Файл: Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создания системы профилактических мероприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1.1. Характеристика и сущность понятия «стресс на рабочем месте»
1.2. Причины формирования стресса на рабочем месте
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа организации диагностического исследования
Первая группа причин обусловлена психологическими особенностями человека, его восприятием окружающей действительности. На объективные причины повлиять сложно, они оказывают влияние на всех работников конкретной организации. Сюда относятся вредные условия производства (пыль, шум, радиация, высокие или низкие температуры, постоянная опасность для жизни и здоровья), интенсивный рабочий график, повышенная ответственность.
Субъективные причины стресса у каждого свои. Риску подвержены неуверенные в себе, необщительные люди, болезненно реагирующие на критику и пренебрежительное отношение. Некоторые люди имеют жизненные убеждения, не совпадающие со взглядами других членов коллектива. Это мешает нормальной коммуникации и является причиной постоянного внутреннего конфликта.
Основные тезисы классической теории стресса Ганса Селье легли в основу современных исследований, касающихся различных форм человеческой деятельности. Но в современной психологии существует множество описательных моделей стресса, построенных на новой методологической основе. Проведенный А. Б. Леоновой анализ современных исследований по проблеме стресса позволили выделить три основных направления: экологический, транзактный и регуляторный [16].
Представители «экологического подхода», начиная с 60-х годов ХХ века, предприняли комплексное исследование с целью изучения взаимосвязи между спецификой работы и качеством жизни, психологическим благополучием, психическим здоровьем личности. С их точки зрения, профессиональный стресс возникает в случае рассогласования требований, которые накладывает на человека в профессиональной среде, и потенциал у него для их успешного выполнения [1, 13].
Позже, в 70-х годах XX века сформировались основные концепции «транзактногоанализа» на основе описательной модели психологического стресса Р. Лазаруса. Особое внимание уделяется процессуальному анализу индивидуально-психологических детерминант переживания стресса, а именно когнитивной составляющей восприятия человеком различных особенных ситуаций и жизненных стратегий копинга («копинг-стратегий»). «Психологический» аспект реакции на стресс, с точки зрения Р. Лазаруса, предполагает высокую степень субъективности в оценке человека, существующих на данный момент внутренних ресурсов для эффективного сопротивления угрожающих ситуациях [19].
Одной из самых интересных является модель «профессионального стресса» Т. Кокса, в которой воплощается представление о динамике возникновения и разрешения стрессовой ситуации. С точки зрения данной концепции, надо анализировать источники стресса в прямой зависимости от потребностно-мотивационной сферы человека (установки, мотивы, ценности), а также индивидуальный набор копинг-стратегий [5].
Нормативный подход к пониманию природы и механизмов психологического стресса представлены в ряде зарубежных и отечественных исследований. Согласно концепции функционального состояния, психологический стресс может рассматриваться в статусе одного из этих состояние, которые возникают в результате конкретной деятельности по регулированию в ситуациях. В соответствии с нормативными подходом, люди могут использовать различные механизмы регулирования, выбор которых определяется различными факторами.
В «двухуровневой модели управления ресурсами» Д.Бродбента и Р.Хокки, особое внимание уделено различным уровнем саморегуляции, в зависимости от уровня осознанности-неосознанности контроля и автоматизма действий [8].
А.Б. Леоновой приведена классификация компенсаторных механизмов, используемых человеком в стрессовых ситуациях: «продуктивная мобилизация» и «дезорганизации личности». Эта классификация основана на детальном изучении формирования и развития когнитивного, операционального и рефлексивного уровня активности в проблемных ситуациях под воздействием интенсивных нагрузок. Динамика формирования стабильных патологических изменений в реакции личности в стрессовых ситуациях, начиная от индивидуального стресса при хронических проявлениях [6].
В настоящее время стресс выступает непременным проявлением жизни. Это связано с тем, что люди постоянно находятся под влиянием внешних раздражителей разной интенсивности. Умеренной интенсивности раздражители, как правило, вызывает мобилизующий эффект стресса. Увеличение интенсивности раздражителей или их экстенсивность способствует развитию соматических и психических расстройств. В настоящее время большое внимание уделяется изучению стресса в контексте «человек - профессиональная среда». Основой для детальной разработки этого подхода послужил методологический принцип комплексного исследования различных видов отношений между условиями и требованиями производственной ситуации и уровня внутренних ресурсов работающего человека [5].
Отмечается, что дисбаланс между требованиями профессиональной среды и индивидуально-личностных характеристик человека влияет на его стресс, способствует нарушению физического и психического здоровья, что проявляется в появлении психосоматических и невротических расстройств, профессиональной деформации и др. Но при этом снижение профессионального стресса влечет за собой снижение эффективности работы сотрудников и организации в целом [15].
Трудовая деятельность в той или другой производственной ситуации может быть не столько причиной, а поводом для возникновения стресса работников, в то время как истинные причины стресса являются особенностями личности. Однако основное значение в преодолении любого стресса рождается через личностный фактор. Сложные ситуации не изменяют состояние человека напрямую: их влияние на настроение и психическое состояние определяется совокупностью личностных особенностей, отношением к ситуации, опытом преодоления [2, 10].
