Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создания системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1.1. Характеристика и сущность понятия «стресс на рабочем месте»
1.2. Причины формирования стресса на рабочем месте
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа организации диагностического исследования
По результатам диагностики выявлено, что только 3% испытуемых обладают высокой степенью сопротивляемости стрессу, 63% испытуемых обладают пороговой степенью, что является тревожным фактором, у 34% испытуемых выявлена низкая степень стресса – что интерпретируется как опасный фактор, указывающий на нервное истощение. Средние показатели по группе указывают на пороговую степень стрессоустойчивости личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на констатирующем этапе эксперимента.
Наглядно результаты по диагностике степени стрессоустойчивости в группе сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение показателей степени сопротивляемости стрессу в группе испытуемых на констатирующем этапе
Результаты диагностики типа поведенческой активности личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента
Этап исследования |
Уровень выраженности поведенческой активности в условиях стресса |
||||
А |
А1 |
АБ |
Б |
Б1 |
|
Констатирующий этап исследования (12 испытуемых) |
3% |
63% |
20% |
14% |
По данным таблицы 3, мы можем сделать вывод о том, что в группе сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск преобладает тип поведенческой активности А1 (присутствует у 63% испытуемых).
Наглядно результаты диагностики стратегий поведенческой активности в условиях стресса у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента представлены на рис. 2.
Рис. 2. Распределение показателей типов поведения личности в условиях стресса в группе испытуемых на констатирующем этапе
Анализируя результаты, мы можем сделать вывод о том, что большинство сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск (63%) характеризуются сверхвовлеченностью в работе, неумением отвлечься от нее и нехваткой времени для отдыха. Так же их отличает постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
Таким образом, подводя итоги диагностики стратегии поведенческой активности личности в условиях стресса, мы можем сделать вывод о том, что у большинства сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск выявлен выбор нерациональной стратегии поведенческой активности в условиях стресса, что снижает общий уровень стрессоустойчивости у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск и делает их более подверженными стрессу на рабочем месте.
Результаты методики диагностики нервно-психической устойчивости в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Диагностика определения НПУ личности в группе сотрудников ООО МКДОУ №54 г.Новомосковск
Этап исследования |
Уровень выраженности НПУ личности |
|||
Высокая |
Хорошая |
Удовлетво-рительная |
Неудовлет-ворительная |
|
Констатирующий этап иисследования (12 испытуемых) |
17% |
13% |
64% |
6% |
Наглядно результаты по диагностике НПУ в группе испытуемых представлены на рис. 3.
Рис. 3. Распределение показателей НПУ по группе испытуемых на констатирующем этапе
Анализируя результаты, мы можем сделать вывод о том, что большинство испытуемых (64%) обладают удовлетворительной нервно-психической устойчивостью, что говорит о том, что у этих сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальных условиях. Высокий уровень НПУ выявлен только у 17% испытуемых, и хороший уровень НПУ у 13%, относящихся к благоприятному прогнозу. В группе испытуемых выявлено 6% сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск, прогноз которых неблагоприятен, так как показатели говорят о высокой вероятности нервно-психических срывов, таким сотрудникам МКДОУ №54 г.Новомосковск необходимо дополнительное обследование психиатром, невропатологом.
Результаты исследования по методике «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» (УМПС) в экспериментальной группе представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты опросника «УМПС» в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе
Этап исследования |
Факторы |
Оценки |
||
Не выраже-но |
Выражено |
Сильно Выражено |
||
Констатирующий этап исследования (30 испыту-емых) |
Утомление |
24% |
64% |
12% |
Монотония |
84% |
16% |
0% |
|
Пресыщение |
80% |
20% |
0% |
|
Стресс |
16% |
44% |
40% |
Наглядно результаты методики УМПС представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты методики УМПС в группе испытуемых на констатирующем этапе
Анализируя результаты, полученные в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе исследование, можно сделать вывод, что сильно выражено у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск состояние утомления и стресса, находится в выраженном состоянии, так же у большинства, – утомление и стресс. Не выражено практически у всей группы сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск состояние монотонии и пресыщения. Полученные данные выявили необходимость разработки системы профилактики стресса на рабочем месте.
