Файл: История создания типометрических систем. Их роль в современной издательской практике.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Типометрия - это метод определения размеров, основанный на дюймовой системе, адаптированный к шрифтам. Слово типометрия происходит от греческих слов τύπος (týpos) - отпечаток, форма и μητρών, μετρέω (metron, metreo) - мера, измерение. Слово "типометрия" впервые появилось в 18 веке. Первоначально типометр представлял собой линейку для измерения размера шрифта, но позже сформировалась сложная система измерений и появилось понятие типографских точек. Невозможно издать книгу, не зная этой системы.
Хороший шрифт разборчивого размера - признак хорошо сделанной книги: Ян Чихольд, один из самых важных дизайнеров 20-го века, сказал, что "решающим фактором в типографике, особенно с начала 16-го века, была буква". Другие детали в книге кажутся случайными. Они являются скорее украшениями и дополнениями, чем важными повторяющимися элементами" [1].
Слишком маленькую или слишком большую книгу трудно читать, а книга, набранная неподходящим шрифтом, производит неприятное впечатление. Каждый издатель должен точно знать, какой размер шрифта можно использовать для конкретной книги. В противном случае книгу, созданную дизайнером, не будут покупать из-за плохого шрифта.
Формат книги - одна из важнейших характеристик издания. Формат книги напрямую влияет на размер шрифта, которым она напечатана. Чем больше формат, тем крупнее шрифт. Формат книги зависит от того, удобно ли ее читать, можно ли носить в сумке или взять в подарок. Шрифт должен соответствовать формату публикации. Маленькая книга, напечатанная крупным шрифтом, может выглядеть так же забавно, как и большая книга, напечатанная мелким шрифтом. Типографика - это искусство, и каждая книга должна быть произведением искусства сама по себе. Никто не хочет иметь в своем доме некрасивую книгу, даже если она содержит очень интересный роман или всестороннее научное исследование.
Формат и шрифт издания требуют специальных знаний. Хотя сейчас существуют специальные стандарты, помогающие дизайнерам, все равно часто все зависит от способности человека увидеть нужный размер шрифта для конкретного формата. Эти навыки основаны на многолетнем опыте, художественном чутье и глубоком знании типографики. Без навыка использования различных размеров шрифта невозможно подобрать формат книги в соответствии с размером шрифта и добиться хороших результатов.
Таким образом, очевидно, что знание того, как работает типографика, необходимо для всех, кто занимается производством книг. Это связано с тем, что шрифты и форматирование являются основой любой публикации, и именно на этом прочном фундаменте строятся все остальные элементы дизайна книги.
Цель: рассмотреть историю двух основных типографских стилей в Европе и Америке.
Цель: Понять историю типометрии, ее текущее состояние, где она используется, насколько широко распространена, а также сильные и слабые стороны каждой системы.
Объект исследования: европейская и американская типометрические системы.
Объект исследования: точки Фурнье, точки Дидо, история типометрии.
Методы исследования: внимательное чтение документов по истории типометрии, анализ документов.
Структура работы: Работа состоит из трех глав. В первой главе описывается история типографии и обсуждаются предпосылки для создания типографского бюро. В главе 2 обсуждаются положения Дидо и их применение к сегодняшнему дню. Глава 3 посвящена истории пико-точек и их применению в типографике.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТИПОМЕТРИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ТИПОМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ПОЛИГРАФИИ
В те времена, когда книги были очень редкими, рукописными и позволить себе их могли только богатые и знатные люди, мало кто задумывался о размере символов, которыми они были написаны. Вместо этого людей больше интересовала красота шрифта и мастерство каллиграфа. Книги воспринимались как роскошь, символ статуса и богатства, а не как источник мудрости. Некоторые из владельцев библиотек были неграмотными.
Но только когда были написаны первые книги, были созданы предпосылки для стандартов шрифта. Например, любого каллиграфа учили писать буквы среднего размера. Слишком маленькие буквы считались трудночитаемыми, а слишком большие - неудобными. Уже в Древнем Египте каллиграфы были вынуждены писать иероглифы одинакового размера и несли ответственность за красоту своей работы.