В ходе любого развития неизбежны переживания неудовлетворенности, какой-то внутренний стресс. Уровень напряжения не всегда легко определить и регулировать, т.к. это часто сопряжено с опасностью превышения оптимального или допустимого уровня. Благоприятный здоровьеохранный статус (для деятельности и для жизни), поддержание устойчивого настроения, связанные с умеренным напряжением, не приводят к душевному дискомфорту и соразмерны личным и индивидуальным ресурсам человеческого потенциала [7, 21]. Для описания стресса, связанного с профессиональной деятельностью, используя различные понятия.
Трудно перечислить все многообразие производственных факторов, которые могут влиять быстро или постепенно, чтобы вызвать стресс в организме человека (промышленный шум, вибрация, укачивание на транспортных средствах, ограниченности пространства, неудобная поза и т. д.) [9, 22].
Л. А. Китаев-Смык отмечает, что важным фактором является график работы: увеличена продолжительность смены (включая сверхурочные), что приводит к усталости, неудобные часы работы. Организм человека имеет естественные, циклические ритмы в течение дня, которые включают периоды сна и активности. Однако потребность в продукции зачастую требует изменения естественного уровня [20, 22].
Помимо нарушения циклических ритмов сверхурочные часы имеют два дополнительных фактора, вызывающих стресс: а) у человека нет времени, чтобы он мог им распоряжаться по своему усмотрению; б) непредсказуемые часы работы могут мешать развитию его личных связей, хобби, которые обычно облегчают человеку последствия стресса [4, 14].
В экстремальных условиях возникает сложная картина изменений физиологических процессов, психики, социально-психологических характеристик личности. Сильное повреждающее воздействие на организм и личность оказывает однообразие: сенсорных, моторных, эмоциональных стимулов. Снизить негативное воздействие монотонности можно только в случае фундаментальных изменений условий труда [6, 12, 17].
Обобщая мнение многих авторов, можно выделить ряд основных источников стресса на рабочем месте:
- плохое распределение труда и нехватка персонала или технических руководителей;
- необходимость выполнять работу ниже своего профессионального уровня и компетенции;
- нечеткие инструкции, определяющие границы ответственности работника [7].
Неопределенность будущего организации может принимать форму частых перемен в местной политике, в которой сотрудники не знают точно, что происходит. Неопределенность может принимать форму незнания элементарных рабочих моментов [10].
Особого внимания заслуживает процесс реорганизации производства и такой компонент как инновационный. Почебут Л.Г. и В.А. Чикер определяют инновацию как процесс внедрения нового в различные сферы деятельности, производства и промышленности. Это процесс качественного изменения чего-либо, и как результат этого изменения – новшество [12, 17].
Низкий статус рабочих мест, низкая зарплата и отсутствие карьерного роста являются важными факторами организационного стресса - многие люди испытывают стресс, вызванный отказом от своих требований. Очень важные причины организационного стресса являются слабое руководство и плохой психологический климат. В последнем случае нарушается взаимная поддержка коллег. Конфликты с коллегами приводят к нечеткому спектру функций овертайма, борьбе за статус [13].
Для ряда профессий стрессовым фактором может выступать отсутствие физической активности. Сильным стрессором становится тот факт, что в большинстве профессий, научных и технических областях объем знаний, необходимых для поддержания уровня компетенции, быстро прогрессирует. К связанным с рабочим стрессом следует отнести феномен «профессионального психического выгорания», который обычно принимает форму затяжного течения [3, 18].
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа организации диагностического исследования
В ходе исследования нами была составлена диагностическая программа, направленная на изучение особенностей появления стресса и состоит из следующих психологических методик:
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге).
- Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк).
- Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова).
- Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II.
Цель диагностической программы: изучить особенности проявления стресса у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск.
Таблица 1
Содержание диагностической программы
№ |
Название методики, ее автор |
Цель методики |
1 |
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге) |
Изучение степени стрессоустойчивости |
2 |
Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк) |
Изучение определенного направления стратегии поведенческой активности личности испытуемого в условиях стресса |
3 |
Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова) |
Определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе |
4 |
Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II |
Оценка выраженности состояний сниженной работоспособности |
По результатам констатирующего этапа исследования в ходе тестирования были интерпретированы результаты диагностики, в ходе обсуждения которых вся группа испытуемых дала свое согласие на дальнейшее участие в нашем эксперименте. В силу этого для нашего исследования представляют интерес результаты диагностики 12 испытуемых. В данном пункте приводятся результаты данной группы сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе исследования.
Результаты диагностики первой методики представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Диагностика определения стрессоустойчивости личности у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента
Этап исследования |
Уровень выраженности степени стрессоустойчивости |
||
Низкий уровень |
Пороговый уровень |
Высокий уровень |
|
Констатирующий этап исследования (12 испытуемых) |
34% |
63% |
3% |