2.2. Рекомендации профилактике стресса на рабочем месте
Для решения проблемы формирования здоровья и личностного развития сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности была разработана система профилактической работы (таблица 6).
Цель программы: формирование стрессоустойчивости у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.
Задачи:
1. Повышение познавательной компетентности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск, т.е. осознание своей системы ценностей, личностных и психофизиологических особенностей.
2. Осознание симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий.
3. Расширение опыта анализа и преодоления стрессовых ситуаций, неконструктивных стереотипов поведения, деятельности, общения.
4. Овладение социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными трудностями, развитие ситуативной адекватности.
5. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других.
6. Развитие личностных механизмов стрессоустойчивости: мотивационной сферы, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, коммуникативной компетентности, саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтроля.
Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 1,5 часа.
Используемые методические приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, работа в парах, игры, упражнения.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Разминка. Включает в себя набор упражнений, способствующих активации участников группы, создает благоприятную атмосферу, повышает сплоченность.
2. Основной этап занятия. Эта часть включает в себя дискуссии, упражнения, игры, направленные снятие состояния тревожности и формирование стрессоустойчивости.
3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия участники обмениваются своими впечатлениями.
Таблица 6
Тематический план программы профилактики стреса на рабочем месте у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск
№ п/п |
Название занятия |
Цели занятия |
Содержание занятия |
1 |
Знакомство, формулиро-вание правил и норм |
Знакомство участников друг с другом, создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; установление правил работы в группе |
1. Дискуссия: — Что такое группа? 2. Установление правил работы в группе 3. Принятие правил 4. Упражнение «Имя и качество» 5. Упражнение «Ассоциации» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
2 |
Каков я на самом деле? |
Закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию |
1. Упражнение «Букет» 2. Упражнение «Немного о себе» 3. Игра «Встреча взглядами» 4. «Какой я человек?» 5. Упражнение «Я — первый» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
3 |
Я - это Я |
Помочь поверить в свои силы, развить коммуникативные и творческие навыки, сформировать позитивное отношение к своему «Я» |
1. Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Я люблю себя за то…» 3. Упражнение «Солнечный круг» 4. Упражнение «Захват инициативы» 5. Упражнение «Драгоценность» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
4 |
Мои достоинства |
Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки, формирование уверенности в себе |
1. Упражнение «Необычное приветствие» 2. Беседа о достоинствах 3. Упражнение «Букет моих достоинств» 4. Упражнение «Закрась газету» 5. Рефлексия занятия 6. Ритуал прощания |
5 |
Стрессы в нашей жизни |
Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям |
1. Упражнение «Я и стресс» 2. Мини-лекция «Стресс» 3. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса» 4. Рефлексия занятия 5. Ритуал прощания |
6 |
Стрессы в нашей жизни (продолжение) |
Научить слушателей анализировать различные виды адаптивного и дезадаптивного поведения в ситуациях фрустрации; акцентировать внимание группы на последствиях дезадаптивного поведения |
1. Упражнение «Приветствие без слов» 2. Игра «Построиться по росту» 3. Мини-лекция «Фрустрация» 4. Упражнение «Новый начальник» 5. Упражнение «Стресс в моей жизни» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
7 |
«Разорви цепь» |
Выявление индивидуального стиля выхода из стрессовой ситуации, формирование партнерских отношений, расширение поведенческого репертуара каждого участника |
1. Упражнение «Приветствие» 2. Игра «Разорви цепь» 3. Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь» 4. Упражнение «Инвентаризация стрессов» 5. Игра «Темп» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
8 |
Профессиональные стрессы |
Выработка стратегии эффективного поведения в типичных или часто повторяющихся профессионально трудных ситуациях; обучение отслеживанию своего эмоционального состояния в ситуациях профессионального стресса |
1. Игра-приветствие «Локотки» 2. Упражнение «Быть руководителем — хорошо или плохо?» 3. Игра «Здесь сидит Таня...» 4. Ролевая игра «Весенняя распродажа» 5. Рефлексия занятия 6. Ритуал прощания |
9 |
«Я могу!» |