Чи статуэтка древнеегипетского писца
В Средние века существовала система письма, в которой размер букв имел первостепенное значение. Это была монгольская письменность, созданная Пагба-ламой для Хубилай-хана, внука Чингисхана. Те, кто не следит за размером букв, не смогут написать слова, используя этот шрифт. Это связано с тем, что каждая буква в этой письменности должна быть правильным квадратом, а каждое слово - красивым прямоугольником. Если бы буквы были разного размера, они были бы нечитаемыми.
Более того, во времена рукописных книг, когда заглавные буквы еще не использовались в грамматике многих языков, каллиграфы изобрели заглавную букву. Это буква, размер которой отличается от всех остальных букв. Она начинается с первого абзаца каждой новой главы. Первоначально каллиграфы использовали символы начальных букв из эстетических соображений, для украшения, чтобы сделать книги более дорогими. Позже они перестали быть просто украшением, и родилась идея использовать заглавные буквы для обозначения начала нового предложения.
Изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом означало качественный скачок в издательском деле. Теперь можно было печатать много книг одновременно, а стоимость была намного ниже, чем при печати рукописей. Казалось бы, именно в это время должна была появиться типографика. Но этого не произошло.
Первый печатный станок
В то время типографы использовали большие деревянные буквы. Владимир Кричевский в своей книге "Типографика в терминах и образах" объясняет это так: " Печатное письмо" - это палочка с изображением письма, выдавленным на конце. Поэтому каждая буква жестко прикреплена к прямоугольнику, называемому буквенной площадкой. Высота колодки такова, что прописные и строчные буквы располагаются с вытянутыми прописными и строчными буквами, и все буквы данного размера держат линию шрифта и имеют небольшие плечи сверху и снизу, которые являются, как говорили старые наборщики, "мясом" буквы"[2]. Его размер зависит от того, как мастер его делает. Каллиграфы делали буквы в соответствии с размером человеческого глаза. Однако, как и рукописные книги, первые печатные книги были огромными и не влияли на удобство чтения. По аналогии с современными стандартами, она имела форму кварто или фолио.
Петер Шефер, ученик Гутенберга и переписчик, смог усовершенствовать изобретение своего мастера. Проработав с книгами всю свою жизнь, он знал, что нужно добавить печатникам, чтобы сделать их лучше рукописей. Он первым начал печатать в цвете, изобрел книжную марку и датировал книгу. Это значительно улучшило внешний вид печатной продукции. Сегодня большинство напечатанных им книг оцифрованы и считаются образцами высокого художественного вкуса. Среди них знаменитый "Гербарий" с прекрасными иллюстрациями, раскрашенными вручную, "Сад здоровья", "Псалтырь Мейцена" и "Хроника Саксонии". Однако самой важной публикацией Шефера является работа Цицерона "Об обязанностях", которая была впервые напечатана мелким шрифтом. Позднее шрифт был назван "Цицерон" в память об этом первом издании. Это название используется и сегодня.
Появление типометрии было еще впереди, но типографы уже начали различать разные размеры и давать им названия. Самый крупный шрифт, Principal, назывался просто "Text". Считается, что это название было дано в честь первой книги Гутенберга. Других персонажей звали Petit, что по-французски означает "маленький", Borges, что означает "город", и Corpus. Эти названия были точным отображением шрифта. Борхес, например, в основном использовался для печати газеты, одной из самых характерных особенностей города. Вся жизнь горожан была связана с газетой. Газеты были досугом, ценной информацией, поводом для долгих дискуссий и долгожданными новостями.
Изобретение пресс-форм для литья букв было важным событием, предшествовавшим систематизации размеров шрифтов. С помощью новых пресс-форм удалось быстро изготовить несколько наборов букв разных размеров. Использование металла вместо дерева повысило точность изготовленных символов, а также помогло скорректировать размер, контуры и линии. Инновации привели к ряду важных изобретений для истории книгопечатания.
