Файл: ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОЛЛЕКТИВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема лидерства находится на стыке социальных, психологических наук и практики менеджмента. Во всех указанных сферах ей уделяется большое внимание. В современных условиях, когда экономика ориентируется на инновационный сектор вырос запрос на лучших лидеров и качественное лидерство, что привело к колоссальному росту программ развития лидерства. Прогрессивные компании тратят миллионы и миллиарды на развитие лидерских качеств персонала.

Интерес к развитию лидерства связан с изменением природы организаций. Движение от бюрократических организаций к постмодернистским предполагает иной взгляд на рабочую среду – она теряет свою определенность и обретает свойства постоянно меняющегося потока. Хотя менеджмент по-прежнему жизненно необходим, лидерство, по всей вероятности, выступает ключевым аспектом в разрешении сложных и неопределенных ситуаций, в которых оказываются современные организации.

При этом, несмотря на всю актуальность проблемы лидерства, наличие широкого круга теоретических и практических исследований остается еще множество неисследованных аспектов лидерства. При этом необходимо отметить, что социально-общественные запросы к лидерству оказывают влияние на его содержательную сторону.

Цель исследования – рассмотреть основные аспекты проблемы лидерства, стили руководства и их влияние на коллектив.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть психологические теории лидерства;

- рассмотреть понятие лидерства и его современные аспекты;

- охарактеризовать проблемы лидерства;

- рассмотреть стили руководства.

Объект исследования – социально-психологические и управленческие аспекты лидерства.

Предмет исследования – влияние лидерства и стилей руководства на коллектив.

Информационной основой исследования послужили публикации и монографии отечественных авторов, направленные на исследование проблем лидерства.

При написании работы применялись методы анализа, сравнения, сопоставления.

Работа состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения и списка литературы.

1. Теоретические аспекты психологии лидерства


1.1 Понятие лидерства в психологии

Лидер – это лицо, которое способно воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лидера можно выделить практически в любом виде деятельности, и в любой исторический период.

Исторически сформировалось два подхода к пониманию термина «лидер»[1]:

- в рамках первого подхода под лидером понимается индивид, который обладает максимально ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы)[2].

- в рамках второго подхода под лидером понимается лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплотить окружающих, объединить других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер[3].


Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются[4].

1.2 Теории лидерства в социальной психологии

Выделяют социологические и психологические теории лидерства в зависимости от того, в контексте каких учений они разработаны. К числу социологических теорий относятся такие теории как «теория черт», «ситуационная теория», «теория определяющей роли последователей», «реляционная теория»[5].

В основе «Теории черт» лежит понимание лидерства как феномена, рождаемого специфическими чертами лидера, такими как искусство убеждения, любовь к риску, энтузиазм, смелость, воля, справедливость, искренность и т.д. В ходе эволюции данная теория получила много опровержений, основанных на том, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. Однако единодушно признано что в этой теории содержится определённый психологический и практический смысл. Невозможно создать универсальную шкалу черт лидера, именно данный факт стал причиной быстрого падения популярности «теории черт».

На современном этапе многие исследователи возвращаются к теории черт. В результате были выявлены черты наиболее эффективных лидеров в современных условиях. Отмечены следующие черты: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в людей, чтобы вдохновлять их; энергичность, добросовестность, эмоциональная устойчивость[6].

После «теории черт» наибольшее распространение получила «ситуационная теория», провозглашающая значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер в рамках этой теории рассматривается как функция ситуации. Если социальная ситуация существования группы меняется, то высока вероятность смены лидера.


«Ситуационные теории» лидерства повлекли за собой разработку «теории определяющей роли последователей». Лидер не может существовать без социальной группы. Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на её деятельность. Последователи могут принимать или отвергать лидера. Группа будет поддерживать лидера до тех пор, пока он разделяет ценности, значимые для неё.

Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана "комплексная (реляционная) теория" лидерства, включающая в себя основные идеи всех трёх вышеназванных теорий.

Психологические теории лидерства, в отличие от социологических, не разрабатывались специально, а явились побочным эффектом исследований феноменов личности. В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека. Подавленные влечения становятся источником высокой социальной активности, приводящей человека к лидерству. Происходит социальная компенсация психологической неудовлетворённости за счёт влияния на других.

Лидерство рассматривалось также как следствие комплекса неполноценности, возникающего у некоторых людей в детском возрасте и являющегося универсальной движущей силой в преодолении препятствий и развития личности. А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Тот, кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними.

В бихевиоризме лидерство изучалось как результат борьбы за выживание, которая чаще всего происходит на неосознаваемом уровне. Здесь лидерство связывали с такими качествами человека как доминантность, инициатива, напористость и агрессивность.

В современной социальной психологии широкую популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего звена. Особое внимание они уделяют вопросам организации групповой деятельности, коррекции внутригрупповых отношений, управленческим функциям, индивидуальным факторам эффективного управления группой.

С.А. Алифанов в своей статье «Основные направления анализа лидерства» выделил три подхода к изучению этого феномена[7].

Лидерство как образ (когнитивный подход). В рамках данного подхода человек является наблюдателем, активно оценивающим и интерпретирующим информацию, которая поступает из внешнего мира. Приложение идей когнитивного подхода к лидерству было направлено на решение двух основных вопросов.


Во-первых, были тщательно изучены причины, по которым группа рне справлялась с заданиями, делегированными лидером и интерпритация лидером причин не исполнения задания.

Во-вторых, учёных интересовало, каким образом определённый индивид в группе людей начинает восприниматься как лидер.

Восприятие индивида в качестве лидера происходит в том случае, если его поведение соответствует прототипу лидера у наблюдателя.

Лидерство как процесс (интеракционистский подход). Истоки данной точки зрения уходят в 1969 – 1971 гг, когда лидерство рассматривалось как процесс обмена, в ходе которого лидеры и последователи находятся во взаимозависимых отношениях и влияют друг на друга.

Лидерство как пограничная роль (теория систем). Опираясь на платформу теории систем, М. Мэмфорд формулирует альтернативное понимание организационного лидерства. Каждая социальная система, с его точки зрения, состоит из множества подсистем, вплоть до отдельных индивидов, включённых в организацию. Лидеры - это те индивиды, роли которых требуют, чтобы они контролировали и координировали действия двух и более подсистем. Они выполняют как бы пограничную роль между системами и подсистемами[8].

Таким образом, можно отметить, что проблема лидерства получила широкое теоретическое освещение. Теории лидерства не статичны, они развивались и эволюционировали.

1.3 Функциональные основы лидерства

Механизм лидерства и социальная роль отражаются в функциях лидерства. В качестве ключевых функций лидерства можно выделить такие как:

- установка и поддержание норм поведения группы;

- мотивирование соблюдения норм поведения.

При этом необходимо выделить ряд косвенных функций лидера:

- координирование поведения группы;

- контроль поведения всех членов группы;

- планирование средств и методов достижения целей группы;

- формирование политики деятельности группы;

- экспертная оценка действий группы;

- представительство группы перед внешним миром;

- преодоление разногласий как внутренних так и внешних.

В структуре лидерства можно выделить два типа: формальное и неформальное лидерство. При формальном лидерстве лидером является руководитель, который воздействует на группу посредством реализации своих руководящих полномочий. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.