под руководством понимается способность оказывать влияние на отдельных лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации[11].

Важнейшей характеристикой деятельности руководителя выступает стиль руководства, под которым понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

Руководитель выступает ведущим и организатором в системе управления. Процесс управления осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

В структуре стилей лидерства выделяют:

- авторитарный стиль лидерства — для которого характерны такие черты как жесткость, требовательность, единоначалие, строгий контроль и дисциплина, ориентация на результат, игнорирование социально-психологических факторов;


- демократический стиль лидерства —который строится на коллегиальности, доверии, информировании подчиненных, инициативе, творчестве, самодисциплине, сознательности, ответственности, поощрении, гласности, ориентации не только на результаты, но и на способы их достижения;

- либеральный стиль лидерства — основан на низком уровне требовательности, попустительстве, отсутствии дисциплины и требовательности, пассивности руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлении им полной свободы действий.

Исследование стилей лидерства послужило основой поиска стиля управления, который может привести к высокой производительности труда и удовлетворенности исполнителей.

Значительное внимание исследованию стилей руководства было уделено в трудах Р. Лайкерта, который в 1961 г. предложил континуум стилей руководств. Его крайними позициями являются руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между ними расположены все другие типы лидерского поведения.

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

Эксплуататорско-авторитарный: для этого стиля характерно автократичное управление, отсутствие доверия, единоличное принятие решений руководителем. Ключевыми стимулами выступают страх и угроза. Для этого стиля характерно активное противоборство формального и неформального управления.

Патерналистски-авторитарный: является более смягченной версией предыдущего. Персонал частично привлекается к процессу принятия решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.

Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Привлечение персонала к принятию решений выступает стимулирующей мерой. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.

Демократический стиль, для которого характерно полное доверие, инициатива персонала максимально учитывается и поощряется. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "реководитель-подчиненный", стили руководства.


К одномерным стилям относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

В основе формирования одномерных стилей лежат теории "Х" и "Y" Дугласа Мак-Грегора. В основе теории "Х", лежит предположение о лени людей и избегания необходимости работать при любой возможности. Поэтому чтобы заставить людей работать необходимы жесткие силовые меры[12].

Таблица 1 – Стили управления

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный стиль

управления

Демократический стиль

управления

Либеральный стиль

управления

Приемы принятия решений

Единолично решает все вопросы

Принимая решения, советуется с коллективом

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решений до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Принципы подбора кадров

Боится квалифицированных работников, старается от них избавится

Подбирает деловых, грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение

Характер отношений с подчиненными

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Мягкое, формальное

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение чаще, чем наказание


По мнению основателя теории, люди обладают этими чертами не в силу природных данных а из-за тяжелых условий жизни, поэтому с развитием экономики и ростом условий жизни теория «Х» трансформируется в теорию "Y". В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество. И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

Характеристика "одномерных" стилей управления была предположена отечественным исследователем Э. Старобинским.

В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.

Теория Х:

- Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.

- Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.

- Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

Теория У:

- Работа так же естественна, как игра для ребенка.

- Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда — результат, связанный с достижением цели.

- Средний человек стремится к ответственности.

Таким образом, формируются два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных. В западном бизнесе популярна также теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).

Рассмотрим различные стили руководства, приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Стили руководства

Для типа 1.1 характерно такое поведение руководителя, когда он прилагает только усилия, позволяющие сохранять место работы. Этот стиль существует только в теории.