Конец XV – начало XVI века итальянский типограф Альдус Мануциус решил улучшить дизайн книг, выпускаемых его типографией. Он начал делать книги "в октаво" в уменьшенном формате, чтобы их можно было носить в кармане или сумке. Эти узкие и длинные книги нуждались в особом виде и размере шрифта. Формы для отливки букв были заказаны для принтера знаменитым мастером Франческо Гриффо, также известным как создатель первого латинского шрифта, чтобы уместить как можно больше текста на маленькой странице, Мануций попросил Гриффо сделать вытянутые косые буквы, чтобы они имели форму овала. Так был создан первый в мире курсив.
Типография Мануция заявила, что, несмотря на небольшой размер изданий и шрифтов, буквы в его книгах были очень четкими, и читать текст было весело и легко. Новые шрифты позволяли помещать в строки больше слов, чем раньше, поэтому стоимость книг также была ниже, чем обычно. Итальянцы эпохи Возрождения особенно ценили еще одно преимущество книг, изданных Мануциусом, – они были очень красивыми. Форма письма полностью соответствует форме самой книги, и в этой гармонии воплотилась идея ренессансного идеала - соответствия макрокосма и микрокосма. Буквы были похожи на маленьких людей, и все было похоже на огромную вселенную, в которой они живут. Это была философия, окруженная переплетом книг. Неудивительно, что другие типографии пытались подделать книги Мануция, и в результате он решил использовать издательский бренд, чтобы гарантировать подлинность своих книг.
Первая в мире страница книги, выделенная курсивом
Альдус Мануциус, искренне увлеченный полиграфическим бизнесом, не был удовлетворен красотой своих изданий и попытался улучшить внешний вид книги, уделяя внимание деталям. Он стал первым печатником, который использовал точки с запятой при наборе текста. Позже его внук Альдус Мантий-младший.Это оказалась первая работа в истории типографии, посвященная этой теме, опубликованная книга о принципах пунктуации.
Изобретение Мануция оказало очень заметное влияние на типографию, о чем написал Ян Чичольд: "Альд Мануций пераим сказал, что печатные книги имеют свои особенности, в отличие от рукописных, поэтому мы можем предположить, что настоящая эра типографии в книжном бизнесе начинается с изданий Мануция. По сравнению с ним Гуттенберг кажется просто копией списка средневековых рукописей"[3].
Уже в XVII веке типографы поняли необходимость создания общей для всех системы регулирования размера шрифта. Повторенные в разных странах для создания нескольких наборов шрифтов разных размеров, которые могут служить образцами для всех типографов, такие попытки были предприняты в Англии в 1683 году, но идея систематизации размеров шрифтов в то время не была поддержана. Большинство типографов считали, что при создании книги очень важно показать свой фирменный стиль, чтобы каждый покупатель быстро понял, где напечатана та или иная версия. У каждой типографии есть свой набор шрифтов, которые владельцы заказывали по своему вкусу.
В связи с этим все попытки как-то унифицировать размер букв, используемых полиграфическими компаниями хотя бы в 1 стране, оказались тщетными, книги продолжали печататься совершенно разными шрифтами, и зачастую размеры были неподходящими. Должно было произойти что-то особенное, чтобы появилась система с хорошо функционирующим размером шрифта. Считалось, что это было изобретение, которое вывело типографию на качественно новый уровень.
Такие изобретения имели место в XVIII веке, и слава отца типометрии досталась Пьеру-Симону Фурнье, печатнику слов в Париже. Он был сыном печатника и с детства научился разбираться в тонкостях ремесел своего отца. Повзрослев, Фурнье открыл собственные языковые мастерские, которые стали известны по всей Франции. Кроме того, Пьер-Симон, превосходный скульптор, обладал художественным вкусом, поэтому он не мог игнорировать красоту шрифтов, напечатанных его буквами. Он был хорошо осведомлен о проблемах современной типографии и отражал возможные пути их решения.