Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создания системы профилактических мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа была составлена с учётом возрастных особенностей сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск и представляет собой цикл из 16 занятий.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-

Славская. М.: Мысль, 1991.

  1. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М., 2010.
  2. Белоус В.П. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. №5. С.65-71.
  3. Белоус В. В. Тип темперамента и проблема гармонизации индивидуальности // Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека. Свердловск, 1983.
  4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В.А.Бодров // Писхол. журнал. — 2009.-№1.-С.122-133.
  5. Варавин А. Критическая ситуация: стратегия и тактика. М., 2011.
  6. Генковская, В. М. Особенности саморегуляции как формапсихической устойчивости личности в стрессовых ситуациях / В.М. Генковская: автореф. дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2009.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: изд. «Наука», М., 1983. – С. 211.
  8. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. -303 с.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М, 1977.
  10. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Московского Ун-та, 1993. – С. 123.
  11. Оконов Д.А. Исследование феноменологический и прикладных аспектов стресса, и стрессоустойчивости у сотрудников вневедомственной охраны МВД России. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 18, № 44, 2009
  12. Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356–392.
  13. Селье Г. Стресс без болезней. СПб.: Питер, 1994.
  14. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
  15. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009
  16. Старченкова Е.С., Подсадный С.А. Концепция проактивного совладающего поведения. // Психология психических состояний. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции / Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Валиуллина М.Е. (ред.). Часть 1. Казань, КГУ: ЗАО «Новое знание», 2009. С. 304–308.
  17. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. М., 1999.
  18. Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека, 1996. Т. 22. №4. С. 73–78.
  19. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2009.
  20. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994.
  21. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1. С. 19–34.
  22. Шапкин С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория, методы психологического анализа / Отв. ред. Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 1999. – 358 с
  23. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
  24. Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. – №5.

Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983.- с. 26-32.

Приложения

Методики диагностики

1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге).

Ее суть состоит в том, что испытуемые вспоминают все жизненные ситуации, прошедшие с ними в течение последнего года и оценивают их по бальной системе, интерпретация которой дает представление о степени стрессоустойчивости.

2. Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях

стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк).

Методика состоит из 61 вопроса, касающихся особенностей жизни и активности в поведении, общении в эмоционально-напряженных ситуациях. Испытуемые должны выбрать вариант ответа, далее по ключу определяется сумма баллов, позволяющая интерпретировать тип личности, показывающий определенное направление стратегии поведенческой активности личности испытуемого в условиях стресса.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова).

Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» для определения уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе
Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос «да» или  «нет», отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов. Обработка данных осуществляется с помощью подсчета сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу».

4. Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II.

Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечисленных компонентов актуального функционального состояния. Он состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» – 1 балл, «часто» – 2 балла, «иногда» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла. Опросник предназначен для индивидуального или группового использования.

Состояния, исследуемые с помощью опросника «УМПС», определяются как: утомление, монотония, психическое пресыщение, стресс.