Развитие чувства уверенности в тревожной ситуации, связанной с будущими событиями, развитие ресурсов личности, научить правилам передачи и принятия критики |
1. Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Шумовой квадрат» 3. Упражнение «Круг совершенства» 4. Упражнение «Достойный ответ» 5. Рефлексия занятия 6. Ритуал прощания |
10 |
«Повелитель времени» |
Изучение ориентации во времени, создание каждым участником собственной схемы управления временем |
1. Упражнение «Ритуалы приветствия» 2. Мини-лекция «Тайм-менеджмент» 3. Упражнение «Минута» 4. Упражнение «Делу время — потехе час» 5. Упражнение «Гардероб» 6. Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека» 7. Ритуал прощания |
11 |
Личность и стресс |
Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально |
1. Игра «Я сегодня вот такой...» 2. Упражнение «Вы не поверите, что...» 3. Упражнение «Рисуем кошку» 4. Мини-лекция «Цель» 5. Упражнение «Цель» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
12 |
«Игры со стыдом» |
Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции; выявлять иррациональные установки, лежащие в основе некоторых негативных эмоций; понимать и принимать эмоции других людей |
1. Упражнение «Приветствие» 2. Упражнение «Игры со стыдом» 3. Упражнение «Темперамент и стресс» 4. Упражнение «Тропа эмоций» 5. Рефлексия занятия 6. Ритуал прощания |
13 |
Как справиться с эмоциями? |
Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции |
1. Упражнение «Комплименты» 2. Упражнение «Я злюсь, когда...» 3. Упражнение «Выкинь свои проблемы» 4. Упражнение «Устойчивость» 5. Обобщающее упражнение «Реклама «Лекарство от стресса» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
14 |
Саморегуляция |
Научить владеть собой и своим телом, осознание потребности нашего тела в движении |
1. Упражнение-разминка «Повтори движение» 2. Мини-лекция «Методы саморегуляции» 3. Упражнение «Стрессовая реактивность» 4. Упражнение «Стена» 5. Упражнение «Тряпичная кукла» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
15 |
Дыхание |
Предоставление участникам тренинга возможности увидеть тесную связь между эмоциональным состоянием и дыханием, а также поработать с навыками дыхательной саморегуляции |
1. Упражнение «Приветствие вслепую» 2. Упражнение «Полное дыхание» 3. Упражнение «Контроль дыхания» 4. Упражнение «Медитация» 5. Упражнение «Нижнее дыхание» 6. Рефлексия занятия 7. Ритуал прощания |
16 |
Вперед к успеху! |
Осознание ресурсов стрессоустойчивости и их визуальное закрепление, обобщение полученного в ходе семинара материала, ориентация участников на реализацию приобретенных знаний и навыков |
1. Упражнение «Всеобщее приветствие» 2. Упражнение «Символ спокойствия» 3. Упражнение «Мое будущее» 4. Обобщающее упражнение «Карта группы» 5. Рефлексия всех занятий 6. Ритуал прощания |
Программа профилактики стресса на рабочем месте у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск была разработана на основе работ следующих авторов: Р. А. Абдурахманова, А. Я. Анцупова, В. Д. Бицоева, A. B. Булгакова, М. И. Дьяченко, С. В. Захарика, В. Л. Марищука, A. A. Камышанова, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Караяни, В. П. Каширина.
Заключение
Профессиональный стресс –многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда.
Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.
Основой нашего практического исследования стало изучение особенностей личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.
Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет нам придерживаться теоретической позиции, согласно которой главной причиной стресса на рабочем месте является психологическое переутомление, связанное с возрастающими требованиями профессиональной деятельности и снижающимися внутренними ресурсами сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о наличии сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск с высоким уровнем сформированности стресса на рабочем месте. На основе анализа результатов проведённого исследования и психологической литературы по проблеме исследования были разработана и апробирована программа профилактики стресса у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.
Профилактическая программа направлена на: повышение познавательной компетентности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск, т.е. осознание своей системы ценностей, личностных и психофизиологических особенностей; расширение опыта анализа и преодоления стрессовых ситуаций, неконструктивных стереотипов поведения, деятельности, общения; овладение социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными трудностями, развитие ситуативной адекватности; развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других; развитие личностных механизмов стрессоустойчивости - мотивационной сферы, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, коммуникативной компетентности, саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтроля.